Свою задачу пастыря Иоанн видел не только в заботе о верных овцах своего стада, но и в обращении язычников, возвращении отпавших и потерявшихся и ради этого он был готов трудиться без устали.
Сегодня часто обсуждается вопрос о том, как научить человека добру, как воспитать в нём лучшие чувства, вызвать к жизни лучшее из того, что заложено в нём. Следует ли быть строгим, или снисходительным, заставлять, или уговаривать, или же просто предоставить полную свободу? Ответ на этот вопрос более 1600 лет назад дал антиохийский священник, Иоанн, названный Златоустом за ораторский и писательский дар. Около 367 г. он писал: «для исправления ближних достаточно силы любви».
Святой Иоанн Златоуст, епископ и Учитель Церкви родился в Антиохии, колыбели христианского богословия, городе, где впервые последователи Христа стали называть себя христианами, родине евангелиста Луки, между 347 и 349 г. в богатой и знатной семье. По одной из версий его отец, Секунд, был военачальником, по другой – крупным чиновником. Когда Иоанн был ещё ребёнком, Секунд умер. Мать, Анфуса, осталась вдовой. Из посвящённых ей в раннем произведении Иоанна «Шесть слов о священстве» строк известно, что она была ещё очень молода и тяжело переживала смерть мужа и «горести вдовства, которые могут хорошо знать только испытавшие их». Но, как ни тяжело пришлось юной вдове, только недавно перешедшей из родительского дома в дом мужа и не имевшей опыта самостоятельной жизни, она решила больше не выходить замуж и полностью посвятила себя воспитанию единственного сына. Благодаря стараниям матери, Иоанн получил прекрасное образование.
В IV веке Антиохия была важнейшим культурным центром Ближнего Востока. Здесь было немало ораторских и философских школ, в том числе и школа знаменитого ритора Либания, которого современники называли «малым Демосфеном». В эту прославленную школу и поступил Иоанн, вскоре сделавшийся любимым учеником Либания. Однако, гораздо больше, чем ораторское искусство, Иоанна привлекало богословие. Он начал изучать Новый и Ветхий Заветы под руководством Мелетия Антиохийского, и в 367 г. был им крещён. После удаления Мелетия из Антиохии, юноша продолжал изучать богословие у Флавиана и Диодора Тарсийского. Говорят, что язычник Либаний так до конца жизни и не смог примириться с тем, что его лучший ученик принял христианство. Умирая, на вопрос кому бы он хотел оставить свою школу, он ответил: «Иоанну, если бы его не похитили христиане».
Страстный и бескомпромиссный юноша, не приемлющий половинчатых решений, стремился полностью отдать себя служению Богу, но по просьбе матери должен был остаться с ней, и только после её смерти смог исполнить своё желание. Его ум и выдающиеся способности в соединении с глубокой верой способствовали тому, что община Антиохии предложила ему занять епископскую кафедру, однако Иоанн счёл себя недостойным такой чести и, сославшись на «душевную немощь», удалился в пустыню, где провёл четыре года в молитве, посте и молчании, живя один в уединённой пещере. Стремясь объяснить свой отказ, он написал там самое раннее из известных нам произведений «Шесть слов о священстве». В пустыне им также были написаны «Против вооружающихся на ищущих монашества» и «Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни». Четыре года отшельнической жизни расстроили здоровье молодого человека настолько, что он вынужден был возвратиться в город, где слухи о его аскетических подвигах внушали уважение многим христианам. В 381 году он был рукоположен в диакона, а спустя пять лет, в 386 г. епископ Фабиан рукоположил его в пресвитера.
На протяжении последующих двенадцати лет он проповедовал почти ежедневно. Его проповеди, обращённые, прежде всего, к простым людям, отличались не только красноречием, но ясностью и убедительностью.
Служение священника, пастыря Иоанн считал самым высоким из всех служений и наивысшим проявлением любви к Богу. Приводя слова Христа обращённые к Петру: «Любишь ли ты Меня?….Паси овец Моих» он писал: «Он мог бы сказать ему: если любишь Меня, подвизайся в посте, спи на голой земле, бодрствуй непрестанно, защищай притесняемых, будь сиротам вместо отца и матери их вместо мужа; но теперь, оставив все это, что говорит Он? Паси овец Моих».
Свою задачу пастыря Иоанн видел не только в заботе о верных овцах своего стада, но и в обращении язычников, возвращении отпавших и потерявшихся и ради этого он был готов трудиться без устали. Во время Великого Поста 388 г. им были произнесены 32 проповеди на тексты Евангелия. Несмотря на то, что эти проповеди нередко продолжались по два часа, благодаря таланту проповедника их слушали затаив дыхание, боясь пропустить хотя бы слово. В эти годы он пишет толкования на книги Священного Писания, а также поучения апологетического и агиографического характера. Заботясь, как нежный отец, о душах своих прихожан, он не забывает и об их телесных нуждах, раздавая хлеб вдовам и сиротам, давая кров странникам, подавая милостыню заключённым.
В 397 г. умер Константинопольский архиепископ Нектарий и его преемником стал Иоанн, призванный для этой цели из Антиохии в Константинополь. Здесь он, как и в Антиохии, много проповедует, евангелизируя, обличая, разъясняя, воспитывая свою паству. Облечённый большой властью, как патриарх Константинополя, он расширяет сферу деятельности Церкви, создавая новые епархии в отдалённых областях империи, разворачивает миссионерскую деятельность среди готов, славян и скифов, пишет послания Сирийской Церкви, стремясь вернуть в лоно истинной веры маркионитов, борется с арианством, составляет чин литургии и слагает молитвы, но за этими грандиозными делами не забывает и о малых сих – сиротах, вдовах, бедных. Средства, предназначенные на поддержание престижа патриарха он, аскетичный по натуре, направляет на поддержание больниц и помощь нуждающимся, что не приносит ему популярности среди тех представителей священства, которые были далеки от того, чтобы в повседневной жизни следовать евангельским советам, но вызывает подлинную любовь простого народа. Искренний, прямой, не умеющий плести интриги и не интересующийся политикой он бесстрашно обличает нравы двора, навлекая на себя гнев власть имущих, в том числе и императрицы Евдокии, отнесшей на свой счёт произнесённую патриархом проповедь о суетных женщинах. Обиженная императрица инспирировала суд, состоявший из оппозиционно настроенных иерархов во главе с епископом Феофилом Александрийским, который низложил Иоанна и приговорил его к смертной казни за оскорбление императорской семьи. Император Аркадий заменил казнь ссылкой, но испугавшись несчастий, обрушившихся на Константинополь, после расправы со святым, через два месяца вернул его обратно. Однако, всего через два месяца, на Иоанна вновь обрушился гнев императрицы. Незаконно созванный собор низложил его и вновь отправил в изгнание в Армению, в Кукуз. Отсюда, из Кукуза, он писал многочисленные письма епископам Азии, Африки и Европы и своим духовным детям в Константинополь и Антиохию, оставаясь по-прежнему любимым и почитаемым пастырем. Вероятно, эта неутихающая любовь народа возбуждала ненависть гонителей святого. В 406 г. они распорядились перевести уже тяжелобольного патриарха в Абхазию в отдалённый город Питиус (ныне Пицунда). Безропотно больной тронулся в путь, но не вынес тягот дальнего пути. 14 сентября 407 г. в Команах он умер со словами: «Слава Богу за всё!». Его похоронили там, где он принял своё последнее Причастие перед тем, как войти в славу Господина своего, овец Которого он пас и берёг, не боясь ни гонений, ни лишений, ни гнева сильных мира сего.
Спустя 30 лет 27 января 438 г. сын его гонительницы император Феодосий II при содействии патриарха Константинопольского Прокла при всеобщем ликовании перенёс мощи святого Иоанна Златоуста в Константинополь. Когда тело святого, оставшееся нетленным, внесли в собор святой мученицы Ирины, император, плача, просил прощения за свою мать. В 1204 г. мощи святого были увезены в Рим крестоносцами. В 2004 г. Папа Иоанн Павел II возвратил эти реликвии Константинопольской Церкви. Сегодня они покоятся в церкви святого Георгия в Стамбуле.
Анна Кудрик