- Это мероприятие прошло.
Непорочное Сердце Пресвятой Девы Марии: память
8 июня
В Евангелии Детства Иисуса евангелист Лука приводит интересную подробность, относящуюся к Пресвятой Деве Марии. Описание Рождества Христа он заканчивает словами: « А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк 2.19). Да и все Евангелие Детства Иисуса св. Лука завершает упоминанием Пресвятой Богородицы : «И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своем» (Лк 2.51). В наше время сердце является прежде всего вместилищем чувств, в том числе романтических и возвышенных, а за интеллектуальные процессы, за память и мышление, отвечает голова. На библейском же языке место, где протекают интеллектуальные процессы, особенно самые важные, от которых зависит жизнь и счастье человека, такие, например, как обретение мудрости, называется сердцем.
Что же за «слова» сохраняла Мария в Своем сердце? Речь идет не только о словах, которые нам передает Библия, но и о всех событиях, которые описываются в тексте, а также о тех, которые даже не упоминаются, но имели место. Потому что Пресвятая Дева Мария познавала Иисуса Христа не так, как мы – из слов Священного Писания. Она была непосредственной участницей всех происшедших тогда событий. Не было у нее для изучения текста Библии, но по сути вся Ее жизнь была «написанием» Библии. История Спасения говорила с Ней через события Ее собственной жизни, слова, личные переживания. Именно эти сокровища Мария «сохраняла» и «слагала» в Своем сердце. Очень важно задуматься над этими двумя словами.
Слово «сохранять» означает хранить что-то в памяти, но в то же время охранять и заботиться о пополнении. В греческом варианте говорится скорее не об охране, а о сохранении от утраты. По собственному опыту мы знаем, что мы потеряли многое из того, что было нам когда-то передано, хотя это были очень важные вещи. Возьмем к примеру участников Второй Мировой войны. Их поколение постепенно уходит. Их детям еще удалось услышать какие-то рассказы, что-то узнать из первых уст. Но много ли услышат и узнают их внуки? Правнуки? Скорее всего, только сухой факт – что прадед был на войне, да несколько семейных баек, которые постепенно теряют большую часть живых подробностей. Мария же старалась «сохранять» память о Своем участии в событиях истории Спасения, а позже передала свои свидетельства евангелисту Луке.
Это «сохранение» слова является понятием и действием, необходимым и даже ключевым для христианской жизни. Святой Павел в Послании к Римлянам говорит, что «вера от слышания» (Рим 10.17). Однако, то, что ты слышишь, должно быть сохранено в памяти. Очень образно об этом говорит нам Господь Иисус в притче о сеятеле: «А упавшее при пути это суть слушающие, к которым потом приходит дьявол, и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк 8.12). Тут позволю себе небольшое отступление. Такое впечатление, что немногие тексты Священного Писания мы знаем на память. Мы живем в культуре, отличающейся от ветхозаветной. Многие католики ежедневно читают Литургию Часов. Но сколько псалмов мы знаем наизусть? Сколько из них «сохраняем».
Пример Марии показывает нам, что слово надо сохранять и хранить в том числе и потому, что так оно сможет стать предметом нашей внутренней работы. В начале этого текста о Матери Божией сказано, что она «слагала» слово в Своем сердце. Интеллектуальный процесс, скрытый под словом «слагать», напоминает процесс деления на порции. Греческое слово syn- ballo больше относится к процессу сопоставления, «поставления» рядом с собой. Божья Матерь проделывала внутреннюю работу, основанную на «сопоставлении», сравнивая полученную ранее информацию с новой. Мы не имеем доступа к процессу духовной жизни Марии, но точно знаем, что она была первым на земле человеком, вникающим в тайну Христа. Она могла черпать информацию как из личного опыта жизни со своим Сыном – Иисусом, так и обращаться к текстам Ветхого Завета и жить в постоянном изумлении от осознания того, Кто живет в Ее доме, Чьей матерью она имеет счастье быть.
Такое общение со Словом Божиим, как уже написанным, так и с тем, в творении которого Она сама участвовала, позволило Ей гораздо более глубоко вникнуть в тайну Слова Предвечного и Воплощенного, погрузиться в «неисследимое богатство Христово» (Еф 3.8). Скорее всего уже во времена детства Иисуса Мария могла произнести слова, которые автор Послания к Ефесянам написал десятилетия спустя: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах» (Еф 1.3)
Пусть и наши сердца наполняются теми же сокровищами, что и Непорочное Сердце Марии, и всегда будут готовы сохранять их.
О. Дариуш Пеляк, SVD