В воскресенье, 23 октября, общины тех храмов России, день освящения которых неизвестен, будут отмечать Торжество освящения своих церквей.
Казалось бы, если точная дата освящения конкретной церкви неизвестна, надо ли отмечать это событие? Почему Церковь считает таким важным праздновать память этого момента? Настолько важным, что этот праздник имеет самый высокий ранг – ранг Торжества. Разве само здание церкви не просто стены, дающие приют христианской общине? Разве не известны нам всем, особенно здесь, в России, ситуации, когда община собиралась и до сих пор собирается на мессу в обычной квартире или жилом доме, для богослужений специально не предназначенном? И, наконец, разве первые христиане имели специально предназначенные для молитвы сооружения?
Традиция праздновать годовщину освящения храма была известна ещё с Ветхозаветных времён. Она была установлена Иудой Маккавеем после победы над язычниками, когда «с песнями, гуслями, цитрами и кимвалами…восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву хвалы» избранный народ обновил осквернённый жертвенник Иерусалимского храма. Именно тогда «…установил Иуда и братья его, и всё собрание Израиля, чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были каждый год восемь дней от двадцатого дня месяца Хаслева».
Из книг Ветхого Завета нам известно, что Иерусалимский храм, построенный царём Соломоном и служивший местом хранения Скинии Завета, был в глазах иудеев не местом обитания Бога, ибо «…Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм», но знаком пребывания Его среди Своего народа, местом поклонения Ему и принесения Ему жертвы всесожжения. После окончания строительства Соломон освятил храм, молясь и принося жертву Богу в течение восьми дней и моля Его: «Господи, Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: «Моё имя будет там»; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй».
Христос взамен ветхозаветного Иерусалимского храма устанавливает новый храм Своего Тела, где каждый из членов, является храмом Духа Святого и членом Мистического Тела Сына Божия. Божьим строением, основание которого — Иисус Христос, называет христиан апостол Павел (ср. 1 Кор. 3). Зримый образ этого невидимого храма, состоящего из «живых камней» — здание христианской церкви.
В ранней Церкви литургия совершалась общиной в частных домах, в годы гонений тайно, в более спокойное время в базиликах – так первоначально назывались постройки, предназначенные для общественных нужд — позднее, после наступления религиозной свободы, в зданиях специально предназначенных для богослужения. Практика обязательного освящения этих зданий была окончательно закреплена на IV Халкидонском соборе в 451 г., однако сама она сложилась гораздо раньше. Например, Латеранская базилика, построенная императором Константином, была освящена в 325 году. Вероятно тогда же начали отмечать особыми богослужениями годовщины освящения церквей.
Около 400 г. паломница Эгерия описала празднование годовщины освящения Иерусалимской базилики Воскресения и мучеников, отмечавшейся с чрезвычайной торжественностью и «великою честью», равной пасхальным и богоявленским богослужениям и именуемой Днями обновлений. Эгерия свидетельствует, что Дни обновлений праздновались в течение восьми дней и собирали большое количество паломников разных званий и положений, отшельников, монашествующих и мирян из разных стран, а количество епископов, принимавших участие в этом событии, доходило до пятидесяти человек.
С Востока через Рим традиция праздновать годовщины освящения храмов перешла в Западную Церковь, при этом дни освящения римских базилик св. Павла-вне-стен, Санта Мария Маджоре и собора св. Петра распространились на всю Церковь в качестве факультативных праздников, а годовщина освящения Латеранской базилики «матери и главы всех церквей столицы и всего круга земли» вошла в Миссал как обязательный праздник.
Дни освящения каждой приходской церкви празднуются точно в тот день, когда произошло освящение и имеют для прихожан этой церкви статус Торжества, годовщины освящения кафедрального собора отмечаются как праздник во всех церквах епархии.
Освящение храма совершается правящим епископом, который тем самым выражает намерение посвятить это здание Богу и предназначить его для совершения богослужений. Епископ окропляет стены нового храма святой водой и помазывает миром, освящает алтарь и вкладывает в него частицы мощей, после чего на вновь освящённом алтаре совершается Евхаристия.
Благодаря освящению, здание храма из обычной более или менее красивой постройки становится чем-то большим, чем место собрания общины. Стены его отныне образ Небесного Иерусалима, где верующие, составляющие вместе Тело Христово, собраны вокруг своего Главы – Христа на трапезу любви. Именно это превращение обычного дома в образ «вожделенных жилищ Господних», Его дворов, от желания войти в которые томится наша душа и мы празднуем в годовщину освящения нашей приходской церкви – видимого образа невидимого Храма – Господа, присутствующего в Своей Церкви.
Анна Кудрик