13 мая — память блаженной Юлианы Нориджской

Бог являет ей «духовное видение Своей близкой, по домашнему безыскусной любви», показывая, что «Он есть всё, что мы находим хорошим и утешительным»

О жизни блаженной Юлианы известно немногое.

Даже её имя «леди Юлиана», под которым она вошла и в историю Церкви, и в историю английской литературы, скорее всего не было получено ею при крещении. Большинство её биографов считают, что Юлианой блаженную называли потому, что с 30 лет и до своей кончины, точная дата которой тоже неизвестна, она прожила отшельницей в Норидже при церкви святого Юлиана. Известно, что она жила и, скорее всего и родилась в Норидже, бывшем на тот момент одним из наиболее значительных городов Англии. Известно, что она любила свою мать и соседскую девочку Эмму Степлтон, впоследствии последовавшую её примеру, и также ставшую отшельницей; что у неё был мягкий характер; что, возможно, она принадлежала к ордену сестёр-бенедиктинок, под патронатом которых находилась церковь святого Юлиана. Она просила Бога о трёх милостях: о даре понимания Страстей Христа, для чего просила «увидеть телесным взором…страсти, которые Господь претерпел ради меня, чтоб страдать с Ним, так как страдали те, кто любил Его»; о телесной болезни, так как полагала, что физические страдания помогут ей очистить душу и о трёх ранах «истинного раскаяния», «естественного сострадания» и «упорного стремления к Богу». О двух первых дарах она просила, прибавляя, по её собственному свидетельству, всякий раз: «Господи, Ты знаешь, чего я хотела бы, и, если на то Твоя воля, пусть бы мне получить это, а если на это нет Твоей воли, Господи, не сердись, потому что я не хочу ничего – но как Ты хочешь», о третьем же даре просила «безо всякого условия».

 Как рассказывает сама блаженная, что вскоре после того, как ей исполнилось тридцать с половиной лет, 8 или 13 мая 1373 года, во время тяжёлой, и как сама она думала — смертельной болезни, когда уже её мать потеряла всякую надежду на исцеление дочери, к ней позвали местного священника, который поставил перед ней, уже получившей последнее Причастие, Распятие, чтобы она утешилась, созерцая Спасителя в свой последний час. Весь мир вокруг Юлианы померк. «…Всё в комнате погрузилось во мрак, — писала она позднее об этом переживании, — всё, кроме образа Креста» и в тот момент, когда ей казалось, что она уже мертва, к ней вернулись жизнь и здоровье и вместе с исцелением ей были даны шестнадцать видений — Откровений о Божественной Любви.


Вся последующая жизнь Юлианы стала осмыслением и переживанием полученных Откровений. Нам известно, что она прожила долгую жизнь, так как в письмах современников и хрониках сохранились упоминания о ней, которые свидетельствуют, что на момент описываемых событий она была жива. Итогом размышлений о данных ей Откровениях стала книга «Откровения той, которая не знала грамоты. Год от Рождества Господа нашего 1373», получившая впоследствии название «Откровения Божественной любви». В этой книге Юлиана, передавая читателям драгоценные слова Спасителя и описывая всё, что она увидела отчасти «духовным взором», отчасти «телесными очами» предстаёт перед нами как «радостный теолог». Бог являет ей «духовное видение Своей близкой, по домашнему безыскусной любви», показывая, что «Он есть всё, что мы находим хорошим и утешительным». В одном из видений Он показывает Юлиане всё сотворённое, образ вселенной, в виде маленькой круглой вещи размером с лесной орех, которую Он держит в Своей любящей руке, и в ответ на удивление, высказанное ею и страх, что такая малость может исчезнуть в любой момент говорит, что этот крошечный тварный мир «пребывает и пребудет вечно, потому что Бог любит его; и всё имеет своё бытие по любви Божией». Стараясь понять смысл видения, Юлиана делает вывод не только о безграничной любви Бога к созданию, но и о необходимости стремиться к «Тому, Который Несотворён» и о невозможности достичь покоя  души, пока что-либо из сотворённого стоит между человеком и Творцом.

В других Откровениях говорится о природе греха, как части спасительного замысла Бога; о чувстве радости, в основании которого «истинная уверенность в бесконечном счастье»; о чувстве горя, как искушении, «вызываемом унынием и раздражением» от… плотского жития»; о Церкви, необходимой для достижения спасения; о правильной молитве, основа которой Господь; об отцовской и материнской природе Бога; о Святой Троице, в Иисусе Христе вечно обитающей в душах верующих «…мудро спасая нас и храня нас ради любви».

Записанные Юлианой «Откровения» — первая книга, написанная на английском языке (её определение себя как «не знающей грамоты», по мнению исследователей, следует понимать, в том смысле, что она не знала латыни, на которой в то время писались все книги и научные труды). В нескольких древних рукописях эта книга дошла до наших дней. Первое её печатное издание было осуществлено в 1670 году и дважды переиздавалось в середине XIX века. Эта книга, долгое время остававшаяся малоизвестной, в настоящее время входит в число произведений, обязательных для изучающих курс английской литературы. В XIX веке она вызвала бурный читательский интерес, экземпляр её был среди книг, взятых Флоренс Найтингейл на Крымскую войну, впоследствии она была высоко оценена Т. С. Элиотом.

Известно, что при жизни нориджская отшельница Юлиана пользовалась уважением и любовью горожан, сохранились свидетельства о её дружеском отношении и доброжелательном отношении к тем, кто обращался к ней за духовным советом, но почти ничего неизвестно о том, как складывался культ её почитания. Тем не менее, она почитается как местночтимая блаженная в Католической Церкви Англии. Переданная через неё весть о силе любви Бога к нам, своим детям, рассказанная простым языком средневековой горожанки, проникнутое верой в то, что «Всё должно быть хорошо, и всё будет хорошо, и всё, что бы то ни было, будет хорошо», на протяжении уже шести веков трогает многие поколения христиан.