«Совершенная радость» святого Франциска (Францисканские истоки, 1146) рождается у него именно тогда, когда всё как будто противоречит радости: Франциск приходит ночью к своим братьям, но они не признают его и не открывают дверь. Буквально воплощаются слова пролога Евангелия от Иоанна: «Пришёл к своим, и свои Его не приняли» (Ин 1,11).
Франциск, словно другой Иисус (alter Christus), именно изнутри опыта отказа, неприятия со стороны братьев открывает совершенную радость: победа над злом уже реализуется в его радости, даже если зло продолжает своё существование и действие в мире. Добро и счастье заключаются не в бегстве от мира сего, не в забвении, не в том, чтобы «вынести за скобки» все проблемы и поражения, но, наоборот, в том, чтобы открыть, что в радости воскресения Бог конкретизирует наше благо и наше счастье: «Кто следует за Мной, получит во сто крат в жизни сей, среди скорбей, и в будущем жизнь вечную» (ср. Мк 10,29-30). Потому что неизменно истинно то, что говорит Иисус: «Никто не отнимет у вас радость, которую Я даю вам» (ср. Ин 16,22).
Победа воскресшего Иисуса Христа над злом и смертью видна в Его народе, в жизни Церкви на протяжении всей её истории, потому что врата ада не могут одолеть её, как Иисус обещал Петру (ср. Мф 16,18). Такова и вера в воскресение, которая нам нужна, такова вера во Христа, воскресшего и присутствующего, которая нам нужна. Такова вера, о которой свидетельствуют апостолы Пётр, Иоанн, Павел, но также и Марфа, Мария и Лазарь… Такова вера, которая полностью опирается на Христа. Такова вера, которая не нуждается в чём-то другом, вера, для которой Христос — это всё, и не нужно ничего другого. Эта вера побеждает зло. Эта смиренная уверенность не основана ни на каких претензиях — она основана лишь на признании Христа.
Милосердие является победой веры во Христа воскресшего над злом и смертью. В прошлом году мы все, как я надеюсь, пережили в опыте нашей жизни и нашего служения Юбилей Милосердия. Что осталось в нас? Что изменилось в нашей жизни, в том, как мы воспринимаем наше служение, в том, как мы служим народу, нам вверенному?
Сегодня мы можем задать себе другой вопрос. Если вера во Христа воскресшего является победой над злом и смертью, то какова наша миссия, наша задача в мире? Эта бескорыстная любовь, милосердие, проистекает, также как и вера, из Самого Христа и отражается в нас: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп 2,5), — говорит апостол Павел в начале известного гимна распятому Христу в послании к Филиппийцам. И во втором послании к Коринфянам: «Любовь Христова объемлет нас…» (2Кор 5,14).
В Булле, провозглашающей Юбилейный Год, Папа написал: «Жизнь Церкви основана на милосердии. Вся пастырская деятельность, направленная на верующих, должна быть проникнута нежной любовью; весть и свидетельство, обращённые к миру, отнюдь не могут обойтись без милосердия. Церковь достойна веры, если идёт путём любви, милосердной и сострадательной» (Misericordiae Vultus, 10).
«Мы, христиане, живём не для себя, а вместе с Христом — ради других. Это означает не некий особый билет в вечное блаженство, а призвание к созиданию целого, всего. Человеку для спасения необходимо открыть глубины своей души перед Богом, в глубине души ждать Его и прирастать к Нему, и это также означает, что мы вместе с Господом, Которого встретили, идём навстречу другим людям и пытаемся сделать для них зримым пришествие Бога во Христе» (Бенедикт, Интервью L’Osservatore Romano, 16 марта 2016).
Дорогие братья и сёстры!
Войдём с этими намерениями в Страстную Неделю. Посвятим это время в этом году особым образом Пресвятой Богородице, явившейся сто лет тому назад пастушкам в Фатиме: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём, что призрел Он на смирение Рабы Своей … сотворил Мне величие Сильный». Попросим о благодати Святого Духа для того, чтобы и нам войти в этот взгляд Марии, чтобы и в нас также исполнились бы эти слова.
Крестный путь — это выражение нашей решимости идти за Христом вместе с Марией. Через Крестный путь мы желаем уподобиться Христу, мы просим о том, чтобы нам были даны те же чувствования, что были у Иисуса Христа.
В Москве общегородской Крестный путь пройдёт по улицам вокруг Кафедрального Собора в субботу, 8 апреля, в 15.00. В Санкт- Петербурге — в приходе Святого Иоанна Крестителя в Пушкине — в Вербное Воскресенье, 9 апреля, в 16.30.
Приглашаю всех вас, и особенно молодежь, принять активное участие в этом событии.
Приглашаю верующих из приходов, ближайших к Москве и Санкт-Петербургу, присоединиться к этим богослужениям Крестного пути, особенно если в их приходах не будет такого богослужения. Такое совместное участие является важным свидетельством единства нашей Поместной Церкви.
Священное Пасхальное Триденствие начинается с особой литургии, которая знаменует единство поместной Церкви вокруг своего епископа в едином общении всей Церкви.
Призываю всех вас, дорогие братья и сёстры, по мере возможности принять участие в Святых Мессах освящения мира и благословения елеев, которые состоятся: в Санкт-Петербурге — в Великий понедельник, 10 апреля, в 11.00 в храме Успения Пресвятой Девы Марии; в Москве — в Великую среду, 12 апреля, в 11.00 в Кафедральном соборе, в Калининградской области — в Великий четверг, 13 апреля, в 10.00 в приходе Святого Семейства в Калининграде.
Скоро мы войдём в Страстную Неделю. Христос пострадавший, умерший и воскресший, встретивший и призвавший нас, продолжает идти навстречу человеку через нас, как Он это сделал при встрече с Самарянкой. Мы призваны стать руками, ногами, голосом Иисуса — и не только для тех, кто уже ходит в наш храм, в нашу общину, но и для тех братьев и сестёр, которые также призваны Иисусом Христом, но ещё не обретены Им.
Сердечно поздравляю всех вас с Пасхой Христовой!
Примите моё благословение на предстоящее нам ради нашего обращения время Страстной Недели и Пасхи во имя + Отца и + Сына и + Святого Духа.
+ Архиепископ Павел Пецци
Москва, 26 марта 2017 г., IV Воскресенье Великого Поста.