Его глубокая вера научила его исполнять волю Бога, не ожидая результата и не подводя сиюминутных итогов, просто идти туда, куда Бог послал его подобно тому, как посылал библейских пророков.
Святой Климент Мария Хофбауэр родился 26 декабря 1751 года в деревне Тасовице в Моравии. Его отец, чех по происхождению, носил фамилию Дворжак, которую после переезда из Чехии в Моравию перевёл на немецкий язык, превратившись в Хофбауэра. Будущий святой при крещении получил имя Ян. Впоследствии, став монахом, он сменил это имя на имя Климент и присоединил к нему ещё одно – Мария, в честь Богородицы, которую всю жизнь глубоко почитал и любил.
С самого детства он мечтал стать священником, но исполнению мечты мешали жизненные обстоятельства. Семья была небогата, и в ней было 12 детей. Когда Клименту было всего шесть лет, умер его отец, и ему, как и другим детям пришлось много и тяжело работать, чтобы помочь матери. В шестнадцать лет он поступил в подмастерья к пекарю в местечке Зноймо и вскоре стал работать в монастырской пекарне в Клостербрюке, недалеко от Зноймо. Аббат монастыря с сочувствием отнесся к мечте молодого человека и принял его в монастырскую школу. Но школа была рассчитана только на четырехлетний курс обучения, а на продолжение учёбы денег не было, и Климент, мечтавший служить Богу, принял решение вести отшельническую жизнь. Некоторое время он жил в пустыни возле Брука, потом, когда в Австрии были закрыты пустыни, в Тиволи возле Рима, но потом понял, что должен вести более деятельный образ жизни и отправился в Вену. Там ему удалось найти благотворителей, оплативших его обучение в Университете в Вене. Там же состоялось и его первое знакомство с трудами св. Альфонса Лигуори, основателя ордена редемптористов. В 1784 году Климент и его друг Тадеуш Хюбль приехали в Рим для окончания образования и там вступили в конгрегацию редемтористов. 29 марта 1785 г. Климент Хофбауэр и Тадеуш Хюбль были рукоположены во священники. Мечта стать священником сбылась благодаря упорному труду, помощи добрых людей и Божьему Провидению. В октябре 1785 г. оба молодых священника были посланы в Вену, чтобы по возможности открыть там новый дом конгрегации.
Во второй половине XVIII века жизнь священника не сулила ни славы, ни маломальской обеспеченности, ни даже личной безопасности. Повсюду царил дух эпохи Просвещения враждебный вере. В Австрии государственная власть закрывала монастыри, запрещала Церкви заниматься образовательной и социальной деятельностью. Император Иосиф II вел необъявленную войну с религией. Фактически он стремился подчинить Церковь государству. Духовенство было лишено десятины, а значит, и независимости, над семинариями был установлен государственный контроль, а архиепископы обязаны были официально приносить клятву лояльности короне. Были ликвидированы церковные суды, брак стал рассматриваться как гражданский договор, находящийся вне компетенции Церкви. Приблизительно каждый третий из монастырей был закрыт. Было очевидно, что в Австрии нельзя развить какую бы то ни было религиозную деятельность.
Святой Климент с собратьями принял решение двигаться на Восток – в Польшу и Белоруссию. Путешествие от Вены до Варшавы заняло четыре месяца. В Польше, измученной войнами и разделами, царили голод и нищета, и наиболее уязвимыми в этой ситуации оказались дети и молодёжь. За 20 лет присутствия в Варшаве св. Клименту и его товарищам удалось основать в Варшаве школу для неимущих на 200 детей, профессиональные школы для мальчиков и девочек, в которых детям, оставшимся без попечения родителей, помогали получить профессию и приют. Сам в детстве столкнувшийся с ужасами войны о. Климент старался стать отцом несчастным обездоленным детям. Несмотря на то, что большинство преподавателей работали бесплатно, всё же на содержание школ и приюта требовались средства. Чтобы найти необходимые деньги приходилось не только писать бесчисленные письма с просьбами о помощи, но и собирать милостыню. Однажды, когда Хофбауэр собирал милостыню для сирот в одном из варшавских ресторанов, антиклерикально настроенный посетитель плюнул ему в лицо. Священник спокойно отёр лицо и сказал: «Это для меня, но я прошу что-нибудь дать и для моих сирот». Пораженные его верой и смирением посетители собрали на нужды приюта значительную сумму.
Но не только сироты были объектом внимания со стороны святого. Он стремился также основывать группы христиан, которые в дальнейшем могли бы стать апостолами в своей среде. В Варшаве им было создано общество облатов, включавшее в себя не только священников и монахов, но и мирян. В дальнейшем, многие из его духовных детей немало способствовали духовному развитию Польши.
Однако с уничтожением в 1796 году Польши как государства св. Клименту и его собратьям пришлось искать новое место для своей общины. В течение 12 лет они скитались по Европе, пытаясь найти приют, но терпели одну неудачу за другой. Их проповедь пользовалась успехом среди верующих, но постоянно раздражала власти. В 1806 году о. Климент и несколько его братьев вернулись в Польшу, однако, здесь они встретили противодействие со стороны властей. Смиренные монахи показались весьма опасными правительству Наполеона. Маршал Даву писал Наполеону Бонапарту из Польши: «Я пришёл к выводу, что эти люди враги любому государству, а особенно Вашему Величеству … Генеральный викарий Хофбауэр – особенно опасный человек». Деятельность редемптористов была признана наполеоновским правительством вредной, монастырь был закрыт, а монахи вывезены в крепость в Кострыне, а затем высланы из страны.
Святой Климент вернулся в Вену, где поселился в доме пекаря, у которого когда-то работал. В течение последующих 4 лет его основным занятием были бесчисленные исповеди и молитва. В 1813 году он был назначен исповедником в монастыре урсулинок. Здесь он прожил последние годы жизни, превратив свой дом в дискуссионный клуб, место для исповеди, кабинет и домашнюю церковь одновременно. Малопопулярная раньше церковь монастыря урсулинок стала посещаться всё большим и большим количеством верующих, привлеченных проповедями о. Хофбауэра. Современники вспоминали, что его проповеди не были сложными и не отличались особо изысканной риторикой, но напоминали задушевную беседу и были проникнуты живой верой, увлекавшей слушателей. Нелицеприятные высказывания святого в адрес великосветских обычаев далёких от христианства привели к тому, что более чем на год полиция запретила ему проповедовать. Среди его духовных детей были люди самого разного общественного положения, студенты и солдаты, представители творческой интеллигенции и большого света. Не оставил он и благотворительной деятельности. По-прежнему ему были понятны проблемы и горести бедняков. В доме, где кроме него постоянно жили и два-три его собрата по Конгрегации, он открыл столовую для бедняков, которым сам прислуживал за столом, и которая была не только пунктом питания, но и своеобразным клубом. В этом доме 15 марта 1820 года в полдень он вернулся к Богу. Звон колокола, призывавший сестёр на Ангелус, был последним, что он услышал в своей земной жизни. Несмотря на то, что существовало специальное распоряжение о том, чтобы похороны святого прошли как можно скромнее и незаметнее, траурная церемония превратилась в настоящий триумф – множество людей, стекавшихся к дому о. Климента на Йоханнесгассе, проследовали за его гробом к собору св. Стефана, где состоялась заупокойная служба. Такая же огромная толпа провожала его на следующий день на кладбище. Вскоре могила Климента Марии Хофбауэра превратилась в своеобразный санктуарий.
Многие наши современники посчитали бы историю жизни святого Климента историей неудач и рокового невезения. Сегодняшний мир часто оценивает человека с точки зрения внешнего успеха и зримых достижений, в то время как этот святой в течение жизни много раз терял то, что было им достигнуто ценой тяжкого труда и многих усилий. Были закрыты школы и приют, которым он отдал двадцать лет жизни, много раз открытые им дома Конгрегации и основанные общины закрывались, власти преследовали его, арестовывали, интернировали, запрещали проповедовать. Он всю жизнь начинал с нуля, терял близких друзей, терпел лишения. И, однако, шёл вперёд по пути, который избрал с детства, нимало не сомневаясь в правильности своего выбора, и его пример ясно показывает нам, что успех с точки зрения мира и с точки зрения истинного христианина не одно и то же. Его глубокая вера научила его исполнять волю Бога, не ожидая результата и не подводя сиюминутных итогов, просто идти туда, куда Бог послал его подобно тому, как посылал библейских пророков. В его характере не было никакого пафоса, он был чужд внешнего драматизма, любил пошутить и, предостерегая других от крайностей всякого рода, говорил, что «в религиозной жизни обычный путь самый надёжный».
Климент Мария Хофбауэр был беатифицирован в 1888 году папой Львом XIII, а в 1909 году папа Пий Х канонизировал его. Он считается покровителем Вены и Апостолом Варшавы.
Анна Кудрик