Память святых Иоанна Фишера, епископа и Томаса Мора, мученика отмечается в Церкви в один день, хотя епископ Фишер погиб на эшафоте на пятнадцать дней раньше Томаса Мора. Этих двух великих святых объединила общая причина смерти – они умерли, потому что остались верны Церкви, истине и Христу.
Иоанн Фишер родился в 1469 году в Беверли (Йоркшир) в семье ювелира Роберта Фишера. С самых юных лет он проявил блестящие способности к учёбе. После приходской школы в Беверли продолжил обучение в Кембридже, где получил учёную степень бакалавра, а затем магистра, изучая искусство, языки и богословие.
В 1491 году был рукоположен во священника и занял пост викария в Норталлертоне, но вскоре отказался от прихода ради преподавания в Кембридже. Став в 1504 году канцлером Кембриджского университета, он трудился для того, чтобы поднять преподавание там на как можно более высокий уровень, делая для этого всё возможное. Ему принадлежит честь приглашения в Кембридж Эразма Роттердамского, великого гуманиста, философа и писателя. По его инициативе кроме греческого и латыни в Кембридже начинают изучать древнееврейский язык. Это был один из самых образованных людей своего времени и блестящий проповедник – его проповеди на покаянные псалмы выдержали семь изданий ещё при жизни автора.
С 1497 года Джон Фишер стал исповедником и духовником Маргариты Бофорт – матери короля Генриха VII. Вероятно, благодаря тому уважению, которое питала к своему духовнику Маргарита, он стал наставником её внука, будущего короля Генриха VIII. В 1504 году, тогда же, когда Иоанн Фишер стал канцлером Кембриджского университета, папа назначил его епископом Рочестера. Это была одна из самых бедных епархий, обычно служившая первой ступенькой в успешной духовной карьере, но Фишер, приняв это назначение, всю жизнь оставался на этой бедной и непрестижной кафедре.
Некоторые исследователи считают, что именно епископ Рочестерский был автором знаменитого трактата «В защиту семи таинств», обращённого к Лютеру и принёсшего королю Генриху VIII титул «защитника веры» (другие приписывают авторство Томасу Мору).
В 1527 году началась история, которая впоследствии легла в основу множества исследований, романов, пьес и фильмов – Генрих VIII Тюдор предпринял попытку аннулировать брак с Екатериной Арагонской, так как хотел вступить в новый брак – с Анной Болейн. Деспотичный и склонный к тирании, король не сомневался в своём праве всегда получать то, чего пожелает, и был уверен в том, что никто не посмеет ему противоречить. На процессе, начавшемся под председательством папского нунция, были представлены показания всех английских епископов в поддержку иска короля. Но один из епископов – епископ Рочестерский не побоялся заявить, что его показания фальшивка, а сам он по совести и по закону считает брак короля нерушимым. Таким образом, королю не удалось провести судебное разбирательство в своей стране, и он вынужден был обратиться с просьбой об аннуляции в Рим.
С 1529 года Фишер борется с попытками короля и Парламента нарушить права законной королевы и подчинить Церковь. Его арестовывают, затем освобождают, дважды подвергают штрафу, и даже пытаются отравить. В 1533 году, не добившись признания Римом недействительности своего брака с Екатериной Арагонской, король, оставаясь юридически её мужем, женится на Анне Болейн. Желая объявить Анну королевой, а будущих детей от нового брака наследниками престола, король решается на разрыв с католической Церковью. В ноябре 1534 года Парламент Англии принимает Акт о главенстве, по которому отныне английский король – глава Церкви, а любая попытка апеллировать к любой другой власти, кроме королевской, приравнивается к измене. Епископа Фишера, отказавшегося подписать этот документ, арестовывают, лишают епископского сана и помещают в Тауэр, его имущество конфисковано, его кафедра объявлена вакантной.
В заключении Иоанн Фишер провёл более года. Так как он отказывается признавать новую королеву и соглашаться с главенством короля над Церковью без объяснения причин, обвинение не на чем построить, и нет возможности предать мятежного епископа суду. Выдвинуть обвинение удалось только сыграв на верности арестованного своему долгу священника, который велит не оставлять своё духовное дитя, даже если оно упорствует в грехе. 7 мая 1535 года провокатор Ричард Рич от имени короля пришёл к опальному епископу и сказал, что король, боясь погубить душу, просит своего бывшего наставника сказать, законны ли по его мнению решения Парламента. Фишер ответил, что по Божественному закону король не может быть главой Церкви, и это послужило основанием для обвинительного заключения. 17 июня 1535 года на основании показаний единственного свидетеля – Ричарда Рича — суд приговорил лишённого сана епископа к казни – удушению до полусмерти, сожжению внутренностей, четвертованию и обезглавливанию. Король заменил эту казнь отсечением головы – такова была благодарность ученика учителю. Чтобы не усиливать уже возникших у многих ассоциаций со смертью святого патрона Иоанна Фишера – Иоанна Крестителя, его поторопились казнить до праздника Рождества Иоанна Предтечи. 22 июня епископ Фишер взошёл на эшафот. Обращаясь к людям, собравшимся посмотреть на казнь, он сказал: «Христианский народ, я пришел сюда, чтобы умереть за веру Святой Католической Церкви Христовой…Я прошу вас всех помочь мне своей молитвой, чтобы до самого мгновения смерти я был стойким в вере, а Всемогущего Бога прошу в Его бесконечной благости хранить короля и Англию и, если Ему будет угодно, пусть Он прострёт Свои Святые Руки над Англией и пошлёт королю добрых советников». Тело мученика было оставлено на эшафоте до конца дня, а затем без отпевания погребено на кладбище церкви Всех Святых. Голову выставили на Лондонском мосту, но так как её вид вызывал не гнев горожан, а сочувствие, она была брошена в Темзу. Иоанн Фишер оказался единственным английским епископом, решившимся возражать королю в его желании отказаться от католической веры и подчинить себе Церковь Англии. Среди мирян единственным был Томас Мор.
Томас Мор родился в Лондоне 7 февраля 1478 года в семье судьи Джона Мора. Он получил блестящее образование, сначала в грамматической школе св. Антония, а затем в Оксфорде. По желанию своего отца изучал право и по завершении учёбы стал судьёй, сразу же прославившимся благодаря своей исключительной честности.
В юности Томас Мор серьёзно думал о духовном призвании, но в дальнейшем избрал для себя семейную жизнь. Он был счастливо женат на Джейн Кольт, а после её смерти женился вторично, на вдове Элис Миддлтон, и этот брак, несмотря на то, что говорили, что характер у его второй супруги не простой, тоже был очень счастливым. Вместе Моры воспитывали четверых детей Мора от Джейн и дочь Элис от первого брака. Дом Моров считался одним из самых приятных домов среди интеллектуальной элиты Лондона. Его дети, в том числе и дочери, были прекрасно образованы (Мор выступал за то, чтобы женщины имели равный с мужчинами доступ к образованию). В его доме подолгу гостил Эразм Роттердамский, восхищавшийся его умом и высокими нравственными качествами, нередко называвший его своим братом близнецом и отзывавшийся о нём так: «Мор — вернейший почитатель истинного благочестия, и он более всего чужд какого бы то ни было суеверия. В назначенные часы молится он Богу, но не потому, что так заведено, а от глубины сердца. С друзьями он говорит о будущей жизни так, что видно, сколь глубока его вера и надежда на будущее. Таков Мор и при дворе. И после этого некоторые думают, что христиан можно сыскать только разве в монастырях». Несмотря на то, что впоследствии, готовясь к восхождению на свою Голгофу, Мор назвал себя «изнеженным», он в личной жизни был очень скромен, строго ограничивал свои физические потребности, раздавал милостыню в бедных кварталах Лондона, на свои средства построил и содержал приют для бедных детей и стариков, названный им Домом Провидения. Он ежедневно участвует в мессе, молится и читает Библию с семьёй, поёт в церковном хоре и прислуживает на литургии как министрант. Его частная жизнь – доказательство того, что политика и честность, жизнь мирянина и глубокая вера, богатство и милосердие совместимы.
Что касается политической карьеры Томаса Мора, хотя более правильно было бы говорить, не о карьере, а об общественном служении, то здесь он достиг небывалых высот. В 1504 году он избирается в парламент, в 1518 году становится членом Тайного Совета, в 1521 король посвящает его в рыцари, в 1529 Томас Мор занимает должность лорда-канцлера. Однако, он далёк от стремления к власти и ослепления своими успехами. Одновременно с политической карьерой Мор становится одним из выдающихся деятелей науки и культуры своего времени и автором литературных произведений, написанных как на латыни, так и на английском языке.
Когда в Англии начинаются трагические события, которые в дальнейшем приведут к отделению английской Церкви, закрытию монастырей, преследованиям за веру, Томас Мор занимает твёрдую, но не демонстративную позицию. Нельзя сказать, что этот человек ищет мученичества, он скорее пытается отойти в сторону, так как совесть не позволяет ему оставаться у власти, когда он уверен в том, что решения этой власти направлены против истины. В 1532 году, под предлогом слабого здоровья Мор отказывается от поста лорда-канцлера. С этой минуты он становится частным лицом. Лишившись жалованья, он и его семья немедленно становятся бедными – никаких накоплений у него нет – всё всегда раздавалось нуждающимся, не хватает средств даже на покупку дров, но глава семейства лишь шутит на эту тему, говоря, что по крайней мере, дело ещё не дошло до того, чтобы просить милостыню идя от дома к дому и весело распевая Salve Regina.
Когда Генрих коронует Анну Болейн, Томас Мор не является на её коронацию. Когда все, за исключением епископа Фишера и некоторых монахов подписывают Акт о главенстве и присягают королю, как главе Церкви, Мор отказывается поступить как все. После этого его заключают в Тауэр. Так как он не даёт никаких объяснений своему отказу, обвинить его в измене невозможно. Находясь в заключении, он пишет «Диалог об утешении в несчастьях» и «Комментарий на Страсти Христовы», оставшийся неоконченным. Как всякий человек он не ищет смерти и открыто говорит о том, что боится физических страданий, но также боится, что дать повод обвинить себя и приговорить к смерти будет самомнением в глазах Бога, но отступить от правды не может. Позднее он скажет: «Я не нахожу в своем сердце сил говорить то, что мне запрещает совесть». 1 июля суд приговаривает его к смерти по обвинению в государственной измене. В ответ, опираясь на блестящее знание права и богословия, он доказывает суду незаконность королевских притязаний на главенство в Церкви. После приговора он уверен, что его смерть за веру – воля Божия и может говорить открыто.
Обращаясь к суду с последним словом, Томас Мор говорит: «Господа, я могу добавить только одно: как апостол Павел, согласно Деяниям Апостолов, одобрительно смотрел на смерть св. Стефана, и даже сторожил одежды тех, кто побивал его камнями, но тем не менее сейчас вместе с ним он свят на небесах, и на небесах они будут соединены вечно, так и я поистине надеюсь (и буду усердно молиться об этом), что мы с вами, господа мои, бывшие мне судьями и приговорившие меня к смерти на земле, вместе, ликуя, сможем встретиться на небе, достигнув вечного спасения».
Как и епископ Джон Фишер, Мор приговаривается к мучительной казни, которая также, как и для епископа заменяется «королевской милостью» на отсечение головы.
6 июля Томас Мор, выдающийся учёный, писатель и государственный деятель, человек, который предпочёл умереть, но не пойти против веры и совести, был обезглавлен. До сегодняшнего дня обвинение в государственной измене не снято ни с него, ни с епископа Иоанна Фишера.
Епископ Фишер и мирянин Томас Мор были канонизированы папой Пием XI в 1935 году.