Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные Народа Божиего!
Возлюбленные во Христе братья и сёстры!
«Не бойся, только веруй» (Мк 5,36). В этих словах Евангелия 13-го Воскресенья рядового времени кратко выражен путь нашей с вами веры. Иисус обращается с этими словами к начальнику синагоги, наверняка хорошо известному всем человеку; евангелист Марк даже называет его по имени: Иаир. Этот важный человек пришел к Иисусу просить о том, чтобы Он пришел к нему в дом исцелить его дочь, и когда они уже вышли в путь, ему сообщили, что его дочь только что умерла.
Иисус прекрасно понимает, что мы чувствуем в подобных обстоятельствах: когда с нами происходит нечто столь ужасное и непредвиденное, когда мы теряем контроль над ситуацией, мы объяты страхом, земля уходит у нас из под ног. Иисус говорит Иаиру: «Не бойся». Христос принимает всерьёз то, что переживает этот человек. Можно сказать, что Христос — единственный, Чьи слова объемлют все обстоятельства, весь жизненный опыт этого человека. Он — единственный, Кто до конца всерьёз воспринимает все потребности человека, благодаря Кому они, даже ещё неосознанные и смутные, обретают ясность и подлинную глубину.
Вот Каким предстаёт перед Иаиром Христос: как Человек, не имеющий Себе равных, Который удивительным образом идёт ему навстречу, помогает ему, принимает всерьёз его несчастье, исцеляет его. Таким Христос входит в его жизненный опыт.
Точно так же сегодня Христос входит в обстоятельства нашей жизни, Он идёт навстречу тем, кто ждёт, кто всем своим существом ощущает нехватку чего-то самого важного, необходимого. Христос, Бог с нами, Сам отвечает на нашу исконную нужду. Поэтому, чтобы встретить Христа, мы, прежде всего, должны всерьёз поставить вопрос о том, каковы обстоятельства нашей жизни. Мы должны принять во внимание, кем мы в действительности являемся. Принять во внимание значит со всей серьёзностью отнестись ко всему, что составляет нашу жизнь, всем её аспектам, и искать их подлинный смысл. Мы должны быть очень внимательными, потому что слишком легко начинаем исходить не из нашего истинного опыта в его полноте и подлинности. Действительно, мы нередко принимаем за опыт мимолетные, фрагментарные впечатления, как это часто случается, когда мы влюблены или мечтаем о будущем.
Ещё чаще мы смешиваем опыт с предрассудками или схемами, воспринятыми нами, возможно неосознанно, из среды, в которой мы живём. Вместо того чтобы открыться Христу, вместо позиции непредвзятого ожидания, искреннего внимания и зависимости от Бога, которую подсказывает и требует наш глубинный человеческий опыт, мы сами навязываем категории и объяснения, которые сковывают и ограничивают опыт, претендуя объяснить его. «Люди редко учатся тому, что они, как им кажется, и так уже знают», пишет Барбара Уорд. Фарисеи полагали, что знают всё, и потому не были готовы признать Присутствие Бога, Которое было ответом на их религиозное чувство, на всю их историю. Они не отдавали себе отчета в том, что Сам Бог присутствовал перед ними во Христе. Христос — это ответ на жажду человека жить отношением с Тем, что является его судьбой, смыслом всего, что он делает, ради чего он ест и пьёт, бодрствует и спит, трудится и любит. Чем слабее во мне это ожидание, это желание, тем меньше я способен признать ответ Христа, когда он мне даётся.
Чтобы я мог признать, что Христос — это ответ на мою жажду, я должен со всей возможной глубиной и силой признать и пережить Его присутствие в моей жизни. Однако часто мы сводим Его присутствие к тому немногому, что мы сами способны понять. Все прочие исторические лица и деятели присутствуют в настоящем лишь через воспоминание о них, через своё учение, через провозглашённые ими ценности. Христианство же претендует на то, что оно принесло в историю иную форму присутствия: «Се, Я с вами до скончания века» (Мф 28,20). Христос утверждает, что Он Сам пребывает в истории как живое и актуальное присутствие, которое бросает вызов нашей вере: «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь» (Мк 16,6).
Каким образом Христос присутствует в настоящем? Через тех, кто соединился с Ним в Крещении. Всех, кого поручил Ему Отец и кто исповедует веру в Него, Он уподобляет Себе, и потому Его присутствие в мире реальным образом совпадает с видимым, осязаемым, конкретным явлением, которым является община верующих, Его мистическое тело — Церковь.
«Только веруй» (Мк 5,36). Иисус как бы подсказывает Иаиру, чтo надо делать, чтобы жить без страха: веровать во Христа. Кто верует в Него, не будет жаждать (ср. Ин 6,35), и если и умрёт, оживёт, потому что во Христе обретёт жизнь вечную (ср. Ин 11,25). Если мы простым сердцем, со всей непосредственностью веры признаем Христа как неоспоримую и несокрушимую очевидность, то обретём такую уверенность, которую у нас ничто и никто не сможет отнять. Не потому что мы чем-то лучше других людей, а потому что это признание совпадает с самосознанием нашего «я», всецело проникнутым Христом, Его памятью, Его присутствием. «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр 11,1).
Вера, таким образом, это не что-то, что связано только лишь с интеллектом, волей или эмоциями. Вера — это акт всего «я», действие всей личности в её целостности. Вот почему Библия определяет веру как акт, действие сердца, то есть всего человека целиком (ср. Рим 10,9). Это акт в высшей степени личный, но именно поэтому он преодолевает границы человеческого «я», преодолевает ограничения индивидуума. «Вера означает, прежде всего, что человек лично примыкает к Богу; она есть, в то же время, и неотделимо — свободное согласие со всей Богооткровенной Истиной. Как личное соединение с Богом и согласие с Истиной, Им открытой, христианская вера отличается от веры в человеческую личность» (Катехизис Католической Церкви, № 150). «Вера есть ответ человека Богу, открывающему и отдающему Себя ему, принося в то же время изобильный свет человеку, ищущему высшего смысла своей жизни» (Там же, № 26).
Путь веры, которым мы идём, даёт нам возможность изнутри нашего жизненного опыта повторить слова святого Павла: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал 2,20). «”Я, но больше не я”: такова формула христианской жизни, основанной на Крещении, формула воскресения внутри времени, формула христианской “новизны”, призванной изменить мир» (Бенедикт XVI). То, что Христос начал совершать во мне в Крещении, экзистенциально становится моим лишь через живой опыт. Христос, захвативший меня, становится по-настоящему «моим» лишь если я отваживаюсь идти вместе с Ним. Когда мы живём в общении с Христом, Он перестаёт быть чем-то внешним, теперь Он внутри нашего «я»: «Уже не я живу, но живёт во мне Христос».
Верующий во Христа не остаётся во тьме (ср. Ин 12,46). Для человеческого взгляда реальность, окружающая нас, смутна, поэтому наши глаза ищут свет, который бы придал ей смысл. Христос говорит нам: «Я — свет», «кто последует за Мною, не будет ходить во тьме» (ср. Ин 7,12).
Проверить на собственном опыте это предложение Христа и свидетельствовать о нём другим людям — вот величайшая радость человеческой жизни. Это великое приключение, превращающее жизнь и историю, которые иначе растворились бы в отдельных мгновениях, в путь, исполненный смысла. Это великое приключение, которое освобождает от чувства бесполезности и созидает надежду.
В Евангелии есть отрывок, который великолепно воспроизводит драму этого диалога между сознанием человека и присутствием Христа. «И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошёл, и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?» (Лк 24,28-32). Это действие — преломление хлеба, пережитое ими вместе, — объясняет им смысл пути, проделанного с нежданным Спутником. В свете этого действия они «проверяют» весь опыт случившейся встречи.
Дорогие братья и сёстры!
Начинается новый пастырский год, новый год на пути нашей веры, на пути нашей жизни с Христом! Как вы знаете, Папа Бенедикт XVI объявил этот наступающий пастырский год Годом веры. Это время, когда мы, следуя за Христом, призваны совершить новый исход из пустыни неверия к пастбищам дружбы с Богом. Вера в Христа — вот верный путь, ведущий к спасению (ср. Бенедикт XVI, Апостольское послание Porta Fidei, 3).
Особое внимание в этом году должно быть посвящено обновлению и укреплению веры. Задача Церкви — наставлять верных в вере таким образом, чтобы в них возрастала уверенность в любви Божией, которая является ответом на чаяния человеческого сердца. В этот Год веры мы должны утвердиться в содержании веры, которую мы исповедуем и священнопразднуем, которой мы живём, из которой рождается наша молитва (ср. Бенедикт XVI, Porta Fidei, 9). С этой целью я призываю всех уделить внимание изучению и осмыслению Символа веры. Как известно, в первые века христиане учили Символ веры, Credo, наизусть. Символ веры был ежедневной молитвой, напоминающей о даре и обязательствах, принятых в Крещении. Символ веры — это фундамент веры Церкви, в свою очередь построенный на прочном основании, которое есть сам Христос Господь. Именно об этом свидетельствует совершаемый с древнейших времён обряд вручения Символа веры катехуменам: «Этих слов немного, но они содержат великие тайны. Примите их и сохраните с любовью в своём сердце» (Чин христианского посвящения взрослых, № 186). Все мы, во Христа крестившиеся (ср. Гал 3,27), приняли Символ веры и исповедовали его. Мы сохраняем его в наших сердцах и в нашей памяти (ср. Бенедикт XVI, Porta Fidei, 9). Призываю священников сделать всё возможное для того, чтобы через проповеди, катехистические занятия и беседы верные смогли глубже познакомиться с содержанием Символа веры.
Исповедание веры — это одновременно личное и общинное действие (ср. Бенедикт XVI, Porta Fidei, 10). Вера всегда достигает нас через слово, общение, а точнее — через встречу. Через встречу с общиной Церкви тайна Иисуса, Его присутствие в истории вошли в наш дом. И сегодня — сейчас! — Он точно так же стучится в наш дом, ибо Он «вчера и сегодня и вовеки Тот же» (ср. Евр. 13,8). Мы всё больше становимся самими собой, когда следуем за Церковью, то есть стараемся воспринимать жизнь так, как воспринимает её Церковь, воспринимать наши отношения так, как учит Церковь. И значит, наша задача заключается не столько в том, чтобы соблюдать какие-то правила, сколько в том, чтобы отождествиться с определенным духом, сознанием, чувством; отождествиться с тем способом, которым тайна Бога, ставшего человеком, убедительно достигла нас через Церковь. В Катехизисе Католической Церкви мы находим драгоценное и наглядное пособие для того, чтобы укрепить нашу принадлежность Церкви через последовательное изучение содержания веры (ср. Бенедикт XVI, Porta Fidei, 11-12). Смысл Катехизиса — предложить веру в её полноте и богатстве, и одновременно в единстве и простоте.
Вера растёт в нас, когда мы передаём её. Миссия строит и укрепляет общину. Мы должны всё больше желать того, чтобы другие люди обрели тот новый вкус к жизни, который происходит от встречи с Христом в Церкви. Наше свидетельство является частью пути со Христом, который мы хотим проделать. Во время своей поездки на Кубу Папа сказал: «Церковь живёт для того, чтобы другие могли стать причастными тому единственному, чем она обладает, то есть самому Христу» (ср. Бенедикт XVI, Проповедь, 28.05.2012). Если такой будет наша жизнь и наша вера, это будет лучшим свидетельством о том, кто такой Христос и какую новизну Он приносит в жизнь.
11 октября Папа торжественно откроет Год веры, и я, как и все председатели епископских конференций со всего мира, буду вместе с ним сослужить Святую Мессу на площади святого Петра в Риме. Я поручаю настоятелям всех приходов нашей Архиепархии отслужить в этот день вотивную Мессу Святому Духу.
Чтобы подчеркнуть важность этого момента, призываю в воскресенье 14 октября совершить торжественное открытие пастырского года во всех приходах нашей Архиепархии. Прошу в этот день напомнить верным в проповеди или объявлениях о начале Года веры, и включить в молитву верных прошение о даре веры. Также прошу напомнить о том, что в этот день совершается принятие кандидатов в катехуменат и вручение канонических миссий катехизаторам. Сделать это следует даже там, где в настоящее время нет катехуменов, чтобы вся Церковь сопровождала своими молитвами готовящихся принять Крещение.
Год веры призывает нас к подлинному и постоянному обращению (ср. Бенедикт XVI, Porta Fidei, 6). В этом духе мы проведём с 9 по 16 ноября этого года епархиальное паломничество в Святую Землю. Я прошу все приходы Архиепархии сопровождать это паломничество своими молитвами как знак нашего единства и солидарности с христианами земли Иисуса и тех мест, где Церковь подвергается новым гонениям.
Особую важность для нас имеет Торжество Непорочного Зачатия, 8 декабря, престольный праздник Архиепархии. В этот день в Кафедральном Соборе в Москве наша поместная Церковь будет посвящена Матери Божией, — блаженной, потому что уверовавшей (ср. Лк 1,45), — чтобы по её примеру мы могли возрастать в вере в это благоприятное время.
С 18 по 25 января пройдет Неделя молитв о единстве христиан под девизом «Чего требует от нас Бог?» (ср. Мих. 6,6-8). Предлагаю всем приходам, по возможности, совершить в течение этой недели молитвенное богослужение, для участия в котором пригласить братьев во Христе.
Вдохновляемые верой мужчины и женщины посвятили свою жизнь Христу, оставив всё, чтобы жить в простоте евангельского послушания, бедности и целомудрия, и превратив всю свою жизнь в ожидание пришествия Христа. 2 февраля, в праздник Сретения Господня и День посвященной Богу жизни, пройдут богослужения о святости монашествующих и о призваниях к посвящённой жизни, в которых нуждается наша Церковь.
Вера укрепляет наш выбор быть с Господом, жить с Ним (ср. Бенедикт XVI, Porta Fidei, 10). Идти с Господом до конца значит быть готовым следовать за Ним тем путём, которым прошёл Он Сам. В этом духе предлагаю всем, по возможности, совершить публичный Крестный Путь в Страстную Пятницу или в другой подходящий день Великого Поста или Страстной Недели. В Москве Крестный Путь состоится 23 марта 2013 г., в субботу перед Вербным Воскресеньем.
Празднование Года веры призывает нас к молитве о новых призваниях к священству и о святости священников, которых Господь призвал быть наставниками в вере для Своего народа. Поэтому прошу совершить 21 апреля, в 4-е Воскресенье Пасхи, молитвы о новых призваниях к священству, а 7 июня, в Торжество Святейшего Сердца Иисуса, — молитвы о святости священников.
Движимые верой мученики отдали свою жизнь и стали свидетелями истины Евангелия, которая преобразила их и возвысила к вершинам любви, явленной в прощении тех, кто их преследовал. Побуждаемые верой христиане своими конкретными делами воплотили в жизнь слова Господа, который пришёл в мир, чтобы возвестить освобождение от гнёта и благоприятное время для всех людей (ср. Лк 4,18-19). Направляемые верой мужчины и женщины всех возрастов и сословий, чье имя записано в Книге жизни (ср. Откр 7,9;13,8), на протяжении веков являли красоту следования за Христом, свидетельствуя о христианской жизни в семье, в труде, в общественной жизни, в служении, к которым они были призваны. Мы также живём своей верой ради того, чтобы люди признали и любили Господа нашего Иисуса Христа, присутствующего в нашей жизни и в истории (ср. Бенедикт XVI, Porta Fidei, 13). Прошу о том, чтобы 19 мая, в Торжество Пятидесятницы, были совершены богослужения с особыми молитвами о святости всех верных, об освящении семей, и о новых святых харизмах.
11 октября будет праздноваться 50-я годовщина открытия Второго Ватиканского Собора. «По мере того, как проходят годы, тексты Второго Ватиканского Собора не теряют своих значения и ценности. Их необходимо правильно читать, изучать и рассматривать как квалифицированные и нормативные тексты Учительства Церкви, внутри Предания Церкви. … Я чувствую в себе более, чем когда-либо, обязанность указывать на Собор как на великую благодать, дарованную Церкви в ХХ веке: в нём мы находим надёжный ориентир для пути в начинающийся новый век» (Иоанн Павел II, Novo Millennio Ineunte, 57). Учению Собора мы посвятим некоторые из наших ежемесячных пастырских встреч, чтобы вновь открыть для себя актуальность этого великого события в жизни Церкви.
Также с 21 по 24 мая 2013 г. в Москве пройдёт Третья Всеепархиальная Конференция, которая будет посвящена теме Веры и Второго Ватиканского Собора. Прошу всех священников и монашествующих предусмотреть возможность участия в ней.
Наш вера растёт, когда мы переживаем её как опыт дарованной нам любви и передаём её как опыт благодати и радости (ср. Бенедикт XVI, Porta Fidei, 7). С такими намерениями прошу всех вас совершить процессию в Торжество Святейших Тела и Крови Христа, которое в 2013 г. выпадает на 2 июня. Напоминаю, что в тех городах, где приходов несколько, должна быть совершена одна общегородская процессия.
Одним из центральных событий Года веры станет Всемирный день молодёжи, который пройдёт в Рио-де-Жанейро 23-28 июля 2013 года. В эти же дни состоится Всероссийская встреча католической молодёжи, о месте проведения которой будет сообщено дополнительно.
В заключение позволю себе напомнить вам о сборах, которые проводятся в Архиепархии. Такие сборы — например, на нужды семинарии, на встречи молодежи, сбор солидарности с христианами Святой Земли, на благотворительную деятельность Папы, как и ежевоскресный сбор на нужды прихода — это простая и очень важная возможность проникнуться осознанием нашей принадлежности к единой Церкви, и практическим образом участвовать в восполнении материальных нужд как нашей Поместной, так и Вселенской Церкви.
Дорогие братья и сёстры!
Богородица, наша великая Защитница, да прострёт свой милосердный покров над нами и над всеми нашими трудами на пути Года веры. Пусть сияние Твоей веры, Прекрасная Мать, победит все наши сомнения и колебания, пусть сияние Твоей красоты преодолеет нашу усталость и поддержит нас на пути к великим благам, которые Господь Бог приготовил для нас не только в ином, но уже в этом мире. Да ходатайствует Пресвятая Дева Мария о нас перед Своим Сыном, нашим Господом Иисусом Христом.
На предстоящий Год веры всех вас благословляю во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
† Архиепископ Павел Пецци
Из Москвы, 14 сентября 2012 г., в Праздник Воздвижения Святого Креста