Дорогие братья и сестры!
Литургия дня выдвигает на первый план гостеприимство в его широком значении. У древних народов гостеприимство было почти естественной добродетелью. Представьте себе, в каком почете были гости у арабов в пустыне и, конечно, у евреев в Израиле. Мы наверняка вспомним рассказ о принятии Ангелов-Паломников Авраамом и другие более скромные страницы Священного Писания, повествующие о благородстве этой добродетели.
К сожалению, эта добродетель со временем стала все более редким «товаром». Сегодня мы с трудом принимаем гостей, особенно, если они нам не знакомы. Это связано с тем, что большинство людей уже не живут в скромных условиях, большинство людей сегодня живут в городах, в больших городах. Но это и свидетельство того, как нам сложно сегодня принимать новую жизнь. Иногда бывает так, что родители «ругают» своих детей, если те рожают больше двух детей. И здесь нужно упомянуть беженцев, то есть тех, кто вынужден оставить свои дома ввиду разных обстоятельств: из-за войн, из-за различных природных катаклизмов, которые, увы, умножаются из-за того, что человек не воспринимает Вселенную как свой дом, где принимают друг друга.
В посланиях апостола Павла этому моменту уделено большое внимание. Много раз говоря о гостеприимстве, он отмечает, что гостеприимство – это возможность принимать Ангелов, принимать Самого Христа. Потому что паломник, беженец, эмигрант олицетворяет собой образ Христа, Который был беженцем. Поэтому как тут не вспомнить, поспешное бегство в Египет Иосифа и Марии с младенцем Иисусом, когда их преследовали!
Но апостол Павел, говоря о гостеприимстве, добавляет что-то новое, интересное, отмечает, что мы не просто творим какое-то доброе дело, в гостеприимстве мы утверждаем свою веру во Христа. И тогда гостеприимство становится возможностью проповедовать, свидетельствовать о той любви, которой Сам Христос любит нас. Каждый, наверное, помнит, что в Деяниях Апостолов говорится об Акиле и Прискилле, двух беженцах из Рима, которые вынуждены были покинуть свой родной дом, свой родной город, потому что началось преследование евреев в Риме. И вот они, находясь в Эфесе, принимают Аполлоса и это становится возможностью передать ему сокровища своей встречи со Христом и Павлом, которая станет для Аполлоса вдохновляющим толчком к тому, чтобы он стал проповедником в Коринфе.
Все эти примеры говорят нам о смысле гостеприимства. И смысл гостеприимства лишь в одном: мы призваны принять волю Божию. Мы призваны принять любовь Божию, мы призваны принять Его Самого, и тогда, на самом деле, мир в нас и вокруг нас изменится. Потому что, когда мы осознаем, что мы принимаем Христа, тогда мы начинаем принимать и другого, независимо от его положения, независимо от его знакомства с нами, независимо от того, друг он или враг. Мы принимаем его, потому что Бог принял и принимает нас. Аминь.
Фото: Ольга Дубягина