Дорогие братья и сёстры!
В этом году я принял решение не писать специальное послание на Великий Пост, но обратить ваше внимание на Послание, c которым Папа Франциск обратился ко всем верующим. Я прошу вас о том, чтобы это послание стало основой для ваших размышлений во время Великого Поста — как личных, так и в общине.
Святой Августин писал, что «некоторым гораздо проще раздать все свои блага нищим, нежели самим стать нищими в Боге». Но эта нищета необходима, поскольку она выражает то, что в действительности составляет наше сердце, — нужду в Боге. Осознав это, мы поймём, что призваны идти навстречу бедным, не потому что мы заранее знаем, что Иисус присутствует в нищих, а для того, чтобы вновь открыть, что нищий перед нами — это сам Иисус.
Апостол Павел говорит нам, что Бога нельзя просто «знать», — Его необходимо признать и любить (ср. Рим 1,21). «Знание» Бога отвлекает нас от реальности, от нас самих, от нужд других братьев, замыкает нас в рамках того, что, как нам кажется, мы уже «знаем».
Результатом этого холодного знания Бога является создание идола, и этот идол в нашей жизни приводит нас к иллюзии самонадеянности, самодостаточности. И эта иллюзия имеет последствия, губительные для самого же человека: человек теряет любовь к себе и ближнему, он упорствует, упрямо отказываясь от любви.
Богатый человек в Притче, приведённой в послании Папы Франциска, прославляет сам себя, создавая себе идола. И этот идол делает его своим рабом. Человек, не прославляющий Бога, не служащий Ему, становится рабом — рабом других людей, похожих на него, или, что даже хуже, — становится рабом денег и жажды власти над другими людьми.
Но на этот отказ Бог отвечает Своим милосердием, через благодать бескорыстного искупления, совершённого Иисусом Христом. Вот почему признание Бога и любовь к Нему не возникают в нас, если мы не открываем, — и не только раз и навсегда, но и каждый день заново, — что мы нуждаемся в Нём. Нищета духа, нищета сердца учит нас признавать Бога и воздавать Ему славу.
А признание Бога наполняет нас радостью. Признание Бога означает удивление перед верностью и милосердием Того, Кто находит всё новые способы, чтобы показать и доказать Свою любовь к нам. И тогда мы, изумлённые Его любовью к нам, начинаем любить брата, то есть человека, которого просто в силу жизненных обстоятельств встречаем на своём земном пути. Потому что неизменно верно, что мы «не можем любить Бога, Которого не видим, если не любим брата, которого видим» (ср. 1 Ин 4, 20).
Доброго чтения!
+ Павел П.
Москва, 1 марта 2017 г.,
Пепельная Среда