«Возблагодарим св. Терезу из Лизье. Возблагодарим ее за простую и чистую красоту, которая в ней явилась Церкви и миру. Эта красота очаровывает нас, даже если мы знаем, что путь к ней был труден и полон страданий…»
Совершая в 1980 году паломничество в Лизье, папа Иоанн Павел II сказал: «Возблагодарим св. Терезу из Лизье. Возблагодарим ее за простую и чистую красоту, которая в ней явилась Церкви и миру. Эта красота очаровывает нас, даже если мы знаем, что путь к ней был труден и полон страданий… Но прекрасное существует потому, что очаровывает нас трудом. Самым важным трудом, благодаря которому человек познает тайну своего человеческого естества».
Есть святые, сияние святости которых заметно сразу, при первом же знакомстве с историей их жизни: очевидны поступки, приведшие к признанию их святости — мученичество, миссионерство, учёные труды или самоотверженное служение Христу в страдающих ближних. Сравнительно с этими яркими жизнями, жизнь святой Терезы Младенца Иисуса может, на первый, поверхностный взгляд, показаться обыденной. Вся её биография может быть рассказана в нескольких фразах: девятый ребёнок в семье и младшая из пяти выживших дочерей, на самой заре жизни она пережила потерю матери, а затем, едва оправившись от раннего сиротства, и расставания с двумя старшими сёстрами, ушедшими в монастырь, в пятнадцать лет, по особому разрешению церковных властей, вступила в Кармель в том же городе, где жила. Спустя девять лет умерла от туберкулёза. Почему же, спустя всего несколько лет после того, как скромная кармелитка упокоилась на монастырском кладбище маленького французского городка, толпы паломников начали осаждать и монастырь (насколько это было возможно), и все места в городе, хоть в малой степени связанные с ней – обрывать, как реликвию, листья с деревьев, которых могла касаться её детская рука, проникать в дом и сад, где она росла, досаждать её родственникам и тем, кто хорошо знал её семью? Почему её автобиография, была переведена на все европейские языки и остаётся не менее читаемой сегодня, чем самые знаменитые литературные произведения? Почему она, чьё религиозное образование свелось к урокам катехизиса в пансионе для девочек, объявлена Учителем Церкви? Что знала и что рассказала миру эта юная кармелитка, которую папа Пий ХI назвал «звездой своего понтификата»?
Тереза Мартен родилась 2 января 1873 года. По общему признанию любящих родственников она была прелестным ребёнком с живым и шаловливым характером, весёлой, любящей, иногда капризной, иногда очень упрямой. Ребёнок, как все. Но с самого раннего детства её отличала одна особенность – она всегда слышала в себе голос совести, всегда была очень скрупулёзна, и подходила к себе с такой строгостью, какая свойственна мало кому из взрослых. Ей была свойственна абсолютная правдивость и искренность, она просто физически не могла солгать. Позднее, она писала: «Я люблю только простоту и страшно боюсь обмана».
Семья Мартен, в которой родилась святая, на первый взгляд, была довольно обычной – часовщик и кружевница своим трудом заложившие основы благосостояния своей семьи – обоих отличала глубокая и осознанная вера, оба, и Зели и Луи, в юности всерьёз думали о монашеском призвании, но нашли себя в семейной жизни и детях.
Резвые, живые и дружные, девочки Мартен всё же были не совсем обычными детьми, сказывалась обстановка живой и действенной веры, созданная родителями – например, они любили играть в отшельников, сооружая в саду игрушечные скиты, или в придуманную ими самими игру в упражнение в добродетелях, в процессе которой каждое упражнение в добродетели давало игроку балл. Дети и родители много молились вместе, воскресная месса была настоящим праздником для семьи, хотя маленькая Тереза, всегда требовавшая, чтобы её брали с собой, честно признавалась, что во время проповеди ей «опять было скучно».
Когда Терезе было всего 4 года умерла от рака её мать. Теперь, о ней заботилась старшая сестра. Семья переехала из Алансона в Лизье, где жили родственники со стороны матери – Герены. Вскоре уходит в монастырь старшая сестра, взявшая на себя после смерти матери обязанности хозяйки дома …. Когда Терезе было десять лет, другая сестра, та, которая заботилась о ней с тех пор, как умерла мать, решила также уйти в Кармель. Терезе сказали об этом не сразу, и у неё не было времени, чтобы смириться с потерей и привыкнуть к предстоящей разлуке. Но именно тогда, как потом написала она в своём дневнике, к ней впервые пришла уверенность в том, что это и её путь. «Я ощутила это с такой силой, что в моем сердце не осталось никакого сомнения. Однако я хотела поступить туда не из-за Полины (сестры), а только ради Христа».
Через несколько месяцев после ухода Полины Тереза пережила первый мистический опыт. Она тяжело заболела, её болезнь была непонятна врачам и грозила ей смертью, у неё были повторяющиеся тяжёлые судороги и лихорадка. Семейный врач, не вдаваясь в медицинские подробности, говорил только: «Дети такой болезнью не болеют. Это очень опасно». Отец, сёстры и все родственники молились за девочку – в её комнате поставили статую Пресвятой Девы Марии. Чудо, случившееся тогда, было очень личным, можно сказать, частным, чудом, предназначенным только ей – Богородица улыбнулась ребёнку, и страдания маленькой Терезы вдруг прекратились. Болезнь отступила и больше не возвращалась, хотя в целом здоровье девочки оставляло желать лучшего.
Шло время – Тереза росла и из ребёнка становилась юной девушкой, по общему мнению, прелестной. Её решение стать кармелиткой было неизменно, но она о нём никому не рассказывала. Она бывала летом на море с кузинами, съездила с отцом Париж, знакомясь с достопримечательностями, с удовольствием гуляла по полям, украшая себя и кузин цветами, много читала, радовалась новым платьям и шляпкам, но во всех повседневных мелочах, во всех событиях своей жизни умела видеть руку Божию. О своём «выходе в свет» в Париже она сказала, что Христос показал ей мир, чтобы она сделала свой выбор сознательно и знала, что оставляет, следуя за Женихом.
Когда ей исполнилось четырнадцать лет, она решила просить о приёме в монастырь кармелиток в Лизье, где уже находились две её сестры. Вначале осуществление её желаний казалось невозможным – она была слишком молода. Некоторое время она не могла решиться сказать о своём решении отцу, который уже отдал Богу двух из своих дочерей. К тому же именно Тереза была его любимицей. Когда она, наконец, решилась просить согласия отца, тот, несмотря на боль предстоящей разлуки, решил не противиться желанию своего «белого цветочка» и даже помогал ей добиться разрешения вступить в монастырь, не дожидаясь совершеннолетия. Но супериор монастыря аббат Делатройетт был категорически против того, чтобы принять Терезу в монастырь раньше, чем ей исполнится хотя бы 17 лет. Однако, Тереза не могла ждать — «Божественный призыв был столь неотложным, что даже если бы ей пришлось пройти сквозь огонь, она бы это сделала». Она просит о разрешении епископа, а потом, не получив от него определённого ответа, во время паломнической поездки в Рим, в которой она участвует вместе с отцом, обращается к Папе. В этой поездке происходит несколько очень важных событий. Во-первых, подросшая Тереза пользуется чрезвычайным успехом у молодых людей. Она понимает, что могла бы увлечься, вступить в брак и вести жизнь, типичную для женщины своего круга. Но парадоксальным образом именно это осознание укрепляет её в решимости принести свою жизнь в жертву Христу. Почти половина из группы паломников – священники. До сих пор все контакты Терезы с клиром ограничивались исповедью, мессой и участием в духовных упражнениях и все они казались ей совершенными людьми, теперь, в течение многих дней она видит их вблизи. Это обычные люди со всеми человеческими слабостями, также склонные к ошибкам и даже грехам, как и все прочие. Ситуация очень частая и в сегодняшней Церкви – каждый христианин может привести не один пример того, как верующие, а особенно подростки, приходят к разочарованию не только в Церкви, но и в вере, столкнувшись с этой, в общем-то естественной ситуацией. Но реакция Терезы на это новое знание – реакция зрелого человека – она принимает решение, от которого не отступится всю свою последующую жизнь – молиться за священников. Между тем, Папа не даёт определённого ответа на её просьбу. Тереза с отцом возвращаются в Лизье, не получив разрешения. Однако, спустя некоторое время, епископ, убедившись в неизменности устремлений Терезы и в том, что она, несмотря на юный возраст, понимает, что делает, всё же даёт необходимое согласие.
… двери Кармеля в Лизье открываются, чтобы впустить пятнадцатилетнюю Терезу Мартен.
В монастыре новая послушница столкнулась со множеством испытаний и пережила множество трудностей, которые причиняли ей сильные страдания, и которые были совершенно незаметны никому из окружающих сестёр, даже тем, кто сразу полюбил милую и внимательную девочку. Она была значительно слабее большинства сестёр, многие из которых происходили из крестьянских семей и ловко выполняли любую порученную им работу, и от этого она чувствовала себя никчёмной и ни на что не годной, постоянно мёрзла – в монастыре даже зимой отапливалась только одна комната, где сёстры собирались на рекреации, засыпала во время молитвы, ей не хватало простора полей и свободного движения. И тогда, потому что самым горячим её желанием было как можно сильнее любить Бога… она начала открывать свой особый путь, пригодный для любого человека, как бы слаб и мал он ни был – малый путь, путь маленьких знаков любви, маленьких шагов к святости незаметных никому кроме Того, к Кому они обращены. Она находила множество случаев сделать ещё один такой шаг – не отказывалась помогать никому, бралась за то, чего не хотел делать никто, была приветливой с неласковыми, всегда всем уступала, ела то, от чего отказывались другие сёстры, и никто даже не догадывался, что она делает это с усилием, не оправдывалась даже если её несправедливо в чём-то обвиняли. Ей хочется «не упустить ни малейшей жертвы, ни одного взгляда, ни единого слова, использовать каждую мелочь, и все это делать из любви». Пожилая сестра, которой Тереза помогает в ризнице, называет её «сестричка «Да будет так».
В конце XIX века, когда идёт своим путём сестра Тереза, среди монашествующих распространена практика принесения себя в жертву, например, Божественной справедливости. Тереза же решает принести себя в жертву Божественной Любви, растворившись в ней без остатка. Она страдает от того, что слишком мало может сделать для своей великой любви и сожалеет, что её призвание и пол не дают ей возможностей для активного миссионерства. Теперь, когда она стала взрослее, ей хотелось бы настоящего подвига, активной проповеди, она хотела бы быть всем, соединить в себе все призвания, какие существуют в Церкви. Её мечта о миссии и проповеди сбывается самым удивительным образом – она получает сначала одного «духовного брата» — молодого священника миссионера, за которого молится, затем, в течение года – второго. Ей открывается, что Любовь – это то, что объединяет все призвания, какие есть в Церкви.
….Тереза получила знак того, что момент, когда она встретится с Женихом лицом к лицу, близок – у неё началось кровохарканье. Но на смену радости пришло новое испытание – период сухости, страха, сомнений.
… сестра Тереза Младенца Иисуса и Божественного Лика умерла. Ей было 24 года. Она не была ни великим мистиком, ни мученицей, в привычном понимании этого слова, ни миссионеркой, ни подвижницей милосердия, но у неё была главная и единственная сила — любовь – главная из богословских добродетелей. Она показала путь, доступный для всех, и подтвердила его действенность, первой пройдя по нему.
Святая Тереза Младенца Иисуса была беатифицирована 29 апреля 1923 года и канонизирована 17 мая 1925 года папой Пием XI. В 1997 году папа Иоанн Павел II провозгласил Терезу Малую Учителем Церкви.
Анна Кудрик