20 сентября 1998 г. в городе Брешия Папа Иоанн Павел II, завершая торжества, посвящённые столетию Слуги Божия Папы Павла VI, провозгласил блаженным Джузеппе Антонио Товини, адвоката, отца семейства, общественного деятеля и францисканского терциария, родившегося здесь для неба в тот же год, когда в этом же городе пришёл в этот мир Джованни Батиста Монтини, будущий Папа Павел VI.
Жизнь этого блаженного от первых дней до последнего вздоха пришлась на время, которое в истории получило название Риссорджименто, время борьбы за освобождение и объединение Италии. Первая война за независимость застала его на пороге отрочества, он был младшим современником Мадзини и Гарибальди. Когда ему было двадцать, было провозглашено единое королевство Италия, а на год его совершеннолетия пришёлся первый поход Гарибальди на Рим. В тот год, когда граждане его родного городка Чивидате близ Брешии избрали его синдиком, пятидесятитысячное войско сторонников объединённого королевства вторглось в Папскую область и спустя несколько месяцев заняло Рим. Папа Пий IX оказался узником, запертым в Ватикане.
У всякого исторического события обязательно есть две стороны. Многие периоды истории, справедливо оцениваемые наукой как прогрессивные, тем, кому пришлось прожить свою жизнь тогда, когда они происходили, принесли горе, тяжкие испытания, смертельные опасности. Борьба за объединение Италии, разворачивавшаяся на Аппенинском полуострове с 40-х по 80-е годы XIX века, для многих простых итальянцев оказалась именно таким трудным периодом. Не только из-за войн, вспыхивавших то там, то тут, не только из-за всех тех трудностей, которые неизбежно сопровождают смену одного общественного строя другим, не только от бесчеловечности нового капиталистического общества, пришедшего на смену старому аграрному укладу жизни, но и из-за того, что в умах многих политических деятелей борьба за независимость прочно соединилась с борьбой против Церкви. А тот, кто борется против Церкви, неизбежно начинает бороться и против Бога, даже, если первоначально такая цель не ставилась. Стремление вытеснить Церковь из всех сфер жизни и ограничить её деятельность только совершением богослужений, характерное для всей Западной Европы того времени, привело к тому, что множество людей оказались в очень сложной ситуации, грозящей утратой нравственных ориентиров, так необходимых человеку, живущему в стремительно меняющемся мире. Антиклерикальное движение, шедшее сверху из политических верхов, стремилось «освободить» Италию от веры, поставив духовенство в такое положение, когда оно не могло противостоять натиску высокопоставленных безбожников. И тогда в борьбу за свободу Церкви включились миряне, рядовые верующие, те, кого антиклерикалы мечтали «освободить» от христианства. Одним из таких защитников веры стал и блаженный Джузеппе Антонио Товини.
Старший из семи детей Моисея Товини и Розы Малагуцци, Джузеппе Антонио родился 14 марта 1841 года в Чивидате Камуно возле Брешии. Основы религиозного воспитания он получил в семье, начальное образование в школе родного городка, где запомнился всем как серьёзный и старательный мальчик, а потом, хлопотами своего дяди-священника о. Джанбаттиста Малагуцци был принят в среднюю школу для бедных мальчиков в Вероне. Когда ему было восемнадцать, умер его отец, но матери всё же удавалось справляться с воспитанием детей и обеспечением семьи, и старший сын мог продолжить образование в Университете Павии, где изучал право. В то время, размышляя, как многие молодые люди о дальнейшем жизненном пути, он всерьёз думал о священническом призвании, может быть чувствуя, что Бог предназначил ему особую роль в истории своего края и всей Италии, но ещё не зная, в чём она будет заключаться. В 1865 г. в тот самый год, когда он окончил Университет и получил диплом юриста, умерла его мать, и вопрос о каком-либо выборе жизненного пути снялся сам собой – Джузеппе Антонио начал работать, чтобы обеспечить младших братьев и сестёр. В последующие семь лет ему пришлось трудиться очень много, совмещая адвокатскую деятельность в Ловере с работой в нотариальной конторе и одновременно являясь вице-ректором и преподавателем муниципального колледжа. Он всё ещё думает о духовном поприще, стараясь понять, к чему призывает его Бог, и после двух лет размышлений и сомнений, осознанно выбирает инструментом своего спасения брак. Его помолвка с Эмилией Корболани, дочерью адвоката из Брешии, куда он переехал в 1867 г., длилась семь лет. Брак их, заключённый 6 января 1875 г. в церкви святой Агаты и основанный на любви, вере и взаимном уважении, увенчался рождением десяти детей.
Несмотря на то, что молодой отец семейства должен был много работать, чтобы содержать свою постоянно увеличивающуюся семью, он находил силы и возможности для того, чтобы трудиться на благо общества. Ещё до женитьбы, в течение трёх лет он занимал пост синдика своего родного города, и за это время Чивидате Камуно не только справился с дефицитом бюджета, но и провёл значительные улучшения. Была даже построена линия железной дороги. Впоследствии этот административный успех способствовал тому, что Товини был избран в совет провинции, и это дало ему дополнительные возможности для борьбы с антиклерикалами, в которой он видел свой долг христианина и своё призвание, потому что видел, что только вера может быть фундаментом жизни, способным выдержать любые испытания. Он неоднократно подчёркивал, что без веры не может быть справедливости, а отстаивание справедливости считал главной задачей каждого юриста.
В 1878 г. его стараниями была основана католическая ежедневная газета Брешии, а затем и несколько периодических изданий для педагогов. Он способствовал развитию католических движений мирян и принимал в их деятельности активное участие. Он оказал немалую поддержку Лиге католических учителей, в том числе, разработав для них юридически безупречный устав.
Став отцом, Джузеппе Товини яснее увидел, как важно для ребёнка получить христианское воспитание. Забота о школах стала одним из приоритетных направлений его общественной деятельности. Он неизменно отстаивал право родителей дать детям католическое образование и настаивал на необходимости сохранять и укреплять католические школы, воспитывавшие детей в христианской системе нравственных ценностей. Будучи мирянином, он мог избегнуть упрёка в том, что заботится о сохранении собственного влияния, что было бы неизбежно, если бы те же идеи отстаивал священник. Талантливый юрист, он всегда мог найти точные формулировки и убедительные слова, которые могли воздействовать на оппонентов. Однажды в городском совете, настаивая на необходимости сохранить преподавание религии в школах, он воскликнул: «Без веры наши дети никогда не станут богатыми, с верой они никогда не будут бедными!». Он называл итальянские школы своей Индией, давая понять, что миссионерская работа нужна там не меньше, чем в далёких странах. Он основал в Брешии детский сад и школу, в Падуе, при содействии иезуитов открыл общежитие для студентов-католиков и основал Ассоциацию католических студентов университетов, существующую и в наши дни.
Будучи членом Третьего ордена святого Франциска, во всех своих деловых поездках он путешествовал только третьим классом. Он жертвовал бедным и Церкви свой профессиональный опыт, консультируя неимущих бесплатно, а также оказывал безвозмездную правовую помощь католическим институциям и организациям.
Трезвый ум делового человека сочетался в нём с горячей верой. Понимая, что католические учреждения должны быть экономически независимы он основал банк Святого Павла, задачей которого было не извлечение выгоды, а братская взаимопомощь и апостольское служение.
Глядя на него можно было подумать, что силы его неисчерпаемы, так много и успешно он трудился на благо ближних. Его трудолюбие, честность, выдающиеся способности снискали ему уважение не только в среде верующих, но и в стане противников. Хрупкий от природы он черпал силу в ежедневной молитве и в этом заключался секрет его феноменальной выносливости.
Его яркая жизнь оказалась недолгой. Он умер от болезни лёгких 16 января 1897 г. пятидесяти пяти лет от роду. Папа Павел VI, его земляк, ещё заставший живых свидетелей жизни и служения блаженного Джузеппе Товини, не раз вспоминал о той любви и восхищении, которое испытывали все те, кому посчастливилось знать его при жизни.
Мир, в котором сегодня живём мы, не стал благосклоннее к вере и Церкви, чем это было во времена Рисорджименто. Тех, кто хотел бы превратить живую веру в Христа из способа жить в систему условных обрядов, кто хотел бы лишить христиан права голоса и даже права молчаливо свидетельствовать о Нём живя по Его заповедям стало даже больше. Поэтому, как никогда актуальны слова, сказанные жителям Брешии в день беатификации Джузеппе Антонио Товини Папой Иоанном Павлом II призвавшим всех нас, по примеру этого «великого апостола социального служения…сегодня и всегда защищать и распространять истину, заключённую в Евангелии».
Анна Кудрик