Рождественское пастырское послание Архиепископа Павла Пецци 2009

Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные Народа Божиего!

Возлюбленные во Христе братья и сёстры!

Вновь, как и каждый год, святая Церковь обращает к нам слова, наполняющие наши сердца радостью: «Христос рождается! Славьте Его!»

Св. Григорий Назианский пишет: «Что есть человек, что Ты помнишь его? Что за новая тайна во мне открывается! Сколь мал я, и вместе велик, покрыт позором и возвышен, смертен и бессмертен… Всё это знаменует тайна сия великая: Бог принял природу человека, уничижился ради восставления твари падшей, возвращения образу Своему первоначальной красоты, обновления человека, дабы мы все были во Христе едино, в Нём, нас ради совершенно соделавшемся всем, что Он есть».

Бог родился среди людей — «С нами Бог!» С момента Боговоплощения в Иисусе Бог стал смиренным спутником человека. Иисус Христос — это тот путь, то присутствие, которые отвечают глубочайшим желаниям человеческих ума и сердца. Рядом с Иисусом наше сердце ощущает то родство, ради которого оно было сотворено, и которого оно не ощущает более нигде.

Поэтому Христос Сам сделался путём. Он пришёл, чтобы у нашей свободы был критерий, помогающий распознать правильную дорогу и следовать ей. Каждый из нас может найти свой путь, если встретит Того, кто есть Путь, и позволит Ему с любовью вести за собой. Без Бога с нами, Бога близкого нам, можем ли мы выдержать странствие жизни? Бог, ставший человеком, не оставляет нас, но идёт рядом и указывает нам путь. Ведь недостаточно идти вперёд — необходимо ещё и видеть, куда мы идём!

«Рождество — это не просто воспоминание о рождении великого человека; это не абстрактное празднование рождения человечества или тайны жизни в целом; в ещё меньшей степени это всего лишь праздник начала нового года. Рождество — это воспоминание о чем-то конкретном и важном для человека, о сути христианской веры, об истине, которую кратко выразил святой Иоанн: «Слово стало плотью» (ср. Ин 1, 14).

Речь идёт об историческом событии, которое евангелист Лука помещает в чётко определённый контекст: во дни, когда вышло повеление Кесаря Августа о первой переписи, когда Квириний уже был правителем Сирии (ср. Лк 2, 1-7). Таким образом, спасительное событие, которого Израиль ждал веками, произошло в ночь, имеющую точную историческую дату. Во мраке Вифлеемской ночи реально засиял великий свет: Творец вселенной воплотился, неразрывно соединившись с человеческой природой, чтобы действительно стать «Богом от Бога, светом от света» и одновременно человеком, — истинным человеком» (Папа Бенедикт XVI).

Вот почему христианство изначально представляет собой не столько «религию», сколько «событие», реальный «факт». Реально рождение Младенца в Вифлееме; реальны детство и юность Иисуса, окруженного бескорыстной любовью Марии и Иосифа; реальны встреча с Иоанном и Андреем и все другие встречи, благодаря которым весть о Нём достигла всех уголков земли, в том числе и нас с вами.

Это удивительное событие лежит в основе Благой Вести — радостной, волнующей новости, обращённой к каждому человеку: невозможное, но самое желанное, совершилось!

Именно это событие мы вспоминаем всякий раз, когда повторяем самую нежную, близкую нашему сердцу молитву: «Радуйся Мария, благодати полная, Господь с Тобою, благословенна Ты между жёнами и благословен плод чрева Твоего Иисус».

Непрерывность присутствия этого события в мире и в истории обеспечивает людской поток, во главе которого — Сам Христос. Это — Его тело, Церковь, действующая в истории, где божественное является через человеческое, где повторяется событие Христа.

Однако Церковь, вслед за Иисусом, — «чужестранка», как называл её поэт Элиот. Ей предназначена та же судьба, что и Иисусу Христу: «Был свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божьими» (Ин 1, 9-12). В наши дни, когда царит новая, особая растерянность, нужен подлинный опыт живого общения с Христом! «Больше всего нужен нашему холодному и жестокому веку живой рассказ о живой вере, передача не просто знаний, не просто фактов о вере, а самого её опыта» (Протопресвитер Александр Шмеман).

Сегодня так же, как и в трудные и мрачные времена, — если не больше! — мы, христиане, призваны нести в мир свидетельство опыта встречи с воплощённым Словом. Вслед за пастухами, первыми встретившими Иисуса, вслед за Его учениками мы призваны нести в мир весть милосердия Бога, Который есть Христос. «Без Бога человек не знает, куда идти, и даже не может понять, кто он такой» (Бенедикт XVI). «Слово стало плотью и обитало с нами» (Ин 1, 14), чтобы человек смог узнать, куда ему идти, понять себя и мир.

Время Адвента, подготовки к Рождеству, было ознаменовано для нашей поместной Церкви Божией Матери в Москве десятилетним юбилеем освящения храма Непорочного Зачатия Девы Марии, который в 2002 году стал Кафедральным собором нашей Архиепархии.

Кафедральный собор — это живое сердце каждой поместной Церкви. Он подобен сердцу в прямом, физиологическом смысле: как к сердцу устремлены и из него исходят все сосуды, по которым течёт жизнь, так и Собор — центр связей церковного организма.

И хотя наша Архиепархия слишком обширна, чтобы все её священники и миряне могли собираться здесь регулярно, Собор, тем не менее, остаётся центром притяжения для каждого из нас.

Однако, Собор подобен сердцу и в более глубоком, духовном смысле этого слова. В Библии сердце — это внутренняя сущность человека, место, где происходит сокровенный диалог с Богом. Кафедральный собор называется так, потому что в его центре находится Кафедра епископа. Она символически обозначает роль епископа, который, с этого места, возглавляет вверенный ему народ Божий как пастырь, священник и учитель. В лице епископа, соединённого с Епископом Рима, поместная Церковь соединяется с Церковью Вселенской. Поэтому, «Собор Кафедры» — это «Мать и Глава» всех других храмов епархии, второй родной приход для каждого её верующего.

В Кафедральном соборе, и вслед за ним во всех храмах епархии, вокруг Христа, вокруг совершаемой епископом Евхаристии созидается единая община. Вокруг присутствующего Христа собираются люди разного возраста, пола, социального положения и национальности. Не мы избрали, с кем нам встретиться и собраться: мы пришли сюда и находимся рядом, объединённые верой и призванные стать единым телом, разделяя единый Хлеб, Который есть Христос. Мы едины, невзирая на наши национальные и социальные различия, мы находимся в присутствии единого Господа и становимся одним целым в Нём и с Ним.

Особую молитву в этом году мы возносим к Богомладенцу о всех наших священнослужителях. Мы все хотим выразить свою благодарность нашим священникам за их преданность и заботу, и одновременно призвать их к усердной ревности о Христе в своём служении. Святость — это жизнь согласно тому, чего требует от нас Христос. Она измеряется тем, с каким согласием мы принимаем всё, что Христос требует от нас как от Своих служителей.

Как Христос послушен воле Отца, так и священник исполняет миссию, которая реализует призвание, возложенное на него Христом. «Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2 Кор 5, 14-15). Христос любит каждого, жизнь каждого из нас дорога Ему. Священническое служение — это отражение такой любви Христа к человеку. Христос открывает верующим Своего народа их личное призвание: священникам Он поручает участвовать в служении, посредством которого Он создаёт, ведёт и воспитывает Свой народ. Замысел Бога осуществляется в истории через постоянное возрождение Его народа. Бог рождает Свой народ и не покидает его, дарует ему жизнь и ведет к зрелости. В этом заключается воспитательная забота духовенства.

Наряду с этим священники призваны учить верных общинной жизни, которая может и должна осуществляться должным образом в каждом приходе и в каждой общине. Ведь «община», по сути, есть не что иное, как продолжающееся присутствие Христа в истории.

Необходимый минимум такой общинной жизни — участие в Таинствах. Однако Таинства, если они проживаются осознанно, стремятся породить общинную структуру жизни, которая включает в себя всё: то, как мы понимаем своё призвание, как относимся к жизни и миру, как используем собственные средства. Осознанное участие в Таинствах требует восприятия жизни как общения. Таинства раскрывают единство во Христе как самую глубокую истину о нашем собственном «я», и высвобождают из глубины этого «я» желание видимым образом выразить и распространить в обществе это единство как величайшее благо для человечества на его пути к счастью.

С этими мыслями желаю всем вам, мои возлюбленные братья и сёстры, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам, всем людям на Земле, чтобы мир Рождественской ночи под несмолкающее ликующее ангельское пение входил в наши дома, наполняя их взаимной любовью и общей надеждой. Пусть совместное переживание опыта нашей христианской веры, ныне открывающейся в своём рождественском измерении, укрепляет нас на нашем земном пути.

Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Пусть Богомладенец дарует Вам Свою помощь, духовную радость и мир.

Христос, истинный Бог наш, ныне плотью родившийся ради нашего спасения, по молитвам Пречистой Девы Марии Богоматери и всех святых, да пребудет с вами и благословит вас.

Христос рождается! Славьте Его!

† Архиепископ Павел Пецци

г. Москва, в Торжество Рождества Христова, 25 декабря 2009 г.

Edit