Епископ Николай Дубинин: «Память об этом мы не имеем права потерять…»

Проповедь на заупокойной Мессе в базилике святой Екатерины по случаю 77-й годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады

К сожалению, вся история человечества после грехопадения связана с непрестанными конфликтами и раздорами, которые влекут за собой человеческие страдания. Некоторые из них кажутся мелкими и незначительными — но для тех, кто в них вовлечен или затронут ими, это нередко источник огромной боли. Есть среди раздоров и конфликтов и такие, которые вовлекают целые народы и даже весь мир. Вторая мировая война — источник боли и глубоко кровоточащих ран общечеловеческого масштаба. В этих нескольких годах трагической истории многих стран мира особое место занимает блокада Ленинграда. Говорят, время лечит… Конечно, с течением временем многие чувства и ощущения, в том числе ощущение боли, притупляются. Но есть такие моменты и есть такие места, когда это притупление куда-то отходит — и мы снова со всей полнотой и остротой ощущаем огромную боль из-за то, что люди людям способны причинить. Санкт-Петербург, сегодня — это именно такое место и именно такой день. Сколько слез, голода, страданий во всем том, что мы называем сегодня блокадой Ленинграда! Остается все меньше людей, которые от первого лица могут рассказать о тех ужасах, которые происходили здесь во время блокады — о том, через что пришлось пройти людям, взрослым и детям. Но память об этом мы не имеем права потерять. 

В годовщину освобождения города мы вспоминаем и благодарим за мужество и подвиг тех жителей и воинов, которые защищали город, которые прорвали блокаду, неся освобождение. Благодарим тех, кто, рискуя собственной жизнью, нес хотя бы какую-то помощь. Единственное, что оставалось в те страшные дни у людей — это надежда. У многих она в те дни, по человеческим меркам, не осуществилась. Огромное количество людей в тех нечеловеческих условиях погибло — в том числе от голода, — не дождавшись того дня, когда раздастся весть о том, что город снова свободен (хотя война еще не окончена). Но мы верим, что что их надежда увидеть мир, радость, справедливость воплотилась на Небесах, в вечной жизни — и они обрели радость и покой там, где нет страдания, раздоров, голода и насилия, где царит Божественный мир. 

Мы же здесь, на земле, снова чувствуем горечь и боль, но также испытываем благодарность. Мы снова можем вслушаться в те слова, которые Господь обращает к нам, в те свидетельства, которые Он дает нам, чтобы мы могли извлечь уроки, и чтобы наши сердца не ожесточились. Чтобы мы искали мира и во всем уповали на Господа, стремились каждый день нашей жизни быть миротворцами и не забывали о подвиге и о жертве наших предков, стремились созидать мир, основанный на справедливости и взаимном уважении. 

Мы не в силах повлиять на глобальные процессы, мы не можем предотвратить каких-то международных конфликтов — такова человеческая слабость и ограниченность. Но в нашей повседневной жизни, в наших конкретных отношениях с другими людьми мы призваны и обязаны как христиане стремиться быть миротворцами — налаживать отношения, просить Господа, чтобы он давал нам силы, мудрость, помогал искать мирные решения конфликтов, чтобы не допускал в наших действиях несправедливости и причин страданий других людей и их слез. 

Сегодня, склоняя головы в скорби, мы можем услышать свидетельства и зов людей, которые прошли через блокаду и ужасы войны, и которые делятся тем, чем поделиться очень сложно, которые прошли через то, что нам сегодня сложно даже представить. Мне буквально сегодня, по пути на Пискаревское кладбище, дали очередную книгу, которая называется “Воспоминания о блокаде”. Страшно и ужасно читать, что происходило, что люди видели и что им пришлось испытать. Но через весь этот ужас проходит зов Жизни. 

Вот слова одной из переживших блокаду женщин: “Да будет пухом и земля Пискаревского кладбища, и земля на любом другом месте, где покоятся наши дорогие родители, близкие и друзья. Я желаю каждому молодому: нашим детям, нашим внукам, чтобы они никогда не знали слов “война”, “голод”, “сиротство”. Да здравствует Жизнь”.

Христос есть наша Жизнь. Как слышим в сегодняшнем Евангелии из притчи о сеятеле, Он нас призывает быть сеятелями добра. Пусть то, что мы делаем, будет добрым и плодоносным. Пусть наши добрые дела, молитвы, устремления, способность и открытость к покаянию и примирению, наша благодарность, наша историческая память — пусть все это способствует тому, чтобы наша жизнь приносила обильные плоды добра на ниве Господней, по воле Божьей. Аминь.

Фото Юлии Нецевич