Рождественское пастырское послание Архиепископа Павла Пецци 2008

Рождественское пастырское послание
Архиепископа Павла Пецци
к духовенству, монашествующим и верным
Архиепархии Божией Матери в Москве

Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные Народа Божия!
Возлюбленные во Христе братья и сёстры!

Время летит быстро и, вот уже второй раз, разделяю я, как ваш епископ, рождественское ликование с вами – с духовенством, монашествующими и верными Поместной Церкви Архиепархии Божией Матери в Москве.

Ныне во времени Церкви свершается рождение в мир Истинного Бога, благоволившего «ради нас – людей и ради нашего спасения» воспринять человеческое естество и войти в историю людей, «став подобным нам во всём, кроме греха» (Евр 4, 15).

Это радостное событие, свершающееся в наполненной ликующим ангельским пением и осиянной светом путеводной звезды ночи, сегодня, как и столетия назад, зовёт нас к созерцанию Тайны Бога, дарующего Себя людям. 

Привычное для нас — христиан — слово «таинство» означает тайну осуществляющуюся, присутствующую в некоем совершающемся действии. 

Святые Отцы использовали это слово в весьма широком смысле, именуя таинством всякое важное событие в истории нашего спасения и, особенно, в миссии Господа нашего Иисуса Христа – Его воплощение, рождество, крестную смерть, славное воскресение.  Таинством является сама наша христианская вера, исполненная Богоприсутствия. Таинством, основополагающим в отношении ко всем иным, является, согласно вере Отцов, само Воплощенное Слово – Христос Господь.

Христианская культура издревле отображала это динамическое присутствие Тайны открывающего Себя Бога во всей его полноте.

Мы можем созерцать эту полноту, например, в русской иконе Рождества Христова северных писем (как и на одноименном изображении кисти великого сиенского мастера Дуччо, входившем некогда в смысловое обрамление его замечательного образа «Маэста») — в предвосхищающем таинственном присутствии Живоносного Гроба Господня, откуда воссиял рассвет пасхального утра.

Сегодня мы празднуем Христово Рождество. Воплощенное Слово, Единородный Сын Божий являет себя миру беспомощным младенцем, увидевшим свет под нищенской кровлей загона для домашних животных в окружении бедных и смиренных людей.

Его колыбелью становятся ясли с сеном – кормушка для скота. Как и сегодня Его обителью является всякая, исполненная веры, надежды и любви, смиренная христианская душа.

Празднуемое ныне событие зовёт нас к исполненному благоговения созерцанию своего смысла. Бог стал «совершенным человеком»! 

Восприятие человеческой природы во всей её полноте означает также и принадлежность к её социальной и социо-культурной составляющей. 

Действительно, Господь, «облекшись плотию», в Ночь Рождества вошёл в человеческую историю в её конкретном, соответствующем месту и времени, состоянии.

В Своём Рождении Он воспринял, вместе с человеческим именем Иисус (арам. Йешуа – «Бог спасает»), всю полноту принадлежности к конкретной культурно-исторической среде своего народа – его веру, его религиозные и бытовые обычаи, соответствующие эпохе профессиональные навыки. Как и многое, многое другое, что делает человека реальной зрелой личностью, формирующейся в конкретной общественной ситуации и неразрывно с ней связанной.

Именно в этой среде прозвучало первое, произнесённое Им на языке Его семейного окружения, слово. Здесь был сделан Им первый, сопровождаемый радостным умилением родных, робкий и неустойчивый детский шаг.

До тридцати лет, до начала Своего мессианского служения, Господь жил в крохотном Назарете, зарабатывая себе на хлеб, согласно церковному Преданию, ремеслом, унаследованным от праведного Иосифа, Своего отца перед лицом народа и закона, своего наставника и покровителя. Он говорил по-арамейски, как все его родственники по плоти и соседи. 

Его новизна появилась внутри времени и пространства той среды, в которой Он, Бог стал человеком и стал жить среди нас.

Почему же это так важно для нас – здесь и сейчас? Да потому, мои дорогие, что Господь Сам промыслительно избрал духовную, языковую (как и, в известной степени, – материальную) культуру как посредованное «диалоговое пространство», чтобы использовать его для Благовестия. 

Иисус в Своём свидетельстве о себе – «Я есмь путь, и истина и жизнь» (Ин 14, 6) — включает в него, без сомнения, и этот, существенно важный аспект Своего Богочеловечества.

Круг учеников Христовых, новорождённая Церковь, очень рано в своём свидетельстве Благой Вести начинает с особенным вниманием относиться к языку, обычаям и привычкам иных народов, которым им предстояло благовествовать. Вспомним удивительное видение, явленное свыше апостолу Петру, чтобы расширить его восприятие иных народов (Деян 11, 5-18). 

Движимый тем же призванием к благовестию, Павел Тарсянин свидетельствует о своём служении христианам Коринфа в первом к ним послании: 

«Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его» (1 Кор 9, 16-23). 

В этих словах запечатлена удивительная, исполненная христианского реализма, мудрость Апостола Народов. «Сделался всем» — означает здесь непритворную глубинную сопричастность судьбе людей, которым адресует он Благую Весть – Евангелие Иисуса Христа, желая «быть соучастником его». 

Мы, члены Тела Христова – Церкви также призваны быть, более всего, соучастниками Евангелия. Сама наша жизнь может и должна стать свидетельством Благой Вести.

Весьма благоразумно осуществлять своё призвание на путях и средствами, предлагаемыми нам Тем, Кого мы благовествуем, Чьими верными свидетелями мы призваны явить себя миру.

Каждый день нашего свидетельства — новый. Ибо — используя образ Шарля Пеги — всегда юная надежда рождается с каждой новой зарёй.

Осознание ответственности за непрестанное совершенствование нашего совместного свидетельства побудило меня назначить на конец апреля наступающего 2009-го года общеепархиальную пастырскую конференцию, посвящённую этой теме. 

Что можем и должны сделать мы, чтобы наше свидетельство, наше благовестие — в большей степени соответствовало своей промыслительной заданности, определяемой для нас – как Учительством Церкви, так и контекстом своего осуществления?

Разумеется, ей должна предшествовать подготовительная работа, уже начавшаяся с Божией помощью. Прошу всех вас, дорогие братья и сёстры, оказать этому, исключительно важному в жизни нашей поместной Церкви, начинанию, свою молитвенную поддержку.

Рождество Богомладенца освящает, наполняет исконным смыслом буквально каждый шаг человеческой жизни.

Замечательный русский учёный, религиозный мыслитель и поэт, Сергей Сергеевич Аверинцев очень точно, как мне кажется, выразил в стихотворной форме смысл празднуемого ныне нами события. Изображая смыслообразующее и целеполагающее вхождение Воплощённого Слова в ненастный и ненадёжный мир утратившего близость Бога творения, он пишет:

«На лице бездны сызнова тьма, как было до начала времён.

 Всё никнет в истому небытия, в туман и сон.

 Как под снегом ель, как в логове зверь, дремлет воля и разум молчит.

 Может и бодрствует сердце любви, однако сама она спит да спит.

 Тихо и глухо, за часом час, отуманено око и ум незряч –

 Пока чуткая полночь не различит младенческий плач».

 («La vielle de Noel», Женева, 24.12.1994)

В это радостное рождественское время с особенным вниманием станем вслушиваться в непрестанно и многообразно обращаемый к нам голос нашего Спасителя, нашего Господа Иисуса Христа, чтобы лучше и лучше постигать смысл нашей жизни, нашего призвания, нашего предназначения.

Пусть непрестанно рождающийся в нашей душе Богомладенец наполняет её содержанием и смыслом, соответствующим замыслу Божию о каждом из нас и о нас, как о народе Божием – со-отвественностью за доверенное нашему попечению высшее Благо, за Благовестие, за великое дело Спасения.

Мне остаётся только пожелать всем вам, мои возлюбленные братья и сёстры, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам, всем людям на Земле, чтобы мир Рождественской ночи входил под несмолкающее ликующее ангельское пение в наши дома, наполняя их взаимной любовью и общей надеждой. Чтобы совместное переживание опыта нашей христианской веры, ныне открывающейся в своём рождественском измерении, укреплял нас на пути благовестия и свидетельства. 

И Христос, истинный Бог наш, ныне плотию родившийся в Вифлееме и возлегший в яслях ради нашего спасения, по молитвам Пречистой Своей Матери и всех святых Своих, да прибудет с вами и благословит вас.

Христос рождается!

Славьте Его!

+ Архиепископ Павел Пецци