Оба они жили в I веке после Рождества Христова, оба упомянуты в Новом Завете, причём рассказ о Корнелии принадлежит перу Луки, оба не были иудеями по происхождению, являя тем самым живое доказательство того, что спасение предназначено для всех.
На третью неделю октября приходятся дни памяти двух святых, которых соединяют многие общие моменты биографии – святого евангелиста Луки и святого Корнелия, центуриона. Оба они жили в I веке после Рождества Христова, оба упомянуты в Новом Завете, причём рассказ о Корнелии принадлежит перу Луки, оба не были иудеями по происхождению, являя тем самым живое доказательство того, что спасение предназначено для всех.
Евангелист Лука был врачом и происходил из среды образованных греков. То, что он прекрасно знал Ветхий Завет и иудейскую традицию, подтверждает, что евангелист был прозелитом – неиудеем, принявшим иудаизм. Его биографы говорят, что он был родом из Антиохии. Ранние отцы Церкви – Ириней Лионский, Ориген, Климент Александрийский называют его автором Евангелия от Луки и Деяний Апостолов. Некоторые авторы считают, что Лука был в числе «семидесяти», которых Христос послал на проповедь, что именно себя он имеет в виду, когда в своём Евангелии говорит о стоявших вдали и смотревших во время Распятия (Лк 23, 49), встречается, также, мнение, что именно он и есть неназванный спутник Клеопы на пути в Эммаус. Против этой версии говорит то, что в своём Евангелии Лука отделяет себя от первых апостолов, говоря, что описывает события так «…как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» (Лк 1, 2). Несколько раз Лука – «врач возлюбленный» — упоминается в Посланиях апостола Павла. С Павлом Лука разделял миссионерские путешествия, был с ним во время первого ареста в Риме и оставался со своим другом и учителем до конца, в то время, как другие ученики оставили пленённого апостола. В послании к Тимофею Павел говорит о его преданности одной пронзительной фразой: «Один Лука со мною».
Лука проповедовал в Далмации, Галатии, Италии и Македонии. Считается, что он умер в возрасте 84 лет в Греции. Есть упоминания о том, что он претерпел мученическую смерть, будучи повешен на оливе. Традиция говорит также о том, что Лука был художником, и несколько очень известных икон Богоматери (в том числе, Владимирская и Ченстоховская) приписываются его кисти. Сейчас никто не сможет сказать с уверенностью, писал ли Лука Пресвятую Деву и был ли он в самом деле художником, однако чаще всего его изображают именно за этим занятием. Несомненно и то, что в Евангелии от Луки больше, чем в трёх других говорится о Марии, что свидетельствует о глубоком почтении евангелиста к Матери Христа. Мощи святого Луки находятся в монастыре св. Юстины в Падуе. Он почитается как покровитель художников и врачей.
О святом Корнелии, первом язычнике, обратившемся в христианство, в Римском мартирологе говорится: «Святой Корнелий, центурион, которого крестил блаженный Пётр, апостол, епископской чести удостоен». О том, как произошло обращение Корнелия, мы знаем благодаря апостолу Луке.
В 10 главе Деяний Корнелий описан, как римский военачальник, человек добрый и праведный, творящий милостыню и поклонявшийся единому Богу, но не входивший в иудейскую общину. Во времена апостола Луки таких людей, остававшихся язычниками только формально, называли квази-прозелитами. В Деяниях Лука говорил о них как о «боящихся Бога» и «чтущих Бога».
Только одного не хватало Корнелию для спасения – уверовать во Христа, Распятого и Воскресшего. Евангелист Лука рассказывает, как Корнелию во время молитвы явился ангел, который велел ему позвать Петра, в тот момент находившегося в Иоппии, чтобы «…через слова, которые он скажет» спасся и сам Корнелий и «весь дом его» и подробно описал, как найти дом Симона-кожевника, где остановился Пётр. Корнелий немедленно послал за Петром, которому в то же самое время было послано видение: сошедшее с небес полотно полное «нечистых» с точки зрения иудеев животных и голос, разрешивший Петру есть их, так как «…что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Пётр понял, что это видение говорит о язычниках, контакты с которыми были запрещены правоверному иудею Ветхозаветными правилами. В это время явились посланцы Корнелия и Пётр пошёл с ними и проповедовал дому Корнелия Христа, и во время его проповеди «…Дух Святый сошёл на всех слушавших слово» и, видя это, Пётр крестил их, ибо, как говорил он, обращаясь к апостолам в Иерусалиме, возмутившимся тем, что он крестил язычников «… если Бог дал им такой же дар, как и нам, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу». С этого момента установилась практика крещения не-иудеев без того, чтобы прежде они принимали закон Моисеев и обрезание, благодаря чему язычники вслед за Корнелием смогли войти в Церковь и стать «не чужими и не пришельцами, но согражданами святым и своими Богу» (Еф. 2, 19).
Это то, что может считаться достоверно известным о святом Корнелии. Большая часть остальных историй о нём, например, о том, как он молитвой сокрушил языческий храм в Скепсии, носит скорее характер легенды, но произошло или не произошло по молитве обратившегося Корнелия то или иное чудо, не так важно по сравнению с главным чудом его жизни — с тем, что молитвой и праведной жизнью он, по милости Божией, сокрушил языческий храм внутри себя. Некоторые биографы восточной Церкви считают, что он претерпел мученическую кончину, однако, вероятнее всего, это объясняется тем, что греческие авторы называли мучеником всякого христианина, свидетельствовавшего о Христе и страдавшего за это свидетельство, даже если это страдание не привело к смерти. Корнелий же не только не был убит за веру, но, напротив, Деметрий, префект Скепсии, где он проповедовал, убеждённый его проповедью и чудесами, освободил его из тюрьмы, куда святой был брошен гонителями христиан. Впоследствии Деметрий и его семья приняли христианство. Аббат Тиллемон, выдающийся историк Церкви, говорит, что кончина Корнелия была мирной, а в греческих агиографических сочинениях смерть Корнелия описана простой формулой: «Центурион Корнелий присоединился к святым».
Дом, где произошло обращение Корнелия и его семьи, в течение нескольких веков был местом паломничества. Посещение этой святыни ранних христиан святой Павлой на пути в Святую Землю описано святым Иеронимом в сочинении «Эпитафия Павле».
Католическая Церковь отмечает память святого Корнелия 20 октября, через два дня после памяти евангелиста Луки, по вдохновению Святого Духа рассказавшего о том, как язычник и римский воин первым ступил на путь, ведущий все народы мира к спасению через Христа.
Анна Кудрик