«Дружите, любите, молитесь, не ленитесь». Архиепископ Павел встретился с верующими нижегородского прихода

В воскресенье, 17 декабря, Архиепископ Павел Пецци в ходе визита в приход Успения Пресвятой Девы Марии в Нижнем Новгороде встретился с его прихожанами, чтобы ответить на их вопросы. Им удалось охватить широкий круг тем – от отношений поместной Церкви с православными братьями и светскими властями до того, каким образом рождаются малые общины и группы внутри прихода.

В начале встречи настоятель прихода свящ. Георгий Кромкин предложил провести это собрание в «синодальном» духе, чтобы вместе учиться слушанию. Он напомнил о том, как проходила первая «синодальная» встреча в их приходе, на которой 15-20 участников пробовали размышлять над конкретной проблемой через библейский отрывок. Сначала этот метод показался странным. Но в ходе той встречи, сказал о. Георгий, чем больше было слушания, а не «дискуссии», тем яснее все становилось. И тогда одна из из прихожанок сказала: «Я поняла! Как интересно!». «Слушать – это интересно», – напомнил настоятель.

Первый вопрос задал сам владыка Павел. Он поинтересовался, удалось ли членам прихода начать знакомство с промежуточным отчетом Синода. В ответ одна прихожанка, которая в приходе недавно, рассказала о том, что ознакомилась также и с документами предыдущих этапов Синода и восприняла последний документ как задание для размышления. Она добавила, что в этой работе ей очень помог недавний визит Оксаны Пименовой, которая принимала участие в первой Генеральной Ассамблее Синода в Риме вместе с Архиепископом.

Пригласить Оксану в Нижний Новгород было идеей приходской молодёжи. Встречи о Синоде не были основной целью её визита, но, как признался о. Георгий, прихожане воспользовались случаем и провели целых три «синодальных» круга бесед с её помощью и участием.

Далее последовали несколько вопросов, касающихся текущего положения Католической Церкви в России, её отношений со светскими властями и с представителями Русской Православной Церкви.

Прежде всего, Архиепископ отметил, что видит «колоссальное число возможностей, о которых мы не могли и мечтать». Яркий пример – то, что происходит в Нижнем Новгороде, перспективы возвращения исторического здания храма и не только: «Мы этого не заслужили. Это дар. Можно сказать, что молодец отец Георгий, но это ничего не объясняет».

Отвечая на вопрос об отношениях со светской властью, епископ сказал: «Наша реальность – это достойное общение в высоких властных кругах и на уровне региональных властей, например, во время визитов епископа в приходы или во время участия в каких-то официальных мероприятиях. Этот уровень, скажем так, адекватен соответствующему событию и протоколу. Есть добрые примеры у вас, в Нижнем Новгороде, в Калининграде, в Курске, где о. Питеру очень многое удается».

Отношения с православными братьями владыка охарактеризовал как «добрые, иногда с хорошими сюрпризами». Он рассказал о том, как во время недавнего визита в один регион ему позвонил местный православный митрополит и извинился, что не смог присутствовать на встрече, на которую его пригласили. «Он и не обязан присутствовать, а тем более – не обязан звонить», – сказал епископ. – «И сила такого маленького знака больше, чем если бы мы просто встретились «по протоколу», и я бы не узнал такой доброты и человечности. И я сказал ему об этом, что такой краткий звонок имеет великую ценность».

Далее Архиепископа Павла спросили, каким он видит нижегородский приход в ближайшие годы. «Это знает Бог», – ответил владыка. – «И многое зависит от вас. Я вижу много плодов за последнее время. И я надеюсь, что и вами, каждым, они будут увидены и оценены. Важно ценить возможности и не унывать, если что-то идет не так быстро. Но как много меняется… Я этого жду от всех, но вижу, что вы можете стать образцовым приходом епархии. И не обращайте внимание на зависть, которая может быть в разных формах – и снаружи, и изнутри. Дружите, любите, молитесь, не ленитесь. Всё не получится. Многое – да».

Прихожане попросили уточнить, какие именно плоды заметил епископ. В ответ он подчеркнул важность остроты зрения, чтобы замечать не только очевидные перемены, но и яркие «мелочи», которые на самом деле не являются мелочами. В качестве примера владыка Павел привел Таинство Миропомазания, которое преподал в этот день прихожанину Роману: «Можно радоваться, как это и было. А можно сказать: «Ну вот, всего один за год». Можно услышать, как похвалил настоятель стремление и настойчивость самого Романа, а можно забыть тут же». Или другой пример – хор: «Вы заметили сегодня хор? Я заметил. Казалось бы, что после отъезда прежнего руководителя все развалится, а хор есть. Если бы это была просто личная идея прежнего кантора, всё развалилось бы. А хор есть, и это не просто результат стараний. Это плод».

Также у прихожан возник вопрос о служении бедным, которое многие годы существовало в нижегородском приходе, но по объективным причинам через несколько месяцев не сможет продолжаться. «Весь Адвент как общеприходское намерение мы каждый день молимся Святому Духу, чтобы получить советы, как реформировать наше благотворительное служение. Есть ли у вас советы?» – спросили они епископа.

Владыка Павел начал с того, что «служение милосердия должно быть в сердце каждого христианина»: «Это не должно быть возложено на кого-то, равно как и кто-то не должен считать только себя обязанным это делать. Этим должен быть озадачен каждый из нас. Это измерение духовной жизни каждого христианина, каждого прихожанина. И если это будет так, то найдутся возможности и средства. Не нужно упираться во что-то одно, но нужно быть изобретательными, креативными, открытыми к новым вызовам и новым условиям». Епископ напомнил, что Бог видит лучше, и похвалил прихожан за их молитвенную инициативу. И также он посоветовал им быть внимательными к действительным потребностям, к тем, кто конкретно нуждается: «Кто-то в приходе потеряет работу — способна ли община заметить необходимость помощи? Появились мигранты – что община может предложить им? Нужно пристальней смотреть на конкретные нужды, и это может быть подсказкой. И это почти богословский принцип: когда Господь «закрывает» одну дверь, он открывает 100 других. Это именно так».

Один из прихожан вспомнил высказывание кардинала Ратцингера, ещё до того, как тот стал Папой Бенедиктом XVI, о том, что Церковь в будущем будет представлена малыми, едва заметными, но сильными общинами. Он спросил, согласен ли епископ с таким мнением.

«Это не мнение. Это пророчество», – ответил владыка Павел. – «Бенедикт XVI говорил, что церковные малые общины будут как огоньки в ночи. И это уже реальность в отдельных местах. Я думаю, что так и будет. Дело только в том, где и как скоро. И более того, скажу, что там, где такие общины не появятся, там все будет умирать».

Продолжая отвечать на тот же вопрос, Архиепископ напомнил, что несколько лет назад говорил об «эвтаназии» нашей поместной Церкви: «Мы можем повторять одно и то же, одни и те же действия, которые мы делаем последние 300, 200, 100 или 30 лет, как будто ничто не меняется, ничего не происходит. «Надо» так — значит делаем так, «было» так — значит делаем так. Причем, даже не задумываясь, что «так» и что «не так». И это верный способ похоронить Церковь здесь, на этой территории.

Совсем простой пример: молодёжная группа в приходе. Должна быть молодёжная группа, так «всегда было» и «надо так». И настоятель начинает ее сверху создавать. Ничего не получится! Сверху ничего не получится. Пока из самой молодёжи не родится инициатива: поначалу встречаться вместе, дружить, ходить в кино, в гости. Пока не будет опыта нужды друг в друге, опыта простой совместной молитвы, опыта неформального знакомства, ничего не выйдет. Это будет просто серия «мероприятий» от настоятеля».

В ответ на этот пример настоятель нижегородского прихода о. Георгий поделился небольшим свидетельством: «У нас не было молодёжного служения последние годы. Никто мне его не передал при вступлении в должность, не обнаружилось лидеров. И вот случилась Всероссийская встреча молодёжи в Петербурге. Отправили мы туда несколько человек. Вернулась оттуда Оля, подошла ко мне и говорит: «Отец Георгий, а кто у нас руководитель группы молодёжи?», я отвечаю: «Никто. И нет у нас молодёжной группы», и слышу: «А можно я попробую?» Я говорю ей: «Давай, я согласен». У нас как раз так, как вы говорите: сам я не умею и не знаю как, а небольшая группа собралась «снизу». К тому же оказалось, что есть потребность заметной группы, кому 30-35-40 лет. Они не женаты, не замужем, есть потребность в серьезном общении. Посмотрим, как у них получится».

Владыка ответил, что именно о таком подходе он говорил, и вновь вернулся к последнему вопросу, подчеркнув, что и эти малые, живые общины, о которых говорит Ратцингер, не могут рождаться «насильственным» способом, не могут быть навязаны:

«Что значит «малая»? Начинается всё с малого, с естественного. Малые общины могут зародиться с объединения людей, связанных общими интересами. Если несколько семей живут в одном районе, почему бы им не встречаться раз в неделю? Они могли бы молиться вместе, раскрывать друг другу свои проблемы. Мать может попросить соседей отвести детей в школу, если сама заболеет, каждый из семьи может поделиться проблемами и попросить помощи. Это очень хорошо. Или если какую-то часть людей объединяет, например, желание читать вместе Библию, почему бы им не найти время для регулярных встреч и совместной молитвы? Настоятель должен быть чутким к стремлениям прихожан. При этом не должно происходить разделение прихода на разные небольшие общины. Напротив, общины должны объединять приход и усиливать его своими дарами».

Архиепископ также напомнил о существовании объединений, в харизме которых уже заложена эта идея малых общин. «Конечно, никто не обязан вступать в Неокатехуменат, или в «Общение и Освобождение», или в Фоколяры – только если это действительно привлекает», – сказал он. – «Но закрывать на это всё глаза, говорить: я не хочу об этом слышать, это «секты» — так нельзя. Это не секты, это общины, признанные Церковью. Каждый волен сам решать, хочет он принимать в этом участие или нет, но нельзя выступать против и говорить, что этого не должно быть в приходе. Я рад, что в приходе есть община Неокатехуменального пути. Я рад, что приедет скоро, чтобы рассказать о себе, община «Общение и Освобождение». Это всё – харизмы от Святого Духа, приносящие свои плоды».

В завершение собрания епископ Павел поблагодарил членов нижегородского прихода за эту и другие встречи, происходившие в дни его визита, попросил молиться о нём и пожелал всем радостного Рождества.

Фото: Ольга Галкина