Иоанн Креститель: особая чувствительность к слову Божьему

Мы сегодня празднуем рождество святого Иоанна Крестителя. Его судьба была тесно связана с судьбой Мессии, Христа, Иисуса из Назарета. Особенно мы это видим в Евангелие от Луки: архангел Гавриил возвещает Захарии, отцу святого Иоанна, о рождении долгожданного сына.

Святой Иоанн уже с момента зачатия был необычным ребенком. Он был рожден чудесным образом. Его родители были уже в преклонном возрасте, и никто не мог в божественном вмешательстве.

Особая связь Иоанна Крестителя проявилась при встрече беременной Елизаветы с беременной Девой Марией. Звук голоса Матери Спасителя вызвал движение ребенка в утробе Елисаветы — будто еще не рожденный ребенок знал больше, чем его умудренная жизнью мать.

Можно сказать, что Мария принесла в дом Захарии и Елисаветы радость Слова Божия. Так мы и молимся в литании к Матери Слова – «Радость Слова нам приносящая — Матерь Слова, молись о нас!». Мария ведь пришла не одна. В ней уже «Слово стало плотью» и начало обитать среди людей. Поэтому мы можем говорить о первой встречи Предтечи с Мессией.

Сегодня мы прикасаемся к этой радости, когда встречаем Мессию в слове Божием. Святой Павел так говорит про этот утешительный аспект Священного Писания: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду» (Рим 15, 4).

И пусть нас не пугает, что иногда не удается найти в слове Божием радости и утешения и что иногда оно становится как будто пустым и непонятным. Подобное было и в жизни святого Иоанна. Хотя он будто чувствовал суть Божиего слова еще в утробе матери, хотя приготовил себя для исполнения миссии предтечи в пустыне и исполнил ее, узнав в Иисусе из Назарета обещанного Мессию, то складывается впечатление, что в определенный момент его охватили сомнения. Речь идет о его известном вопросе: «Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?» (Мф 11, 3).

Дело в том, что мессианское служение Иисуса возможно вызвало у Иоанна сомнения. Ведь он проповедовал Мессию, который принесет суд, отделит зерно от плевел. А тут оказалось, что пришел мессия милосердный, который «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Мф 12, 20).

Иисус, однако, не оставляет Иоанна в сомнениях. Он проявляет к нему милосердие и через его учеников дает ему следующий ответ: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11, 4-6). Вопрос здесь даже не в удивительных чудесах. Иногда даже и лжепророки совершали необычайные дела. На самом деле Иисус объясняет свою деятельность цитатой из пророка Исаии (Ис 61, 1 и дальше). Пророк говорит именно про Мессию, который принесет утешение и радость. И именно над этим Мессией будет Дух Господень. Таким образом Иисус дает Иоанну ключ к пониманию происходящего. Он будто ему говорит: «Иоанн, ты ведь видел Духа Святого, как Он снисошёл на Меня в крещении! Ты ведь именно по этому Меня узнал! Не сомневайся во Мне. Писания ведь исполняются!».

Иоанн остается с этим ответом и бесстрашно принимает мученическую смерть, уверенный, подобно святому Павлу: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим 4, 7).

О. Дариуш Пеляк, SVD

Edit