Этих сестёр в светло-серых платьях и серых косынках можно встретить в любой стране мира от Индии до Латинской Америки. Присутствуют они и в России, куда первые сёстры Конгрегации приехали в 1907 г.
Этих сестёр в светло-серых платьях и серых косынках можно встретить в любой стране мира от Индии до Латинской Америки. Они ухаживают за больными, учат детей, работают с заключёнными, зависимыми, ВИЧ-инфицированными, воспитывают сирот и тех детей, которых в сегодняшнем мире принято называть «особыми».
Присутствуют они и в России, куда первые сёстры Конгрегации приехали в 1907 г. и где трудились до 1917 г., до того времени, когда по политическим мотивам им пришлось покинуть страну. В 1993 г., по приглашению Церкви сёстры Францисканки Миссионерки Марии вновь приехали в Санкт-Петербург, а вскоре появились общины в Великом Новгороде и Колпино. 15 ноября эта молодая ветвь одного из самых известных монашеских Орденов — францисканского, отмечает день памяти своей основательницы – Елены де Шапотен, в монашестве носившей имя Марии Страстей Христовых.
Не будет преувеличением сказать, что на протяжении всего времени существования женского монашества не однажды делались попытки вывести сестёр из затвора и дать им возможность заниматься активной милосердной и миссионерской деятельностью, но до Второго Ватиканского Собора почти все эти попытки были неудачны. Пожалуй, исключение составили только «серые сёстры» святого Винсента де Поля, но они не были монахинями в строгом смысле слова – Конгрегация Дочерей Милосердия была обществом Апостольской жизни, а не монашеским орденом. Ситуация изменилась только во второй половине XIX века, и одной из тех, кто много трудился для этого была блаженная Мария Страстей Христовых.
Елена Мария Филиппина де Шапотен де Невилль родилась 21 мая 1839 года в Нанте, во Франции. Она была пятым ребенком в аристократической бретонской семье. В доме её родителей царили любовь и радость, и маленькая Елена, отличавшаяся бойким, весёлым характером была окружена заботой и вниманием. Уже тогда было заметно, что она отличается целеустремлённостью и обладает способностью увлекать своими идеями других. Позднее печальные переживания юности – смерть двоих сестер и болезнь отца несколько смягчили её природные качества, но не изменили их совсем.
В возрасте 11 лет в Торжество Тела Господня она приняла Первое Причастие, и именно тогда с удивительной для маленькой девочки силой и духовной зрелостью впервые ощутила особую близость к Богу. Вспоминая этот день, она писала: «Я так сильно чувствовала свою принадлежность Богу после Первого Причастия, что мне казалось, что не будет большой потери на земле, если Господь заберёт меня раньше, чем я стану плохой, о чём я и умоляла Милосердного Господа».
Когда ей было пятнадцать лет, мать послала её на духовные упражнения для девушек и там Елена пережила удивительные события, глубоко проникшие в её сердце и определившие всю её дальнейшую жизнь. В один из дней священник, проводивший упражнения, сказал, перед началом поклонения Пресвятым Дарам, слова, ставшие пророческими: «В этой часовне находится душа, которую Господь ищет, желает, просит. И все мы будем молиться об этой душе во время благословения Святыми Дарами». Услышав это, Елена поняла: «Эта душа – я, и обо мне будет эта молитва». Но: «Как же объяснить, что с этой моей уверенностью я сделалась ещё более ребёнком, ещё большей хохотушкой, чем когда-либо. Я расталкивала остальных. Я не желала оставить ничего для Бога до последней проповеди, ничего…» И вот, наступил момент проповеди, в которой говорилось об обращении Савла на пути в Дамаск. За проповедью последовало поклонение. В момент благословения Пресвятыми Дарами семнадцатилетняя Елена услышала в глубине сердца обращенные к ней слова: «Я всегда буду любить тебя сильнее, чем ты Меня». Только Бог мог обещать такую любовь. Озарённая светом благодати она ощутила безмерность Божией любви. С этого момента, исполненная любви, Елена решает отдать Богу всю свою жизнь. Она понимает, что «только полное отдание себя – дар достойный Господа, Который отдает Себя полностью». Неожиданная смерть матери заставляет её отложить принятое решение. Ей приходится заняться больным отцом и маленькими племянницами. Всё-таки, она не оставляет своих планов… она ждет, ищет…горит желанием. В это время она осознает, как близок ей духовный путь святого Франциска из Ассизи. В декабре 1860 года она вступает в монастырь сестёр-клариссок в своем городе. Домашним очень трудно примириться с её отсутствием, семья хочет, чтобы она вернулась домой. Спустя некоторое время они все же понимают, что Бог действительно избрал Елену.
Здесь в монастыре, следуя традиции, она должна избрать новое имя, но она ничего не выбирает сама — решение приходит к ней свыше. «Это случилось 23 января 1861 г. Подошла моя очередь читать чтения, и я спустилась в клир за трактатом о послушании. Я встала на колени по правую сторону и вдруг услышала эти реально и отчётливо звучащие слова. «Хочешь ли ты быть распятой вместо Святейшего Отца?» Я была так наивна, что представила себе материальное распятие с крестом и гвоздями. Кажется, я тогда очень сильно испугалась. Но я никогда не осмелилась бы ответить «нет» и сказала: «Да», не то вслух, не то кивнув. Тогда, как освящение, прозвучало надо мной это имя — Мария, жертва Иисуса и Иисуса Распятого». Она отвечает: «Да» на призыв Бога. Отныне имя, которое определит её дальнейший путь – Мария Страстей Христовых. Кажется, всё сложилось, призыв услышан, и ему последовали, жизнь определилась, но неожиданная болезнь вынуждает Марию вернуться домой. На какое-то время она опять становится Еленой, снова живёт в миру.
В 1864 году её желание стать монахиней, наконец, осуществляется – Елена вступает в Конгрегацию сестер Марии Репаратрисы. Там она вновь, уже навсегда, принимает то имя, которое избрала раньше — Мария Страстей Христовых. Будучи ещё послушницей, она всходит на корабль в Марселе, чтобы отплыть в Индию. Первые монашеские обеты она принесёт там.
В Индии она сразу погружается в работу, и с Божией Помощью ей удаётся всё, за что она берётся. Спустя четыре года её назначают настоятельницей трёх миссионерских домов-общин, которые незадолго до этого Конгрегация открывает в Индии. В это время ей всего двадцать восемь лет.
С большим вниманием она занимается своими сестрами, а также местными сестрами-индианками. Она занимается пастырской работой – катехизацией детей и взрослых, проведением реколлекций для женщин и девочек, развивает школы, больницы, приюты. Мария Страстей Христовых – человек действия, но, прежде всего, она послушна воле Божией, услышанной в молитве, она желает, чтобы Бог стал центром её жизни и жизни её сестер. Она стремится, как Мария, исполнить Божью волю. А деятельность должна только приближать Царствие Божие – царствие мира, истины, любви. Она приобретает неоценимый жизненный и миссионерский опыт и не может не видеть, что хотя устав Конгрегации предписывает сестрам вести созерцательный образ жизни, реальные обстоятельства требуют от них иного, миссионерского, социального, катехетического служения. К сожалению, не все разделяют эту точку зрения. Всевозможные проблемы, непонимание, приводят к тому, что Мария Страстей Христовых с группой сестер под опекой местного епископа собираются в общину в Оотакамунте. Чтобы прояснить их положение она, вместе с двумя другими сестрами новой общины едет в Рим.
Поездка оказывается успешной — 6-го января 1877 года Мария Страстей Христовых получает от Папы Пия IX разрешение основать новую конгрегацию, посвященную молитве созерцания Пресвятых Даров и миссионерской деятельности и распоряжение написать Устав. Через короткое время новая конгрегация входит в большую семью францисканцев и получает название францисканок-миссионерок Марии.
Несмотря на возникающие трудности, новая Конгрегация успешно развивается. Приходит много молодых девушек, в сердцах которых Господь пробудил желание именно такой монашеской жизни. Основательница посылает сестер в разные страны – в Азию, Африку и Америку, чтобы нести Христа и Его Благую Весть, служа самым обездоленным и бедным.
По её инициативе сестры открывают школы, приюты, больницы, ухаживают за прокаженными. Мария Страстей Христовых старается ответить на нужды Церкви и мира, а через это – на призыв Бога.
Её здоровье подорвано тяжёлым трудом, и многочисленные болезни причиняют ей тяжкие страдания, но она выполняет свою миссию до конца. 15 ноября 1904 г. в Сан-Ремо, в Италии, она умирает. К этому времени в мире несут служение 2000 сестер основанной ею Конгрегации.
20 октября 2002 г. Мария Страстей Христовых была прославлена в лике блаженной Папой Иоанном Павлом II.
Блаженная Мария Страстей Христовых по справедливости может быть названа учителем миссионерской духовности. На протяжении своей жизни она много писала сёстрам о литургии, молитве, созерцании, медитации. Глубоко укорененная в вере, достигшая зрелости через преодоление трудностей практической жизни, она понимала тайну Бога и желала войти в неё, полностью отдавая себя в дар и жертву. Сегодня основанная ею международная Конгрегация францисканок-миссионерок Марии насчитывает 8 тысяч сестер 73 национальностей, которые, повторяя вслед за Марией: «Вот я, раба Господня», чтобы через них, как через Марию, Бог мог исполнить Свой план любви к людям, несут Благую Весть, служа самым бедным везде, где Церковь нуждается в их помощи.
Анна Кудрик