Её называют младшей сестрой двух великих святых Умбрии, Бенедикта Нурсийского и Франциска Ассизского, замужней женщины, после смерти мужа ставшей монахиней, героической матери, вдовы, сумевшей примирить две семьи, связанные кровной местью.
22 мая Церковь отмечает память святой Риты из Кашии, которую называют младшей сестрой двух великих святых Умбрии, Бенедикта Нурсийского и Франциска Ассизского, замужней женщины, после смерти мужа ставшей монахиней, героической матери, вдовы, сумевшей примирить две семьи, связанные кровной местью.
Святая Рита из Кашии родилась в 1381 г. в местечке Роккапорена возле Кашии в Перудже. Её жизнь от момента рождения до смерти была полна чудес и удивительных событий. Её родители Антонио Лоттиус и Амата Ферри были уже немолоды, когда Бог даровал им долгожданного ребёнка. Биографы святой Риты рассказывают, что когда мать ожидала её рождения, во сне ей явился ангел, который обещал ей рождение девочки и велел назвать ребёнка Ритой. Позднее в этом усмотрели сходство с обстоятельствами рождения Иоанна Крестителя – также единственного сына пожилых родителей уже потерявших надежду иметь детей. Возможно, уже по обстоятельствам рождения ей было суждено стать святой «безнадёжных случаев». Её крестили в церкви Санта Марии делла Плебе в Кашии, потому что в церкви её родной Роккапорены не было купели.
Младенчество Риты также было отмечено чудесным происшествием. Её родители отправились поработать в поле, а корзинку с крошечной дочкой заботливо поставили в тени большого дерева. Малышка спала в своей передвижной колыбельке, когда рой пчёл спустился на неё и, не повредив ребёнку, оставил на её губах и в раскрытом ротике мёд. Это чудо, возможно, прошло бы незамеченным, если бы в это время один из работников её родителей не поранился серпом и не пошёл в деревню перевязать рану. Пока он со страхом смотрел, как пчёлы кружат вокруг корзинки с ребёнком, его рана затянулась сама собой. Так как Кашия была известна, как город нотариусов происшествие должным образом зафиксировали.
Родители Риты занимали видное положение в своей коммуне. Благодаря своей славе справедливых людей и добрых христиан они стали «миротворцами». В те времена Перуджа, а в особенности Кашия, славилась страшными вендеттами, в которые вовлекались целые семьи, из поколения в поколение истреблявшие друга-друга из-за кровной мести, и конца этому кровопролитию не было видно. «Миротворцы» призваны были способствовать примирению враждующих кланов и заключению между ними соглашений о мире, которые признавались судебными властями.
Когда Рита была подростком, с ней произошло ещё одно чудо, подобное тому, какое произошло со святым Франциском из Ассизи – когда она молилась в церкви Святой Марии Магдалины монастыря сестёр августинок, которую очень любила, и в которую часто ходила, Христос обратился к ней с Креста, сказав: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь» и с этой минуты, как писал о ней летописец «… она пламенно возлюбила Иисуса и начала служить Ему… Отныне она могла изливать свою душу только Ему, жить только для Него, ходить только с Ним, общаться с другими только через Него». Самым горячим желанием Риты с того мгновения стало вступление в монастырь.
Однако, у её родителей, хотя и людей очень набожных, были совершенно другие планы на будущее дочери – ей уже нашли жениха. В то время в основе брака лежали политические и имущественные интересы семей жениха и невесты мнением же детей никто не интересовался. Рите оставалось только послушаться родителей. Её муж, Фернандо Манчини, прославился сварливостью и скверным вспыльчивым характером, от которого страдала не только его юная жена, но и многие жители коммуны. Мало кто мог ожидать, что этот брак окажется счастливым, но Рите удалось кротостью и послушанием (она спрашивала у мужа разрешения даже на то, чтобы пойти к Мессе) смягчить его скверный нрав, к большой радости соседей. В этом браке родились мальчики-близнецы Джакомо Антонио и Паоло Мария, воспитывавшиеся матерью в христианском духе. Но, к сожалению, несмотря на влияние матери, мальчики восприняли и обычаи Кашии, обычаи вражды и кровной мести.
На пятнадцатом году брака муж Риты был убит. По обычаям, распространённым в Кашии, все мужчины семьи Манчини теперь оказались вовлечены в кровавую вендетту. Ещё не успевшая оплакать мужа, Рита видела, что её сыновья неизбежно будут принесены в жертву диким обычаям Кашии – сначала они будут поражены ненавистью, которая обречёт их бессмертные души на вечную муку, а затем будут убиты семьёй убийцы отца или приговорены к смерти за участие в вендетте. В слезах она просила Бога спасти её сыновей от язвы ненависти и мести, которые лишат их надежды на вечное спасение. И Господь, вняв молитве матери, призвал её детей к Себе – оба сына Риты заболели и умерли, раньше, чем запятнали себя ненавистью и убийством. Оплакивая своих детей, но, возможно, одновременно со скорбью ощущая и покой, потому что они были спасены от участи, худшей, чем физическая гибель, осиротевшая мать решила вступить в монастырь.
Но монастырь не пожелал принять её, опасаясь, что здесь её, как вдову убитого в процессе вендетты, будут преследовать убийцы мужа, и монастырь будет втянут в эту вражду. Долгое время святая потратила на то, чтобы добиться мирового соглашения между семьёй Манчини и её обидчиками и, в конце концов, мир был достигнут. Однако, монастырь запер двери перед Ритой, и только чудо, одно из тех, которые сопровождали её всю жизнь, позволило ей стать монахиней – летописец свидетельствует, что святая вошла в обитель сквозь запертые двери, поддерживаемая святым Августином, святым Иоанном Крестителем и святым Николаем из Толентино и в последующие сорок лет «… она с верностью и любовью служила Богу».
Её монашеская жизнь была полна смирения и послушания. Делами милосердия, молитвой, кротким нравом, благоразумием новая монахиня снискала любовь и уважение сестёр. Однажды, после проповеди о муках Христа, она молилась о том, чтобы разделить страдание с Иисусом, и Он отметил лоб святой раной от тернового венца. Эту рану Рита с любовью и терпением несла в течение пятнадцати лет – до того момента, когда 22 мая 1447 года родилась для неба. Но последние дни её жизни были отмечены ещё одним чудом.
Она была уже тяжело больна, не могла вставать с постели, не могла есть, и единственной её пищей стала Евхаристия, когда родственница, пришедшая навестить её, спросила не хочется ли ей чего-нибудь. «Да, — ответила Рита, — я хотела бы, две винные ягоды и розу из твоего сада», Женщина подумала, что больная бредит, потому что был разгар зимы, но когда вернулась домой, то увидела на замерзшей лозе две спелые ягоды, а на кусте одну распустившуюся розу. «Итак, — писал об этом биограф святой, — Господь Бог наш соблаговолил подать явные знаки Своей любви к возлюбленной невесте».
Почитание Риты началось сразу же после смерти. Несмотря на то, что официальная беатификация состоялась только в 1627 году, а канонизация в 1900, Рита оставалась и остаётся одной из самых любимых святых не только в Италии и Европе, но и во всём мире. Её называют «драгоценностью Умбрии» и «розой из Роккапорены», а чудеса, совершённые её заступничеством, побуждают верующих считать её «святой невозможных случаев», к помощи которой прибегают в неразрешимых ситуациях.
Анна Кудрик