«Мы знаем, что, вероятно, Бенедикт и Схоластика были близнецами, и что Схоластика приняла решение остаться девственницей ради любви к Христу в очень раннем возрасте. В некоторых легендах утверждается, что она превосходила своего брата в благочестии, и именно её пример увлёк его на путь аскезы».
Несмотря на то, что имя святой Схоластики (родилась ок. 480 г.) известно многим в современном мире, что в её честь написано множество прекрасных гимнов, а её имя носят не только монастыри и церкви, но и множество учебных заведений, о жизни этой святой известно не очень многое.
Практически единственный достоверный источник сведений о её земной жизни – вторая книга «Диалогов» св. Григория Великого, посвящённая её брату – святому Бенедикту. Мы знаем, что, вероятно, Бенедикт и Схоластика были близнецами, и что Схоластика приняла решение остаться девственницей ради любви к Христу в очень раннем возрасте. В некоторых легендах утверждается, что она превосходила своего брата в благочестии, и именно её пример увлёк его на путь аскезы. Хотя в это время на Востоке уже были примеры существования женских монашеских общин, в которых вдовы и посвятившие себя Богу девы жили совместно (как это было, например, в общине основанной святой Павлой в Вифлееме), в Риме считалось, что девы должны и после принесения обетов оставаться в доме своих родителей. Им предписывалось молиться, проводить время в посте и благочестивых размышлениях, читать духовную литературу и не афишировать свои обеты, чтобы избежать греха тщеславия. Однако, когда Святой Бенедикт основал монастырь в Монте-Кассино, Схоластика последовала его примеру и в пяти милях от Монте-Кассино, в местечке Пломбариола создала женскую общину, которая, вероятно, жила по уставу, написанному Бенедиктом для братьев в Монте-Кассино. Это был первый регулярный женский монастырь в Европе.
Известно только одно чудо, произошедшее по молитве Святой Схоластики при её земной жизни, и это чудо поражает необычностью. Как это часто бывает с близнецами, Бенедикта и Схоластику связывала нежная дружба, но монастырский устав не позволял Бенедикту навещать сестру в монастыре, где жила она, а ей – входить в монастырь брата. Не в силах совсем отказаться от общения друг с другом они встречались один раз в год в хижине, находившейся на полпути между Монте-Кассино и Пломбариолой. В одну из таких встреч, когда день уже склонялся к вечеру, и приближалось время расставания, святая Схоластика стала просить брата остаться с ней и провести ночь в беседе о Боге, но тот не соглашался, да и как он мог нарушить созданный им самим устав и провести ночь за пределами монастыря? Тогда Схоластика склонила голову и стала молиться. Внезапно небо, до этого совершенно ясное, почернело, и началась страшная буря с проливным дождём, градом и грозой. Бенедикт попытался уйти, но вынужден был вернуться. Укоряя сестру, он сказал: «Что же ты сделала!», а она очень просто и, как отмечает святой Григорий, не без иронии ответила: «Иди, если можешь! Я просила тебя, но ты не захотел слушать меня, и тогда я попросила Бога, и Он меня услышал». Святой Григорий, завершая описание этой трогательной сцены, замечает, что Схоластика «могла испросить Бога о большем, потому что больше любила». Проведя ночь в духовной беседе, брат и сестра возвратились каждый в свой монастырь.
Через три дня, подняв взор к небу, святой Бенедикт увидел, как душа его сестры покидает тело и возносится в рай в образе голубки. Его сердце исполнилось радости, и он благодарил Бога за милость, которой удостоилась его сестра. Он похоронил сестру в часовне св. Иоанна, в Монте-Кассино в могиле, приготовленной им для себя. Вероятно, святого Бенедикта похоронили там же (св. Григорий в «Диалогах» говорит что, как духом они были едины в Боге, так и тела их соединились в одной могиле).
Святая Схоластика почитается Католической и Православной Церквями как покровительница монашествующих и защитница от молнии. Основанный ею монастырь в Пломбариоле дал начало регулярным женским монашеским общинам в Западной Европе, впоследствии разделившимся на множество Орденов и Конгрегаций. Несмотря на то, что святая не имеет титула соработницы св. Бенедикта, основателя европейского регулярного монашества, всякий раз, когда в той или иной общине почитается брат – вместе с ним вспоминается и сестра, мудрая дева, посвятившая себя Небесному Жениху и доверчиво попросившая его о том, что было для неё так дорого – о нескольких лишних часах беседы о Боге, которого и она, и её брат любили более всего на свете.