Пастырское послание Архиепископа Павла Пецци к духовенству, монашествующим и верным Народа Божиего Архиепархии Божией Матери в Москве (Начало Великого Поста, 2011)

Дорогие собратья во священстве,
монашествующие,
верные Народа Божиего!

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Путь Великого Поста, который мы проделываем каждый год, — это особое благодатное время восхождения к Пасхальной радости. Необходимость такого пути я особенно остро переживаю благодаря пастырским визитациям, которые в течение последних лет позволили мне установить непосредственную связь со многими общинами нашей поместной Церкви. Хочу, прежде всего, поблагодарить всех верующих и все общины за то свидетельство веры, которым для меня была каждая из этих визитаций. Ваше свидетельство укрепляет меня в вере и побуждает к новому обращению сердца, чтобы путь моей жизни, как и путь нашей Церкви, был путём в свете веры и в братском общении друг с другом, путём со Христом к Христу, который Своею Кровью очищает нас от всякого греха (ср. 1Ин 1,7).


Для меня опыт этих встреч сосредоточен в словах святого Павла, обращенных к общине Церкви в Филиппах: «Стремлюсь, не достигну ли и я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп 3,12). Христос достиг каждого из нас. Чем сильнее, чем глубже человек переживает эту встречу с Христом, тем пламеннее он стремится вновь Его достичь. В конечном итоге наша цель не в том, чтобы быть «совершенными» («Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился», Флп 3,12), но в том, чтобы не удаляться от присутствия Христа, от общения с Ним. Нечто подобное происходит и в отношениях между по-настоящему любящими друг друга людьми: ничто не способно удовлетворить их, кроме присутствия возлюбленного. Через встречу с Христом в мир рождается человек, который живет полнотой своей человечности и свидетельствует о ней; он уже не довольствуется промежуточными целями — успехом, достатком — но всегда движется вперед, влекомый присутствием Христа.

Готовя размышления для духовных упражнений со священниками нашей Архиепархии, я спрашивал себя: в чём больше всего нуждается наша поместная Церковь? И отвечал себе: в том, чтобы в каждом из нас и в Церкви в целом возрастали вера, надежда, и прежде всего — любовь Христова. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе» (77с 132,1). «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян 4,32) — восхищается свидетель жизни первой общины Церкви, отмечая, что любовь укрепляет единство всего тела. «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам» (Евр 10,24).

Христианская любовь — это единственный истинный взгляд на себя, на свою личную жизнь, на жизнь общины и на жизнь вообще. Эта любовь состоит в том, чтобы принять, заключить в объятия человечность Христа, Его воскресшее Тело, то есть Церковь, единство верующих в Него. Таков наш ответ на любовь Христа, которая «первая объемлет нас» (ср. 2Кор 5,14; 1Ин 4,19). Что такое конкретно Тело Христово, Церковь, человечность Христа? Это наши братья. Любить Христа — значит принимать наших конкретных братьев, составляющих единое тело Христово, членом которого являюсь и я. Так я отвечаю на объятия Его любви. Человечность Христа — это счастье человека, говорит святой Фома Аквинский в начале третьей части «Суммы теологии», где он размышляет об Иисусе (ср. STh III, q. 9 а. 2).

Наша человеческая жизнь соткана из изменчивых, неустойчивых чувств, устремлений, идеалов, которые сами по себе не находят равновесия, центра тяжести. Бог, сотворивший мир и человека, взял на Себя инициативу в наших отношениях с Ним, начав, таким образом, историю внутри истории — историю нашего спасения. Он призвал Авраама, и затем вёл Свой избранный Народ через пустыню к Земле обетованной, через ужасающий период изгнания. Наконец, через Своего Сына, через безграничное сыновнее послушание Христа, Бог окончательным образом показал нам, что спасение состоит не в том, чтобы следовать в одиночку своим мыслям и чувствам, но что эти мысли и чувства приносят плоды лишь если они укоренены в Церкви, в том конкретном месте братской любви, которому я принадлежу. Поэтому Бог всегда зовёт нас изнутри Церкви, через её голос, голос нашей семьи — людей, которые становятся нам братьями силой Его благодати. В этом смысле слово «семья» — это самая простая метафора Церкви. Речь идёт о евхаристическом измерении Церкви: каждая, даже самая маленькая община, содержит в себе всю Церковь, где общность и личность не исключают, а подразумевают друг друга.

Формирование и взросление личности, углубление отношений с истиной и благом, плодотворность мыслей и чувств реализуются через принадлежность тому месту, где Бог определил нам быть, где осуществляется   призвание   нашей   жизни,   где   через   братскую любовь мы открываем, что желанны и любимы Богом. Срастаясь с этим местом общения, личность получает возможность взрослеть, постоянно обновляться. Человек растёт, взрослеет, реализует себя, укрепляя связь с тем, что его привлекает. Нас влечёт Христос. Он, прекраснейший из сынов человеческих (ср. Пс 45,3), на Кресте был так обезображен, что многие изумлялись, смотря на Него (ср. Ис 52,14). Однако Он и сегодня продолжает привлекать к Себе во исполнение Его слов: «Когда Меня вознесут от земли, всех привлеку к Себе» (ср. Ин 13,32).

Христос продолжает привлекать нас через Своего Духа, через Своё Тело, через братское общение. Любовь к братьям — это путь любви к Богу. Кто говорит: ««я люблю Бога», а брата своего не любит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? Так, что любящий Бога, да любит и брата своего» (ср. 1Ин 4,20-21). Иисус не лишает жизнь драматичности — Он даёт нам путь, способ пройти через неё. И этот путь есть любовь.

Высшее выражение этой братской любви — прощение. Признавая необходимость постоянного обращения, постоянной готовности изменить свою жизнь согласно заповеди братской любви, мы обновляемся сами и начинаем преображать весь мир. Однако этот опыт обращения нашего сердца невозможен, если я считаю себя уже совершенным. Поэтому опыт обращения сердца к Богу вырастает из опыта прощения: только если я признаю потребность в прощении и принимаю его, соглашаюсь быть любимым и быть прощённым, во мне начинается процесс изменения: «Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же,  стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошёл оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Ак 18, 10-14).

Наша способность жить братской любовью, а значит — жить в постоянном обращении, во многом зависит от того, сколько внимания и времени мы уделяем личной молитве, размышлению, совместной молитве и таинству Покаяния. Общение Церкви — это не федерация или организация. Это единый цельный организм. Та же Церковь, та же любовь бьётся в сердце каждого верующего и каждой общины. Этот опыт общения, единства, любви питается молитвой, личной и совместной, и таинствами. Каждый из нас может охватить своей молитвой всех остальных — вместе и каждого в отдельности: «носите бремена друг друга» (Гол 6,2). Это главный аспект нашего единства, нашей братской любви. И, молясь, мы учимся подражать терпению самого Бога, Который хочет, чтобы все спаслись: «Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пт 3,9). Через молитву в нас рождается желание быть терпеливыми друг к другу, потому что мы начинаем желать спасения нашего брата. «Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве» (Рим 12,9-13).

Наша миссия, наше свидетельство — это не что иное как распространение,  расширение  того,  что  мы уже  переживаем  в  наших общинах. Не стоит питать иллюзий на этот счёт: если наша жизнь наполнена суетой, предрассудками, внутренними и внешними разделениями, формализмом, то именно это мы и будем распространять. Любить ближнего — не значит не замечать зла, но мы должны помнить, что через зло может произойти добро. А если мы живём любовью, то будем распространять общение верных и расширять единое Тело Церкви ради спасения всех людей.

Возлюбленные братья и сестры!


Любовь Христа объемлет нас и побуждает нас жить братской любовью общения Церкви, чтобы свидетельствовать о ней ради блага наших братьев. Вершиной этой любви является Жертва Креста. Призываю всех вас должным образом подготовить и пережить в ваших общинах простую и благочестивую практику Крестного Пути — величайшее богатство традиции Церкви. Настоятельно приглашаю всех, кто может, принять участие в Крестном Пути, который пройдет в Москве, по улицам вокруг Кафедрального Собора, в субботу 31 марта в 16.00, и в традиционном, так называемом «Молодёжном» Крестном Пути, который состоится в субботу 24 марта в Санкт-Петербурге, г. Пушкин, сбор в 14.30 в храме святого Иоанна Крестителя.

Вершиной литургического года является Священное Пасхальное Триденствие. Начало этих трёх дней задаёт особая литургия, знаменующая единство поместной Церкви вокруг своего епископа в едином общении всей Церкви. Призываю всех вас, дорогие братья и сестры, принять участие в Святых Мессах освящения мира и благословения елея, которые состоятся: в Санкт-Петербурге — в Великий понедельник, 2 апреля, в 10.30 в храме Успения Пресвятой Девы Марии; в Москве — в Великий вторник, 3 апреля, в 10.30 в Кафедральном соборе, в Калининграде — в Великий четверг, 5 апреля, в 10.00 в приходе Святого Семейства под предстоятельством вспомогательного епископа епархии Эльблонга Юзефа Высоцки.

Дорогие братья и сестры!

Богородица, Матерь Церкви и всех верующих, Матерь общения и братской любви, и Святой Иосиф, Её заботливый Обручник, Покровитель Церкви, да сопровождают каждого из Вас. Пусть Их ходатайство станет источником единства и служения нашей Церкви ради преображения мира.

Пусть благодатное время Великого Поста приведёт нас к Пасхе Христовой, когда среди нас вновь зазвучат ликующее пение «Аллилуйя!» и знаменующее победу над смертью приветствие «Христос Воскресе!».

Архиепископ Павел Пецци

Москва, 19 марта 2012 г., в Торжество Святого Иосифа, Покровителя Церкви