«Совершенство вселенной в человеке, совершенство человека – в духе, духа – в любви, и любви – в милосердии»
Святой Франциск Сальский родился 21 августа 1567 года в Савойе, в замке Саль, недалеко от Анси. Он был первенцем в старинной и знатной семье, бывшей в родстве с Савойской династией, и с самого его рождения его отец, сеньор Буаси, обдумал и предопределил жизненный путь своего старшего сына, избрав для него административную карьеру. В 1573 г., в шестилетнем возрасте мальчик поступил в коллеж Ла Рош Сюр Форон, а через два года перешёл в коллеж в Анси, город, с которым впоследствии будет связана его дальнейшая жизнь. Тринадцати лет, его послали продолжать образование в Париже у иезуитов. Здесь, в Париже, размышляя о своём спасении, он пережил глубокий духовный кризис: в какой-то момент он усомнился в возможности достичь спасения, ему стало казаться, что учение о предопределении, которое проповедовали последователи Кальвина, может оказаться правдой. Страдания его, вызванные этими сомнениями, были так сильны, что он почти полностью лишился сна. Измученный он отправился в доминиканскую церковь и здесь, молясь, нашёл ответ на свои сомнения и решение, которому следовал всю жизнь. Во время молитвы ему стало ясно, что спасение в том, чтобы любить Бога, не ожидая взамен никакой награды и, во всём полагаясь на Его милосердие и любовь, быть готовым принять от Него всё. С этого момента сомнения и страх оставили Франциска. Затем был Парижский Университет, где юноша изучал право, а затем Университет Падуи, где он также изучал право и богословие и где получил степень доктора канонического и гражданского права. Отец Франциска предполагал, что старший сын станет адвокатом в Сенате Шамбери, но тот неожиданно отказался подчиниться отцовской воле – он хотел стать священником. Такое решение не обещало ни славы, ни богатства, ни почёта, ни даже, как стало понятно в ходе дальнейшей жизни будущего святого, личной безопасности. Но Франциск ясно чувствовал призвание, и в 1593 году, получив неохотное согласие отца, он был рукоположен. 21 декабря он отслужил свою первую Мессу.
Женевская епархия, где начал служение молодой пастырь находилась не просто в трудном положении – она была в изгнании – кафедра епископа временно находилась в Анси, т. к. Женева, на тот момент уже не принадлежащая Савойе, была оплотом кальвинизма, своего рода маленьким теократическим государством, и Католическая Церковь здесь была под запретом. Для католического священника было опасно не только появляться на землях, принадлежавших Женеве, но и на прилегающих к ним территориях, на которых стремительно росло количество сторонников кальвинизма. В некоторых областях Савойи почти не осталось католиков, и Франциск немедленно включился в борьбу за заблудшие души. Сила его проповеди была в мягком убеждении, в готовности терпеливо и с любовью разъяснять суть католической веры. Помимо проповеди, на стенах домов он расклеивал листовки, объясняющие истины веры и такие же листовки оставлял на порогах домов или подсовывал под двери. Можно сказать, что он первым использовал периодическую печать для проповеди. Он был терпелив, добр, неутомим и вежлив, говоря, что на каплю мёда слетается больше пчёл, чем на бочку уксуса и что если уж ошибаться, то в том, чтобы быть слишком добрым, чем слишком строгим. Он не обличал, а убеждал, участвуя, там, где это было возможно, в диспутах с противной стороной и побеждал в них, противопоставляя учению о предопределении богословие любви, открывшееся ему во время молитвы в парижской церкви. Как сказали бы сейчас – он всегда был открыт диалогу, что в то время – время религиозных войн и преследований за веру было довольно необычно. Противоборствующие стороны гораздо чаще пускали в ход такие аргументы, как нож или костёр, который, вопреки общепринятому убеждению, не был специфически католическим способом убеждения (в протестантской Женеве довольно часто применялась смертная казнь, в том числе и через сожжение, для тех, кого считали противниками Реформации). Дважды сторонники кальвинизма организовывали покушения, к счастью неудачные, на его жизнь. А тем временем, на «мёд» его доброты и ума слетались многочисленные «пчёлы», жители Савойи возвращались в лоно католической Церкви. За несколько лет служения, которое можно без преувеличения назвать миссионерским, святой Франциск вернул Церкви семьдесят тысяч человек. Три раза он тайно приезжал в Женеву, где встречался с главой кальвинистов Теодором Безой, стремясь убедить его в истинности католического вероучения, но не преуспел.
В 1599 году Франциск становится епископом-помощником Женевы, а в 1602 после смерти епископа Клода де Гранье, правящим епископом. “Non excidet” – «Не исчезнет» («Не перестает») — эти слова из 13 главы 1 Послания Апостола Павла к Коринфянам становятся его девизом.
Одной из его главных забот было религиозное просвещение своей паствы. Опыт, полученный им во время его странствований по городам и деревням Женевской епархии в роли миссионера, говорил ему, что во многом причиной успеха Реформации стало недостаточное знание простыми верующими элементарных истин веры. В его епархии всячески поддерживается Братство Христианского Учения, распространяющее знания о вере. Он лично занимается катехизацией своей паствы, используя для этого новый катехизис, написанный св. Робертом Беллармином.
В 1604 году святой Франциск знакомится с 28 летней Жанной де Шанталь, вдовой барона де Шанталя, будущей святой, и вместе с ней основывает новую монашескую Конгрегацию визитанток. По первоначальному замыслу основателей, эта Конгрегация должна была сочетать созерцательную жизнь с милосердной деятельностью, но при утверждении Устава в Риме посчитали невозможным для созерцательных сестёр выходить из монастыря, хотя бы и с целью совершать дела милосердия, и Конгрегация осталась чисто созерцательной. В основу духовности сестёр лёг принцип делания малых дел с любовью и послушания, принимаемого сознательно и добровольно, как наивысшей свободы. «На царской галере божественной любви нет рабов — каждый работает своим веслом добровольно» — говорил святой.
Время святого Франциска Сальского — период очень трудный для Католической Церкви. Трудный не только из-за широкого распространения Реформации. В начале XVI века начинается эпоха Северного Возрождения, пришедшего в Европу из Италии. Прекрасными плодами этого времени стали гуманизм, внимание и уважение к человеческой личности, развитие искусства и науки, приобщение к культурным сокровищам античности. Но помимо бесспорно великих достижений, эпоха Ренессанса, преклонявшаяся перед силой человеческого разума и ставившая человека превыше всего, принесла, как это ни парадоксально, повышенный интерес к магии и оккультизму, учение о предопределении, гибкую мораль, оправдывавшую безнравственное поведение, достижением поставленных целей, не обязательно высоких. Человек эпохи Возрождения – это не только гармонично развитая личность с широкими познаниями в разных областях, но и личность, действующая с помощью кинжала и яда, личность, готовая согласиться с тем, что религия это «собственное измышление людей», что жизнь души прекращается с жизнью тела, а значит, отказ от чувственных удовольствий или хотя бы некоторые самоограничения лишены смысла. Благочестие, воздержание и, наконец, собственно вера подвергаются осмеянию.
Именно в это время святой Франциск предлагает мирянам то, что до него Церковь предлагала только монашествующим – путь духовного совершенствования, становясь тем, благодаря кому «французский Ренессанс получает крещение, а гуманизм становится религиозным». Одно из самых его знаменитых сочинений «Филотея, или введение в благочестивую жизнь» обращено именно к мирянам, на что он сам обращает внимание читателя в предисловии к первому изданию, отмечая, что ранее все сочинения подобного рода предназначались исключительно лицам духовного звания, либо тем, кто в результате чтения должен был принять решение оставить мир и к ним примкнуть. Обращаясь к мирянам, святой с уверенностью утверждал, что каждый может достичь святости, оставаясь на своём месте, работая по избранной профессии, живя в семье. Современному мирянину, привыкшему к духовным упражнениям, группам чтения Библии, живому Розарию, катехетическим занятиям, движениям мирян трудно себе представить, чем стала для современников эта книга Женевского епископа, говорившего, что «..Бог хочет от христиан, которые являются живыми растениями Церкви, чтобы они приносили плоды благочестия, каждый по своим способностям и призванию. Разные формы примет благочестие дворянина, ремесленника, слуги, князя, вдовы, девушки, замужней женщины. Кроме того, оно должно соответствовать силам, занятиям и обязанностям каждого человека». Богословие святого Франциска Сальского — это богословие любви, наивысшей формой благочестия он называет умение жить, исполняя две «наибольшие» заповеди – заповеди любви.
Книга представляет собой полное руководство по духовному совершенствованию для мирян и не утратила актуальности и сегодня, когда, как и во времена святого Франциска Сальского, христианство подвергается нападкам и насмешкам. Разве не кажется, что эти слова святого — о нас: «Когда твои прежние друзья и товарищи заметят, что ты стала уклоняться от мирских забав и развлечений, они начнут злословить тебя и представят тебе тысячу возражений: одни будут говорить, что ты решилась на это потому, что тебе не повезло в миру, другие будут обвинять тебя в стремлении оригинальничать, в неискренности и ханжестве: более доброжелательные — в склонности в меланхолии; тебя будут предупреждать о том, что ты можешь потерять положение в свете, расстроить свое здоровье, состариться раньше времени. Третьи будут увещать тебя, что в миру надо жить, как живут все. Все это ложь и лицемерие». Не похожа ли реакция окружающих на благочестие мирянина или мирянки, которую описывает святой, на ту, квинтэссенцией которой в наши дни стало выражение «ударился в религию», адресованное тому, кто сегодня искренне обращается к Богу?
Кроме «Филотеи», святым Франциском написаны «Трактат о любви к Богу», «Открытое письмо к протестантам», «Краткий трактат о причастии», «Любовь к ближнему», «Духовные беседы», «О должном поклонении Святому Кресту».
Святой Франциск Сальский умер в Лионе 28 декабря 1622 года, возвращаясь из Парижа, куда он сопровождал герцога Савойского, в Анси. Днём его памяти считается не день его рождения для неба, а день, когда его тело обрело покой в основанном им монастыре визитанток в Анси. Уже в 1661 году Папа Александр VII беатифицировал его. Спустя четыре года он был объявлен святым, а в 1877 году — Учителем Церкви.
На духовности святого Франциска Сальского основываются четыре женских и три мужских Конгрегации, в том числе такая хорошо известная в России Конгрегация, как салезианцы дона Боско. Его книги, написаны великолепным литературным языком и сегодня он один из самых читаемых христианских авторов и именно поэтому он является покровителем католических писателей и журналистов.
Обращаясь к собравшимся во время аудиенции 2 марта 2011 года Папа Бенедикт XVI сказал: «…в такое время как наше, которое ищет свободы том числе посредством насилия и мятежа, нельзя не признать актуальности этого великого учителя духовности и мира, который передает своим ученикам «дух свободы», истинной свободы, как вершины чарующего и всеобъемлющего наставления в реальности любви. Св. Франциск Сальский — это образцовый свидетель христианского гуманизма; со своим собственным стилем, с аллегориями, подчас осененными крылом поэзии, помнящим, что глубоко в себе человек несет ностальгию по Богу, и что только в Нем он находит истинную радость и наиболее полную реализацию».
«Совершенство вселенной в человеке, совершенство человека – в духе, духа – в любви, и любви – в милосердии»
Анна Кудрик