В 1943 году Папа Пий ХII провозгласил святой эту венгерскую принцессу из «династии святых», которая со всем девичьим пылом, без остатка посвятила свою жизнь Христу, предпочтя жизнь служанки жизни принцессы, а земной короне — венец небесной славы.
Говорят, что сказка о Золушке всегда будет самой любимой и самой читаемой в мире, по крайней мере, среди женской аудитории, потому что в ней сосредоточились все мечты большинства девушек — из бедной девушки в принцессы — мечты о чудесной любви. История святой Маргариты Венгерской тоже, в своём роде история Золушки – но Золушки наоборот, девушки, из принцессы ставшей служанкой, стиравшей и мывшей полы, носившей бедную одежду монахини, отказавшейся от брака с королём, потому что только так она могла понравиться Жениху, Которому была посвящена ещё до рождения и Которому ещё в раннем детстве отдала своё сердце.
В 1241 году монгольская армия под командованием хана Батыя, внука Чингисхана, уже захватившего территории по левому берегу Днепра, вторглась в Венгрию и Хорватию. Поход на Запад был спланирован ханом Угэдэем, сыном и преемником Чингисхана. В начале кампании казалось, что венгерско-хорватская армия, имевшая значительное численное преимущество, побеждает, но внезапно ход событий изменился – в битве при реке Шайо, благодаря хитроумной стратегии монголов, заманивших венгерское войско в ловушку, венгры были наголову разбиты. Король Венгрии Бела IV, преследуемый отрядом Кадана. был вынужден бежать в Далмацию, а затем искать защиты у австрийского герцога Фридриха, отдав ему за «гостеприимство» всю свою казну. Между тем монголы дошли до Пешта, и, разграбив его, достигли Адриатического моря. Передовой разведывательный отряд монголов, преследуя остатки венгерского войска, дошёл почти до Вены, где нашёл прибежище король Венгрии со своей семьёй – положение было пугающим и казалось безнадёжным. И тогда король и его жена, дочь византийского императора Мария Ласкарис, пообещали отдать в дар Богу дитя, рождения которого они тогда ожидали. 27 января 1242 года на свет появилась красивая и здоровая девочка, получившая при крещении имя Маргарита. Весной этого же года Батый, казалось прочно закрепившийся на берегах Дуная, получил известие о смерти хана Угэдэя и принял решение возвращаться назад в Орду. Войска кочевников повернули и ушли назад. Королевская семья вернулась на родину. За четыре года Беле IV удалось полностью восстановить Венгрию, за что он удостоился титула «второго основателя Венгрии».
Чем старше становилась обещанная Богу в дар принцесса, тем больше родители сожалели о своём обете – девочка была необыкновенно красива и могла укрепить связи королевской династии Арпадов с лучшими королевскими фамилиями Европы, вступив в политически выгодный брак. Родители принцессы попытались слегка слукавить – когда Маргарите исполнилось четыре года, поместили её в доминиканский монастырь в Веспреме, но не для того, чтобы она впоследствии стала монахиней, а для того, чтобы получить воспитание и образование в монастыре, где уже учились дочери многих знатных семейств Венгрии.
Однако, принцесса, хотя и была ещё совсем малышкой, имела своё мнение относительно собственного будущего, к тому же у неё был твёрдый характер, унаследованный, как говорили, от основателя венгерского государства, великого Арпада, помимо королей, давшей христианскому миру немало святых и блаженных. В пять лет она сумела добиться того, чтобы её одели в монашеский хабит. В этом же возрасте она, подражая сёстрам, стала следовать аскетическим практикам – постам, ночным молитвенным бдениям, больше чем детским играм радовалась позволению участвовать в общей молитве сестёр, легко и быстро выучив наизусть молитвы Литургии Часов. Когда ей исполнилось двенадцать, у неё состоялся серьёзный спор с отцом, желавшим склонить её, уже славившуюся в Европе своей красотой и умом, к замужеству. Из этого спора она вышла победительницей. В 1255 году принцесса Маргарита принесла блаженному Гумберту Римскому, главному магистру Ордена Проповедников, первые монашеские обеты. Ей было всего 13 лет.
Казалось, вопрос был решён, однако редкая красота Маргариты побуждала к тому, чтобы оспаривать её решение быть монахиней. Король Богемии Оттокар увидел её и полюбив её так жаждал брака с нею, что обратился к Папе, чтобы тот разрешил данные Маргаритой монашеские обеты. Папа согласился дать диспенсацию, но Маргарита не захотела её принять. Она прямо объяснила, что у неё уже есть Жених и Его любовь ей дороже любой земной короны. А когда родители попытались настаивать, она, по примеру своей тётушки, святой Елизаветы Венгерской, пригрозила, что отрежет себе нос, если её попытаются заставить выйти замуж. Родители вынуждены были отступиться. Для своей дочери они построили монастырь во имя Пресвятой Девы Марии на острове посреди Дуная. В этом монастыре принцесса жила, находясь на положении рядовой сестры и решительно отметая всякие попытки выделить её, из-за её происхождения, или сделать её жизнь более лёгкой, чем жизнь других сестёр. Иногда сёстры испытывали смущение от столь близкого общения с особой королевской крови, но вскоре смущение прошло, благодаря простоте и скромности принцессы. Иной раз её пытались оградить от трудной или неприятной работы, но она твёрдо решила не допускать этого. Она стирала бельё и полоскала его зимой в ледяной воде Дуная, раня руки об острые льдинки, работала на кухне, с нежной улыбкой ухаживала в больнице за пациентами, всякий раз выбирая себе самую тяжёлую, грязную и неприятную работу. Часто она старалась не только выполнить свои обязанности на кухне или в прачечной, но и взять на себя работу, порученную другим. Агнес, горничная, приставленная к ней с детства и вместе с ней ушедшая в монастырь, говорила, что она была добра и полна святости, и в ней было больше смирения, чем у последней монастырской служанки.
Много трудясь, она научилась молиться почти непрерывно, сожалея, что дни так коротки, что не вмещают всех молитв, которые ей хотелось бы произнести. Она всегда была готова говорить с Женихом, и, как всякой влюблённой невесте, беседа с Ним всегда казалась ей слишком короткой. На процессе беатификации Маргариты сестра, исполнявшая обязанности ризничей, рассказывала, что Маргарита не раз ласково брала сестру за руку, уговаривая её не запирать на ночь монастырскую церковь, чтобы всю ночь провести там наедине со Святыми Дарами. Её мечтой было паломничество в Святую Землю и к другим известным святыням христианского мира, но, не имея возможности совершить его, она придумала пройти этими путями в духе, рассчитав расстояние от монастыря до святыни и отмечая каждую мысленно пройденную милю чтением «Радуйся, Мария». Она нежно любила Пресвятую Богородицу и в дни, посвящённые Ей, читала «Радуйся Мария» тысячу раз.
Ей всегда казалось, что она мало молится и мало делает для других, она ухитрялась находить у себя «лишнее» и отдавала это лишнее бедным, она не спала и ничего не ела в Страстную Пятницу, и, хотя была истощена суровыми постами, считала, что этот день самый короткий в году, так как ей хотелось больше молиться и больше страдать со Христом в этот день. Размышляя о страданиях Спасителя она не раз плакала, но очень смущалась, если её слёзы мог видеть кто-нибудь из сестёр.
Не однажды по молитве святой происходили чудеса. Первое, по крайней мере труднообъяснимое событие, случилось, когда ей было всего 10 лет. В гости к сёстрам пришли два монаха-доминиканца, и их беседа необычайно увлекла маленькую Маргариту, она была готова слушать их бесконечно. Когда братья собрались уходить, девочка пыталась убедить их остаться, но так как они всё же были намерены уйти, сказала, что пойдёт и помолится о дожде, чтобы уйти стало невозможно. Братья посмеялись и сказали девочке, что никакой дождь их не остановит, но упрямица пошла в часовню и стала молиться. Дождь, хлынувший тут же, был так ужасен, что выйти из монастыря оказалось невозможно. Может быть, дождь необычайной силы был просто редким природным явлением, произошедшим без всякого вмешательства свыше, но уж очень похож этот эпизод на известный случай со святой Схоластикой, доверчиво попросившей Бога задержать любимого брата дольше обычного. На процессе беатификации не было недостатка в свидетельствах о чудесах, дарованных по молитве Маргариты. Молитвой она остановила наводнение, вызванное разливом Дуная и грозившее монастырю бедой. Были и чудесные исцеления и воскрешения.
Маргарита умерла 18 января 1271 года в возрасте 28 лет. Её самоотверженная аскеза ускорила её встречу с Небесным Женихом, но, несмотря на то, что она умерла от истощения сил и постоянного недоедания, на смертном одре она была так прекрасна, что отпевавший её епископ сказал собравшимся: «Не скорбите по этой принцессе, похоже, её воскресение уже началось».
Процесс беатификации Маргариты начался в 1277 году. Тогда были собраны свидетельства о её подвижнической жизни, героических добродетелях и 74 чудесах, данных по её молитве. Остров, на котором находился монастырь, стали называть остров Маргит – то есть остров Маргариты. В 1943 году Папа Пий ХII провозгласил святой эту венгерскую принцессу из «династии святых», которая со всем девичьим пылом, без остатка посвятила свою жизнь Христу, предпочтя жизнь служанки жизни принцессы, а земной короне — венец небесной славы.
Анна Кудрик