Праздник Стефана Первомученика, одного из семи первых диаконов ранней Церкви и первого из христианских мучеников, пролившего кровь за веру во Христа в 33 или 34 г. после Рождества Христова в Иерусалиме — отмечается во второй день Рождества, 26 декабря
Традиция отмечать самые значительные праздники в течение восьми дней известна ещё из Ветхого Завета. В Книге Чисел предписывается праздновать Пасху Господню в течение семи дней, а в восьмой день совершать отдание праздника, также должно праздновать и праздник Кущей и праздник посвящения храма. В ранней христианской Церкви первыми торжествами, отмечаемыми в течение восьми дней, были устроенные при императоре Константине торжества в честь освящения храмов в Иерусалиме и Тире. Затем были установлены октавы Пасхи, Богоявления и Рождества. В последующие века количество праздников, отмечаемых октавой, возрастало. До литургической реформы Второго Ватиканского Собора таких Торжеств, было значительно больше, чем теперь, например, октаву имело Торжество Тела и Крови Христа. Затем октавы были оставлены только Торжествам Рождества, Пасхи и Пятидесятницы, а с 1969 г. – только Пасхе и Рождеству. ##more##
На восемь дней рождественской октавы приходятся пять праздников, имеющих древнюю историю и относящихся к так называемым «сопровождающим праздникам» или «соборам», за которыми вспоминаются лица, особенно тесным образом связанные с главным действующим лицом Торжества. Таким образом, в октаве Рождества отмечаются праздники, посвящённые Святому Семейству, Пресвятой Деве Марии, Евангелисту Иоанну, первому мученику Стефану и Вифлеемским младенцам.
Праздник Стефана Первомученика, одного из семи первых диаконов ранней Церкви и первого из христианских мучеников, пролившего кровь за веру во Христа в 33 или 34 г. после Рождества Христова в Иерусалиме — отмечается во второй день Рождества, 26 декабря. Этот праздник один из самых древних известных нам праздников в честь святых. Первое упоминание о почитании памяти этого святого на следующий день после Рождества встречается уже в конце IV века. До наших дней дошла проповедь Григория Нисского в похвалу мученика Стефана, произнесённая им в день, посвящённый памяти святого – 26 декабря 386 г. Сирийский месяцеслов IV века содержит указание на праздник «Первого мученика в Иерусалиме Стефана апостола, главы (корифея) мучеников», приходящийся на 26 декабря, что, несомненно, указывает на то, что святой Стефан уже тогда широко почитался Церковью.
Известно, что Стефан происходил из среды эллинистов — грекоговорящих евреев, выходцев из греческих колоний. Шестая глава Деяний рассказывает о возникшем в ранней Церкви конфликте между иерусалимскими евреями и эллинистами, жалующимися на несправедливое пренебрежение интересами их вдов при раздаче хлеба. Для того, чтобы не отвлекаться на заботу «о столах» в ущерб проповеди Слова Божия и молитве, апостолы избрали семерых «изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости… Стефана, мужа, исполненного веры и Духа Святаго, и Филиппа, и Прохора, и Никанора, и Тимона, и Пармена, и Николая Антиохийца, обращенного из язычников» (Деян. 6:5), которых, через возложение на них рук апостолов предназначили для диаконского служения. Это было первое в истории Церкви рукоположение в диаконы. Очевидно, кроме заботы о насущных нуждах членов общины, диакон Стефан занимался и проповедью Слова Божия. Святой Лука в книге Деяний говорит, что через Стефана были совершены многие чудеса и знамения. Церковь возрастала, но вместе с числом последователей росло и количество врагов. Недоброжелатели Стефана пытались противостоять ему, но не могли победить в честном и открытом споре – устами Стефана говорил Святой Дух. Тогда враги Церкви нашли лжесвидетелей, которые обвинили диакона в богохульстве. Верный ученик Христа был обвинён в том же, в чём совсем недавно обвиняли его Учителя, схвачен и приведён в суд синедриона.
В суде Стефан произнёс пространную речь, которую скорее можно назвать проповедью и в которой, ссылаясь на тексты Священного Писания, показал, что пророки предсказывали пришествие Христа, но евреи всегда «противились Духу Святому», преследовали пророков и, наконец, предали на смерть и Самого Сына Божия. Речь Стефана вызвала ярость обвинителей, которые схватили его и, выведя из синедриона, убили, побив камнями. То, как описывает убийство Стефана святой Лука, даёт основания предположить, что свершившееся не было казнью по приговору суда (иудеи не имели права выносить смертные приговоры без согласования с римскими властями), но именно убийством, совершённым разъярённой толпой. Подобно Христу, Его ученик, умирая, молился о прощении своих убийц и удостоился видения отверстых небес и Сына Божия, стоящего одесную Отца.
Предание Церкви говорит, что, несмотря на то, что обычно тела убитых по обвинению в богохульстве оставались без погребения – их бросали на съедение диким зверям – останки Стефана были тайно унесены христианином Гамалиилом и погребены в селении Карфагамала близ Иерусалима на семейном участке Гамалиила, где также погребли Никодима (того самого, который ночью тайно приходил к Иисусу) и сына Гамалиила — Авива. Сведения о месте захоронения святого Стефана содержатся в «Послании ко всем Церквам об открытии мощей святого мученика Стефана» иерусалимского пресвитера Лукиана, в котором автор описывает как «в сонном видении» ему явился Гамалиил, указавший место могилы Стефана и повелевший воздать мощам святого подобающую ему честь. В 415 г. мощи Стефана были перенесены в храм на Сионе, а в 428 г. царица Пульхерия распорядилась перенести частицы мощей мученика в Константинополь. После чудесного обретения мощей святого Стефана его почитание распространилось очень широко. Количество чудес, совершённых по молитве паломников, пришедших поклониться мощам первого христианского мученика, исчислялось тысячами. Чудотворными были не только сами частички тела святого, но даже земля с его могилы, благоговейно привозимая домой паломниками. Частицы его мощей были вывезены во многие страны Европы. Святой Стефан почитается как покровитель каменщиков, диаконов и страдающих от головной боли.
Анна Кудрик