Заключительный день юбилейных торжеств в Санкт-Петербурге начался со Святой Мессы в соборе Успения Пресвятой Девы Марии под предстоятельством архиепископа Тадеуша Кондрусевича, первого митрополита Архиепархии Божией Матери в Москве, который ровно 25 лет назад освятил этот собор после возвращения верующим и реконструкции, а теперь приехал в Россию как почетный гость, чтобы отметить 150-летие его изначального освящения. Приводим полный текст его проповеди, посвященной истории возрождения Католической Церкви в России и собора Успения Пресвятой Девы Марии – в частности.
Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, братья во священстве, монашествующие, братья и сёстры!
Католическая Церковь в России и Беларуси в этом году празднует Юбилей 240-летия установления Могилевской Архиепархии и Митрополии. Хотя центр созданной в 1783 г. новой церковной структуры формально находился в Могилеве, особую роль в ее жизни играл Санкт-Петербург как столица Российской Империи, где находилась кафедра правящего епископа и Духовные школы – Семинария и Академия.
Поскольку Кафедральный собор находился в Могилеве, то в Санкт-Петербурге был построен и в 1873 г. освящен собор Успения Пресвятой Богородицы, который до 1926 г. имел статус Прокафедрального. Т.е. в этом году он отмечает юбилей, 150-летия своего освящения.
В годы гонений собор использовался в мирских целях. В нем располагался банк, различные мастерские, офисы и т.п.
В те времена, когда Церковь действовала в «катакомбах» и не могла открыто проповедовать Евангелие, стены этого храма, равно как и других закрытых, говорили. Как бы осуществлялось пророчество Христа: если вы будете молчать, то камни будут говорить. И они говорили, давая людям надежду на лучшее будущее.
В 90-е годы прошлого столетия, после обретения свободы вероисповедания, начались старания о возвращении конфискованных во времена воинствующего атеизма церковных зданий. Мы старались вернуть и здание этого собора, а также объединенного с ним исторического здания Духовной Семинарии. Alma Mater «Мария – Царица Апостолов» была основана в 1993 г. в Москве и ютилась в вагончиках, которые были установлены рядом со все еще не переданным полностью приходской общине Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.
Кстати, первыми семинаристами были теперешний вспомогательный епископ Архиепархии Божией Матери в Москве Николай Дубинин и нынешний ректор Семинарии «Мария – Царица Апостолов» монсеньор Сергей Тимашов.
Необходимо подчеркнуть, что государственные власти Санкт-Петербурга с пониманием относились к нашим просьбам о восстановлении исторической справедливости и передали Католической Церкви все те здания, о которых мы просили. Был передан также собор Успения Пресвятой Девы Марии и здание семинарии.
После чего началось восстановление собора и здания семинарии. Сегодня нужно благодарить различные благотворительные организации за помощь в его восстановлении. Это прежде всего «Renovabis», «Kirche in Not» и Конференция епископов США. Монсеньор Андрей Стецкевич с о. Стефаном Катинелем взяли на себя труд практического восстановления здания собора. Невозможно не вспомнить и первого ректора семинарии «Мария – Царица Апостолов» монсеньора Бернардо Антонини – истинного подвижника веры и миссионера, итальянца, который стал русским. Благодаря его стараниям из Италии были привезены мощи апостолов, которые заложены в главный алтарь святыни.
Освящение собора стало настоящим праздником как для католиков Санкт-Петербурга, так и Северо-Запада Российской Федерации, а также торжеством справедливости и триумфа веры, которую в трудные времена гонений люди сохранили в простой молитве и народном благочестии.
В торжестве освящения приняли участие многочисленные священники, монашествующие, семинаристы, верующие, православный архиепископ, губернатор Санкт-Петербурга Яковлев Владимир Анатольевич, представители мира науки, культуры и масс-медиа.
Все осознавали значение происходящего. Разрушьте этом храм, и Я его восстановлю в течении трех дней, говорил Христос. Он имел в виду Свое Воскресение. Поруганный и запущенный прокафедральный собор также воскрес к новой жизни, как феникс их пепла. Можно сказать, что он воскрес после трех дней, так как не знаем, как долог у Бога день. Три поколения гонений – это как бы три дня.
С большим трепетом я тогда открыл двери восстановленного собора, вошел в него, читал проповедь о значении храма в жизни человека и молитву освящения, помазывал алтарь и стены святым елеем.
Из головы не выходили мысли о тех людях, которые строили храм и молились здесь, о епископах и священниках, которые несли здесь свое служение, о семинаристах, которые здесь набирались духовных сил, чтобы потом во времена гонений стать мучениками и свидетелями веры.
Трудно передать словами те чувства, которые мы все переживали тогда. Ведь освящался Прокафедральный собор. Невозможное человеку стало возможным Богу.
Среди многих вариантов Евангелия, которые Церковь предлагает на Литургию освящения храма, есть Евангелие о мытаре Закхее, которого все считали великим грешником. Он, несомненно, был наслышан о Иисусе и очень хотел Его увидеть. В слове «хотел» выражено его сокровенное желание встречи с Иисусом, несмотря на греховность.
И вот, пришел момент, когда Иисус проходил через Иерихон. Поскольку Закхей был малого роста, то из-за обилия людей, а также, возможно, из-за того, что боялся их гнева, с целью увидеть Иисуса, взобрался на смоковницу.
Несмотря на то, что Закхей находился среди густой зелени смоковницы, Христос увидел его и высказал желание навестить его дом: «Я хочу быть в твоём доме». И когда Христос пришел в дом Закхея, тот обещанием отдать половину своего имения нищим, а тем, кого обидел, воздать в четыре раза больше, высказал свою веру.
На эти слова кающегося Закхея Иисус ответил, что спасение пришло в этот дом.
25 лет тому назад, несмотря на все перипетии истории, Иисус сказал: Я хочу быть в историческом здании Прокафедрального собора Успения Пресвятой Девы Марии. И Он вошел сюда, чтобы люди обретали в нём спасение.
История последних 25 лет этого храма – это история пути многих людей к вере и ее укреплении. Сколько людей получило здесь дар благодати через духовное возрождение в таинстве Крещения и соединилось со Христом в святом Причастии? Сколько было укреплено Святым Духом в таинстве миропомазания? Какие прекрасные истории обращения грешников могут рассказать нам исповедальни, где человек возрождается к новой жизни в благодати? Сколько раз Иисус выходил отсюда, чтобы навестить дома больных и умирающих? Сколько молодых людей в таинстве брака связали свои судьбы? Сколько через евангелизацию, катехизацию и христианскую формацию в различных группах находили путь к святости? Здесь в 1999 г. состоялись первые после революции 1917 г. пресвитерские рукоположения. Это все плоды деятельности храма.
Если бы его стены могли говорить, они могли бы рассказать много удивительных историй, прежде всего, обращения человека к Богу.
Позвольте привести одну. В 1999 г. в России и Казахстане было организовано паломничество мощей св. Терезы из Лизье, которое стало истинными духовными упражнениями.
Реликварий с мощами посетил также и этот собор. Перед этим к настоятелю о. Стефану Катинелю за советом обратились родители одной студентки, которая оставила Церковь и стала вести аморальный стиль жизни. Что он мог им посоветовать? Молитесь. Прибывают мощи святой Терезы, просите ее о благодати обращения вашей дочери.
Мощи в храме пребывали несколько дней. Пришел момент, когда они должны были покинуть его и переехать в другое место. В церкви тишина, все сосредоточены на молитве. Неожиданно раздался чей-то голос: «Тереза, ты победила, я больше так не могу жить!» Это была та студентка.
Каждая святыня является местом, где в Литургии совершается тайна нашего спасения. Поэтому она является святым местом и имеет свое достоинство, ибо здесь в Пресвятых дарах, Божьем слове, таинствах, евангелизации, катехизации и делах милосердия пребывает Христос – единственный Спаситель мира. Поэтому храм является сакральным местом, где развивается наша вера.
На российской земле в последние три десятилетия появилось немало святынь. Однако все еще недостает живых храмов человеческих сердец и семей, в которых живет Христос. Недостает живых приходских общин, где центральное место занимает Спаситель, где люди живут новым законом любви, где заботятся о бедных, где все себя чувствуют братьями и сестрами.
Поэтому, дорогие братья и сестры, постараемся найти в нашей жизни свою смоковницу, с которой будет легче увидеть Христа, но прежде всего смоковницу, на которой Он увидит нас и пригласит на пир, как символ Церкви – таинства всеобщего спасения.
В средние века на фронтоне храмов писали одно или другое изречение из Святого Писания или титул святыни. На одном из них написано на латинском языке: “Hic domus Dei est et porta caeli” – «Это дом Бога и врата неба». Санкт-Петербургский Прокафедральный собор Успения Пресвятой Девы Марии, будь и дальше домом Бога и вратами неба, чтобы здесь современные Закхеи с верой искали Иисуса и находили, а Он совершит чудо так необходимого современному человеку духовного исцеления. Аминь.
Фото: Юлия Ницевич