25 мая – память святого Беды Достопочтенного, Учителя Церкви.

Блаженный Ноткер Балбулус, бенедиктинский монах, библиотекарь Санкт-Галленского монастыря, писатель, учёный и композитор, говорил, что он «новое солнце на Западе, возведённое Богом в шестой век человечества, чтобы осветить весь мир».

Слава пришла к этому человеку, прожившему тихую и размеренную жизнь монаха и учёного «на краю света» в монастыре свв. Апостолов Петра  и Павла в Ярмуте ещё при его жизни, а после смерти продолжала возрастать. Спустя всего сто лет после его смерти  Аахенский Собор, называя Беду «достопочтенным» постановил считать его равным ранним Отцам Церкви. Он был непререкаемым авторитетом в вопросах веры для многих поколений богословов не только в Англии, но и во всей Западной Церкви. Святой Бонифаций называл Беду «светом Церкви, зажжённым Святым Духом», блаженный Ноткер Балбулус, бенедиктинский монах, библиотекарь Санкт-Галленского монастыря, писатель, учёный и композитор,  говорил, что он «новое солнце на Западе, возведённое  Богом в шестой  век человечества, чтобы осветить весь мир», на протяжении веков считалось, что мнение Беды по спорным вопросам веры является решающим, кардинал Беллармин считал, что Беда оказал такое же влияние на Западную Церковь, какое Иоанн Дамаскин на Восточную, и таких примеров, свидетельствующих о месте святого Беды Достопочтенного в Церкви, множество. Но святой Беда хорошо известен не только в среде христиан. Без Беды Достопочтенного невозможно представить себе английскую культуру. По мнению большинства исследователей он является центральной фигурой того периода, который называют золотым веком англо-латинской литературы. Широко известны и высоко ценимы его «Церковная история народа англов», труды по хронографии, риторике, теории музыки, сочинённые им гимны.

Сегодня о его жизни известно немногое. Он родился в Нортумбрии, в 673 году. Возможно, местом его рождения была деревня Монктон, где сохранился древний колодец, называемый колодцем св. Беды. О том, кто были его родители, из какой семьи он происходил также сведений не сохранилось. Семи лет родственники поместили его в монастырь Веармут, основанный выдающимся деятелем Церкви, одним из образованнейших людей своего времени Бенедиктом Бискупом. Это не было необычным в то время – бенедиктинский устав позволял принимать в новициат детей, начиная с семи лет, а монашество считалось завидным уделом в самых знатных и могущественных семьях Англии. Вскоре мальчик был переведён оттуда в монастырь Ярроу, также основанный Бискупом. Известен всего один эпизод, относящийся к детству св. Беды. В 681 году, вскоре после основания монастыря, эпидемия чумы унесла всех монахов, кроме наместника о. Кеолфрида и восьмилетнего Беды.

Оставшись без братьев, о. Кеолфрид принял решение читать с антифонами только утреню и вечерню, так как Беда был ещё очень мал, но спустя неделю отменил это решение. Так, вдвоём, взрослый монах и ребёнок служили литургию часов  по полному чину до приезда новых братьев. До самого своего отъезда в Рим 5 мая 716 г.  о. Кеолфрид оставался духовным наставником Беды. С глубоким почтением и любовью Беда описал его жизнь в «Житиях святых настоятелей монастыря в Веармуте и Ярроу».

Сам святой, в короткой автобиографии, помещённой им в конце пятой книги своего самого известного сегодня труда «Церковная история народа англов» говорит о себе только следующее: «…служитель Христа и священник монастыря блаженных апостолов Петра и Павла в Виремуде и Ингирве. Родился  в пределах того монастыря и в семь лет стараниями родных был отдан для обучения преподобнейшему аббату Бенедикту, а потом Кеолфриду. С тех пор всю жизнь провел в этом монастыре, целиком посвятив себя изучению писаний; исполнял правило и ежедневно пел в храме, но особенно всегда любил учиться, учить и писать. В девятнадцать лет был посвящен в диаконы, а в тридцать – в священники; оба раза по велению преподобнейшего епископа Иоанна аббату Кеолфриду. С тех пор, как стал священником, до пятьдесят девятого года жизни для собственного блага и для пользы братии делал краткие изложения писаний преподобных отцов и добавлял к ним собственные записи для прояснения их смысла и содержания» Далее следует список из более чем семидесяти книг, написанных или переведённых Бедой. Этот список составляет большую часть короткого текста, в котором святой рассказывает о себе. В числе его сочинений – комментарии к книгам Ветхого и Нового Завета, сочинения по агиографии, истории, грамматике и риторике, об искусстве стихосложения, церковные гимны и стихи.

Краткую историю своей жизни Беда завершает молитвой: «Молю Тебя, милостивый Иисус, ниспослать мне сладкое дуновение мудрости Твоего Слова и щедро одарить меня, чтобы мог я наконец прийти к Тебе, источнику всяческой мудрости, и пребывать пред лицом Твоим вовеки».

Жизнь святого, была размеренной, в ней, подчиняясь распорядку монастырского устава, молитва, размышления и труд сменяли друг друга в раз и навсегда утверждённой последовательности, и того, что в миру принято считать событиями в ней было немного,  но это была напряжённая жизнь молитвенника, интеллектуала и учёного. В богатейшей библиотеке монастыря Ярроу, собранной Бенедиктом Бискупом были книги «…по всем областям священного знания» как говорится в его биографии составленной св. Бедой, часть из которых была куплена основателем во время путешествий, часть подарена богатыми жертвователями. Собирание библиотеки в то время было непростой задачей, требующей энергии, дальних поездок и очень значительных средств (к примеру, два «красивых тома» «Географа» были обменены монастырём у короля Альфрида на восемь хайд – более 24 гектаров – приречной земли для монастыря, что даёт некоторое представление о стоимости хорошо иллюстрированной книги в VIII в.).  Несмотря на высокую стоимость и сложность покупки книг, преемник Бискупа, аббат Кеолфрид увеличил монастырскую библиотеку вдвое. Благодаря этому святой, числивший в любимых занятиях учёбу, был знаком с творениями Западных и Восточных Отцов Церкви, античных и средневековых историков, риторов, христианских и античных  поэтов. Приобретённые в библиотеке монастыря обширные познания и врождённые выдающиеся способности позволили ему стать одним из самых значительных авторов Раннего Средневековья. Помимо этого, его отличали исключительные трудолюбие и работоспособность: практически всю жизнь, вплоть до последней болезни, как свидетельствует он сам: «Я сам себе секретарь, я диктую, я составляю, я сам всё копирую». Наследие Беды Достопочтенного, дошедшее до наших дней составляет сорок пять томов, при том, что некоторые из его творений утрачены. Современные исследователи больше всего ценят «Церковную историю народа англов», написанную Бедой по просьбе короля Кеолвульфа,  и снискавшую святому Беде славу «отца английской истории». В начале этого труда он объясняет значение истории для воспитания и формирования души христианина: «…если история повествует о добрых деяниях добрых людей, то вдумчивый ее слушатель побуждается подражать добру; если же она говорит о злых делах нечестивцев, то религиозный и набожный слушатель или читатель ее учится беречься от того, что есть зло и порок, и следовать тому, что признается добрым и угодным Богу». Сегодня это произведение, единственное в своём роде, очень достоверное описание событий ранней английской истории, снабжённое подробными ссылками на источники и свидетельства очевидцев, даёт уникальный материал для исследователей истории Англии. При жизни же самого Беды более важными считались его комментарии к Библии, особенно к Книгам Ветхого Завета, помогавшие обращаемым в христианство понять духовное значение Ветхого Завета и избежать опасности увлечься описаниями жизни Израильских царей, проводя параллели между ними и героями языческих культов, а также перевод Евангелия от Иоанна на англосаксонский язык. В письмах, присланных в монастырь в Ярроу часто встречаются просьбы: «…списав, отправить нам оставшиеся из трудов проницательнейшего истолкователя Священных Книг монаха Беды, который, мы слышали, недавно просиял знанием Писания». Эти книги оказали огромное влияние на процесс христианизации Германии, который вёлся англосаксонскими священнослужителями.

Весной 653 года Беда тяжело заболел. Он ощущал сильную физическую слабость и это вызывало в нём радость – он считал, что посылая ему страдания Бог, таким образом, выказывает Свою любовь к нему, и часто цитировал ученикам Апостола Павла: «Господь кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6). Предчувствуя близкую смерть, он много времени проводил с учениками, наставляя их и молясь с ними. Его ученик, Катберт, ставший впоследствии настоятелем Ярроу, оставил подробное описание этих последних дней земной жизни святого Беды. «Торопитесь учиться, – говорил он, всю жизнь учившийся и учивший, – ибо не знаю, как долго останусь среди вас». Он спешил закончить перевод Евангелия от Иоанна и выписки из труда св. Исидора Севильского «Книга круговращений». В среду, накануне Вознесения с утра он велел ученикам записать начатое накануне. Когда все ученики, кроме одного, пошли, как того требовала монастырская традиция с процессией, отмечая «отдание Пасхи», этот оставшийся сказал, что не хватает одной главы из книги, которую Беда диктовал и прибавил: «Тебе, наверное, будет тяжело отвечать на мои вопросы», на что Беда ответил: «Легко. Пиши скорее». Когда ученик записал всё, что продиктовал Беда, тот простился с пресвитерами и раздал им то немногое имущество, которое у него было. Он говорил с учениками ещё некоторое время, когда один из них сказал, что одно предложение осталось ещё незаписанным, и Беда сказал: «Пиши». Потом попросил поддержать его голову так, чтобы взгляд был обращён в сторону монастырской церкви, стал молиться, сидя на полу кельи, и на словах: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» отошёл к Отцу. Было 26 мая 735 года.

Известно только об одном чуде телесного исцеления, произошедшем на его могиле. Но написанные им книги способствовали обращению многих и многих душ. «Беда всю жизнь скрывался в самом удалённом уголке мира,  – говорится в его жизнеописании, составленном братьями в Ярроу, – но после смерти стал известен каждому во всех областях вселенной, живя в своих книгах». Его мощи покоятся в Дарэмском соборе, куда они были перенесены в XI веке. И сегодня Святой Беда Достопочтенный остаётся одним из самых известных и самых изучаемых писателей английского Средневековья.

Беда Достопочтенный канонизирован в 1899 г. Папой Львом XIII и провозглашён Учителем Церкви.

Анна Кудрик

Edit