1) Человечество достигло огромного прогресса в области цифровых технологий, однако остается насущным вопрос: каким образом мы, и по отдельности, и как церковная община, можем быть «ближними» друг для друга в цифровом мире, относиться друг к другу с любовью и вниманием в нашем общем странствии по «цифровым путям».
Технологическое развитие сделало возможными новые виды человеческих коммуникаций. Вопрос уже не в том, стóит ли вовлекаться в цифровой мир, а в том, как это делать. Социальные медиа, в частности, — это место, где люди общаются, делятся опытом и строят отношения, как никогда раньше. Однако, поскольку эта коммуникация все больше происходит под влиянием искусственного интеллекта, необходимо заново открыть человеческое общение в самых его основах. За последние два десятилетия наши отношения с этими цифровыми платформами претерпели необратимые изменения. Появилось осознание того, что эти платформы могут развиваться и превращаться в пространства, которые мы творим сообща, а не просто пассивно используем. Молодежь, как и люди старшего поколения, хотят, чтобы Церковь присутствовала тем, где проходит из жизнь, в том числе в социальных медиа, поскольку цифровой мир является «важнейшей частью идентичности и образа жизни молодых людей». [1]
2) Многие христиане просят у Церкви вдохновения и руководства, поскольку социальные медиа, как одно из проявлений цифровой культуры, глубочайшим образом влияют как на наши церковные общины, так и на наш личный духовный путь.
По всему миру есть множество примеров полезных в духовном отношении и творческих проектов в социальных медиа, как со стороны местных общин, так и отдельных людей, которые свидетельствуют о своей вере на этих платформах — причем часто более убедительно, чем институциональная Церковь. Есть также много пастырских и образовательных инициатив, реализуемых отдельными епархиями, движениями, общинами, конгрегациями, университетами и отдельными людьми.
3) Вселенская Церковь также обращается к теме цифровой реальности. Ежегодно с 1967 года публикуются послания [Святейшего Отца] ко Всемирному дню социальных коммуникаций, которые предлагают актуальные размышления на различные темы. Начиная с 1990-х годов эти послания касались вопросов компьютерных технологий, а с начала 2000-х они были посвящены различным аспектам цифровой культуры и социальных коммуникаций. Поднимая фундаментальные для цифровой культуры вопросы, Папа Бенедикт XVI в 2009 году обратился к вопросу изменений в моделях коммуникации и подчеркнул, что средства массовой информации должны не только способствовать связям между людьми, но и поощрять их к участию в отношениях, способствующих развитию «культуры уважения, диалога и дружбы». [2] Впоследствии Церковь укрепляла представление о социальных сетях как о «среде», а не просто «инструментах», и призывала к тому, чтобы Благая Весть распространялась также и в цифровом пространстве. [3] В свою очередь Папа Франциск признал, что цифровой мир «неотличим от сферы повседневной жизни», и что он изменяет способы, которыми человечество накапливает знания, распространяет информацию и строит отношения. [4]
4) Помимо этих теоретических размышлений, практическое взаимодействие Церкви с социальными сетями также оказалось эффективным [5]. Недавнее прошлое ясно показало, что цифровые медиа являются чрезвычайно эффективным инструментом для служения Церкви. 27 марта 2020 года, в начале пандемии COVID-19, площадь Святого Петра была безлюдна, но наполнена присутствием. Прямая трансляция по телевидению и через интернет позволила молитве Папы Франциска достичь множества людей. В разгар кризиса, унесшего миллионы жизней, люди всего мира, находившиеся на карантине и в изоляции, соединились в молитве друг с другом и с преемником Петра. [6]
Благодаря традиционным медиа и цифровым технологиям молитва Папы достигла множества людей и семей по всему миру. Распростертые объятия колоннады Бернини вокруг площади Святого Петра смогли вместить миллионы людей. Несмотря на физическое расстояние, те, кто присоединился к Папе в тот момент, присутствовали друг для друга и смогли пережить момент единения и общности.
5) Нижеследующие страницы стали плодом размышлений, в которых приняли участие эксперты, преподаватели, молодые специалисты и лидеры, миряне, монашествующие и духовенство. Их цель в том, чтобы ответить на некоторые основные вопросы о том, каким образом христианам следует участвовать в социальных медиа. Это не конкретное «руководство» для пастырского служения в этой области. Скорее мы надеемся содействовать нашим совместным размышлениям о цифровом опыте, и вдохновить как отдельных лиц, так и общины использовать творческий и конструктивный подход, способствующий развитию культуры «добрососедства».
Необходимость содействовать мирным, разумным и доброжелательным отношениям в социальных медиа вызывает дискуссии в академической, профессиональной и церковной среде. Каким образом наша человечность проявляется в нашем присутствии в цифровом пространстве? Насколько наши цифровые отношения являются результатом глубокого и подлинного общения, а насколько формируются субъективными мнениями и эмоциональными реакциями? В какой мере наша вера находит живое и свежее цифровое выражение? Кто мой «ближний» в социальных сетях?
6) Притча о милосердном самарянине [7], через которую Иисус приглашает нас ответить на вопрос «кто мой ближний?», отвечает на вопрос знатока закона: «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Глагол «наследовать» отсылает нас к наследию земли обетованной, которая в действительности является не столько географической территорией, сколько символом чего-то более глубокого и вечного, чего-то, что каждое поколение призвано заново открыть, и что может помочь нам переосмыслить нашу роль в цифровом мире.
I. Опасности на «цифровых дорогах»
Учиться видеть глазами попавшего в руки разбойников (ср. Лк 10, 36)
Земля обетованная, которую предстоит заново открыть?
7) Социальные медиа — это лишь одна из составляющих гораздо более масштабного и сложного явления цифровизации, которая представляет собой процесс переноса многих задач и измерений человеческой жизни на цифровые платформы. Цифровые технологии могут повысить нашу эффективность, стимулировать экономику и помочь нам решить ранее непреодолимые проблемы. Цифровая революция расширила наш доступ к информации и способность общаться друг с другом за пределами ограничений физического пространства. Пандемия еще более ускорила этот процесс, шедший на протяжении последних трех десятилетий. Многие виды деятельности, такие как учеба и работа, прежде требовавшие личного присутствия, стало возможно осуществлять удаленно. Некоторые страны также внесли существенные изменения в свои правовые и законодательные системы, утвердив онлайн-заседания и голосования в качестве альтернативы личному участию. Скорость, с которой распространяется информация, также влияет на политические процессы.
8) С появлением Web 5.0 и других достижений в области коммуникаций искусственный интеллект будет оказывать все большее воздействие на наше восприятие реальности. Мы наблюдаем развитие машин, которые работают и принимают решения вместо нас, способны изучать и предсказывать наше поведение. Датчики на нашей коже могут измерять наши эмоции. Машины отвечают на наши вопросы и учатся на ответах, используют регистры иронии, говорят голосом и используют выражения людей, которых больше нет с нами. В этой постоянно меняющейся реальности возникает много вопросов, которые требуют ответов. [8]
9) Глубокие перемены, произошедшие в мире с появлением Интернета, вызывают новые конфликты. Одни люди уже родились в этой культуре и поэтому являются digital natives, «цифровыми аборигенами», тогда как другие все еще пытаются к ней адаптироваться как digital immigrants, «цифровые иммигранты». В любом случае, приходится признать, что наша культура стала цифровой культурой. Чтобы преодолеть устаревшую дихотомию между цифровым и личным общением, некоторые говорят уже не о противопоставлении «онлайн» и «офлайн», а только о жизни onlife, включающей всю человеческую и социальную жизнь в ее различных проявлениях, будь то в цифровом или физическом пространстве.
10) В контексте такой интегрированной коммуникации, состоящей в конвергенции коммуникативных процессов, социальные медиа играют решающую роль как форум, где формируются наши ценности, наши убеждения, наш язык и наши представления о повседневной жизни. Более того, для многих людей, особенно в развивающихся странах, единственной формой цифровой коммуникации являются социальные медиа. Мы уже не просто используем социальные медиа как инструмент, но живем в экосистеме, в основе которой лежит опыт социального обмена (social sharing). Хотя мы все еще пользуемся Интернетом для поиска информации или для развлечения, к социальным медиа мы обращаемся в поисках чувства принадлежности и поддержки, превращая их тем самым в жизненное пространство, где происходят отношения на уровне фундаментальных ценностей и убеждений.
В этой экосистеме подразумевается доверие пользователей к подлинности заявлений со стороны компаний, владеющих социальными сетями, которые обещают, например, «сделать мир ближе», предоставить каждому человеку возможность творить идеи, делиться ими и высказывать свое мнение. И хотя мы прекрасно знаем, что эти рекламные лозунги почти никогда не воплощаются в жизнь, поскольку эти компании гораздо больше заботятся о своей прибыли, мы тем не менее склонны верить обещаниям.
11) Действительно, когда люди начали пользоваться Интернетом несколько десятилетий назад, они руководствовались вариантом той же самой мечты: надеждой на то, что цифровой мир станет счастливым пространством взаимопонимания, свободной информации и сотрудничества; Интернет станет «землей обетованной», где люди смогут полагаться на информацию, распространяемую на основах прозрачности, доверия и экспертного мнения.
Ловушки, которых следует избегать
12) Эти ожидания, однако, оправдались не вполне.
Прежде всего, мы все еще сталкиваемся с «цифровым неравенством». Хотя эволюция медиа происходит быстрее, чем мы способны адекватно осознать, множество людей по-прежнему не имеют доступа не только к таким предметам первой необходимости, как еда, вода, одежда, жилище и здравоохранение, но также к информационным и коммуникационным технологиям. Это оставляет большое число людей на обочине.
Более того, становится все острее неравенство в социальных сетях. Платформы, обещавшие создавать сообщества и объединять людей, вместо этого усугубляют различные формы разделения.
13) На «цифровых дорогах» есть некоторые опасности, о которых следует знать и которые позволяют нам лучше понять, почему так происходит.
Сегодня невозможно говорить о «социальных медиа», не принимая во внимание их коммерческую ценность. Нельзя не учитывать, что произошла подлинная революция, когда бренды и институции осознали стратегический потенциал социальных платформ в отношении быстрой консолидации языков и практик, что постепенно превратило пользователей в потребителей. Кроме того, люди в этой системе являются одновременно потребителями и товаром. Как потребителям им предлагается персонализированная реклама и индивидуальный спонсорский контент; в качестве товара их профили и данные продаются другим компаниям с той же целью. Принимая заявления о намерениях со стороны компаний, владеющих социальными медиа, пользователи одновременно соглашаются с «пользовательскими соглашениями», которые они как правило не читают и не понимают. Стало общим местом понимать эти «соглашения» в соответствии со старой поговоркой: «Если вы ни за что не платите, значит товар — это вы сами». Другими словами, ничто не дается бесплатно: мы расплачиваемся минутами нашего внимания и байтами наших данных.
14) Растущее внимание к распространению знаний, данных и информации и торговле ими порождает парадокс: в обществе, где информация играет столь важную роль, становится все труднее проверять источники и точность информации, циркулирующей в цифровом виде. Проблема перегрузки контентом решается посредством алгоритмов искусственного интеллекта, которые постоянно принимают решение, что нам показывать, основываясь на факторах, которые мы едва воспринимаем или осознаём: это не только наш предшествующий выбор, наши «лайки», наши реакции или предпочтения, но также и наше отсутствие, ослабление интереса, паузы, диапазон внимания. Цифровая среда, которую видит каждый из нас, даже в результате одного и того же онлайн-запроса, никогда не бывает такой же, как у других. Ища информацию в браузерах или получая ее в своей ленте на разных платформах или в приложениях, мы обычно не осведомлены о фильтрах, влияющих на результаты. Следствием этой все более изощренной персонализации результатов является принудительное воздействие частичной информации, которая подтверждает наши идеи, подкрепляет наши убеждения и, таким образом, приводит нас к изоляции внутри «пузыря фильтров».
15) Онлайн-сообщества в социальных медиа — это «места встречи», обычно сформированные вокруг общих интересов людей, объединенных в сеть. Пользователи социальных медиа получают предложения на основе своих особенностей, происхождения, вкусов и предпочтений, тогда как алгоритмы, лежащие в основе онлайн-платформ и поисковых систем, имеют тенденцию объединять людей со сходными интересами, группируя их вместе и захватывая их внимание, чтобы удерживать их онлайн. В результате платформы социальных медиа фактически препятствуют своим пользователям встречаться с «другими», с теми, кто от них отличается.
16) Мы все сталкивались с действием этих автоматизированных систем, создающих подобные индивидуалистические «пространства», иногда поощряя экстремальное поведение. Агрессивные и негативные высказывания распространяются легко и быстро, создавая почву для насилия, оскорблений и дезинформации. В социальных медиа участники, часто скрывающиеся за псевдонимами, постоянно реагируют друг на друга. Такого рода взаимодействия обычно заметно отличаются от тех, что происходят в физическом пространстве, где на наши действия влияет вербальная и невербальная обратная связь со стороны других.
17) Осознание этих ловушек помогает нам распознавать и разоблачать логику, портящую среду социальных медиа, и находить решение этого цифрового недовольства. Важно ценить цифровое пространство и признавать его как часть нашей жизни. Однако именно на взаимодополняемости цифрового и физического опыта строится человеческая жизнь и наш путь в ней.
18) На «цифровых путях» многие люди страдают от разделений и ненависти. Мы не можем это игнорировать. Мы не можем оставаться только молчаливыми свидетелями. Чтобы сделать цифровую среду более человечной, мы, прежде всего, не должны забывать тех, кто оказался на обочине. Мы сможем понять происходящее, только если увидим его с точки зрения раненого человека из притчи о милосердном самаритянине. Как и в притче, где мы слышим рассказ с точки зрения жертвы разбойников, точка зрения маргинализированных и раненых в цифровом мире поможет нам лучше понять наш нынешний все более сложный мир.
Создание отношений
19) В нашу эпоху, когда мы оказываемся все больше разделены, когда каждый замыкается в своем собственном «пузыре фильтров», социальные медиа склоняют многих к безразличию, поляризации и экстремизму. Когда люди относятся друг к другу не как к людям, а просто как к отражению определенной точки зрения, которую они не разделяют, мы сталкиваемся с очередным проявлением «культуры отбросов», способствующей глобализации — и нормализации — безразличия. Уход в самоизоляцию собственных интересов не может вернуть нам надежду. Напротив, двигаться вперед возможно только развивая «культуру встречи», которая способствует социальной дружбе и миру между разными людьми. [9]
20) Поэтому насущно необходимо использовать социальные платформы таким образом, чтобы помочь людям выйти за пределы самоизоляции, покинуть группу «похожих», и встретиться с другими.
Принимать «другого» — того, кто занимает позицию, противоположную моей, кто кажется нам «иным», — это, разумеется, непростая задача. Мы можем сказать: «Почему меня это должно волновать?» Примеры такой позиции мы видим в Библии, начиная с отказа Каина быть сторожем своему брату (ср. Быт 4, 9) и заканчивая тем самым законником, спросившим Иисуса: «А кто мой ближний?» (Лк 10, 29). Этот человек желал получить четкое определение, кто является ближним, а кто нет. Нам хотелось бы найти оправдание своему безразличию; мы всегда пытаемся провести линию между «нами» и «ими», между «теми, к кому мне нужно относиться с уважением» и «теми, кем я могу пренебречь». Так, почти незаметно, мы утрачиваем сострадание к другим, как если бы их страдания были их ответственностью и не касались нас [10].
21) Напротив, притча о милосердном самаритянине призывает нас противостоять цифровой «культуре отбросов», помочь друг другу выйти из зоны комфорта и сделать шаг навстречу друг другу. Это возможно только если мы отвлечемся от себя, сознавая, что каждый из нас — часть раненого человечества, и помня о том, как кто-то увидел нас самих и сжалился над нами.
22) Только так мы можем — и должны! — стать теми, кто сделает первый шаг к преодолению безразличия, потому что мы верим в «Бога, который небезразличен». [11] Мы можем и должны перестать спрашивать: «Насколько я должен заботиться о других?» — и вместо этого начать поступать как ближние, отвергая логику исключения и восстанавливая логику общения. [12] Мы можем и должны быть теми, кто перейдет от концепции цифровых медиа как индивидуального опыта к концепции, основанной на взаимной встрече, способствующей построению сообщества.
23) Вместо того, чтобы действовать по-отдельности, создавая контент или реагируя на информацию, идеи и образы, которыми делятся другие, нам следует спросить себя: каким образом мы можем совместно создавать более здоровый онлайн-опыт, где люди могут общаться друг с другом и преодолевать несогласие в духе взаимного слушания? Как мы можем помочь сообществам преодолевать разногласия и способствовать диалогу и уважению на социальных платформах? Как мы можем возродить онлайн-среду такой, какой она может и должна быть: местом обмена, сотрудничества и дружбы, основанным на взаимном доверии?
24) Каждый может внести свой вклад в достижение этих перемен, взаимодействуя с другими, не боясь связанных с этим трудностей. Мы, верующие, призваны быть коммуникаторами, намеренно ориентированными на встречу. Таким образом, мы можем искать значимых и прочных отношений, а не поверхностных и эфемерных. Действительно, ориентируя цифровые связи на встречи с реальными людьми, на создание реальных отношений и построение реальных сообществ, мы тем самым фактически питаем наши отношения с Богом. Разумеется, наши отношения с Богом должны также питаться молитвой и тáинственной жизнью Церкви, которые по самой сути не могут быть сведены к «цифровой» сфере.
II. От осознания к истинной встрече
Учиться у того, кто имел сострадание (ср. Лк 10, 33)
Слушать с намерением
25) Мы начали эти размышления об участии в социальных медиа с понимания того, как работают эти платформы, а также возможностей и проблем, с которыми мы в них сталкиваемся. Даже если социальным медиа действительно внутренне присуще искушение индивидуализма и самовозвеличивания, как это было описано в предыдущей главе, это совершенно не значит, что мы обречены против воли впадать в подобное состояние. Ученики, встретившие милосердный взгляд Христа, испытали нечто совершенно иное: они знают, что качественное общение начинается с умения слушать и осознавать, что вы находитесь перед другим человеком. Слушание и осознанность способствуют встрече и помогают преодолевать препятствия, включая препятствие безразличия. Такое слушание — важный шаг в привлечении других, незаменимая составная часть общения и условие подлинного диалога. [13]
26) В притче о милосердном самарянине избитому и брошенному умирать человеку оказал помощь самый неожиданный прохожий: во времена Иисуса иудеи и самаряне постоянно враждовали, поэтому самой ожидаемой реакцией была бы враждебность. Однако самарянин увидел в избитом не «чужого», а просто человека, нуждающегося в помощи. Он почувствовал сострадание, поставил себя на место другого человека, и отдал себя, свое время и свои ресурсы, чтобы слушать и сопровождать того, кого он встретил. [14]
27) Эта притча может стать источником вдохновения для нашего общения в социальных медиа, поскольку она показывает возможность глубоко значимой встречи между совершенно чужими людьми. Самарянин преодолевает «социальный разлом», границы согласия и разногласия. Тогда как священник и левит проходят мимо раненого, самарянин видит его и сострадает ему (ср. Лк 10, 33). Сострадание — это переживание того, что другой человек является частью меня. Самарянин слушает рассказ этого человека и приближается к нему, потому что внутренне затронут его историей.
28) В Евангелии от Луки ничего не сказано о разговоре между двумя мужчинами. Мы можем представить себе, как самарянин, найдя раненого, возможно, спрашивает его: «что с тобой случилось?» Но даже и без слов, благодаря его открытости и гостеприимству, уже начинается встреча. Этот первый жест становится выражением заботы, и это очень важно. Способность слушать и быть готовым принять чужую историю, не беспокоясь о культурных предрассудках своего времени, помогли самарянину не оставить раненого на верную смерть.
29) Эта встреча между двумя мужчинами побуждает нас сделать первый шаг в цифровом мире. Мы приглашены увидеть ценность и достоинство тех, кто отличается от нас. Мы также приглашены выйти из своей зоны безопасности, своих бункеров и пузырей. Чтобы стать ближним в социальных медиа, требуется решимость. И всё начинается с умения внимательно слушать, чтобы позволить реальности другого коснуться нас.
Украденное внимание
30) Слушание — фундаментальный навык, позволяющий вступать в отношения с другими, а не просто обмениваться информацией. Однако наши гаджеты перегружены информацией. Мы вовлечены в информационную сеть, связывающую нас с другими посредством текстовых, графических, видео- и аудиосообщений. Социальные платформы позволяют нам бесконечно прокручивать ленту, исследуя этот контекст. Хотя видео и звук, безусловно, обогатили цифровые коммуникации, наше медиа-взаимодействие по-прежнему остается ограниченным. Часто мы находим информацию быстро, но без полного и необходимого контекста. И столь же легко и быстро мы реагируем на информацию на экране, не пытаясь узнать всю историю целиком.
31) Сегодня информация в сети легко и широко доступна и персонализирована в соответствии с нашими интересами. Благодаря этому мы можем получать необходимые сведения, поддерживать социальные связи, исследовать ресурсы, а также углублять и расширять наши знания. Простота доступа к данным и к общению потенциально способно создать инклюзивное пространство, где могут высказываться члены наших сообществ, в особенности маргинализированные в результате социальной или экономической несправедливости.
32) В то же время бесконечная доступность информации создает определенные проблемы. Когда наши когнитивные способности страдают из-за избытка информации, мы испытываем информационную перегрузку. Точно так же мы испытываем перегрузку социального взаимодействия, когда подвергаемся высокому уровню социального стресса. Различные веб-сайты, приложения и платформы запрограммированы на то, чтобы эксплуатировать нашу человеческую потребность в признании и внимании со стороны других. Само внимание стало самым ценным активом и ресурсом.
33) В этом контексте, когда мы пытаемся ориентироваться в огромной сети информации и социальных взаимодействий, наше внимание оказывается рассредоточенным. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на одной проблеме за раз, частичное внимание быстро переключается с одной темы на другую. В этом состоянии постоянной включенности мы чувствуем искушение публиковать сообщения мгновенно, не задумываясь, поскольку мы физиологически зависимы от цифровой стимуляции и жаждем получать все больше и больше контента, бесконечно прокручивая ленту и ощущая фрустрацию из-за отсутствия обновлений. Основная когнитивная проблема цифровой культуры — утрата способности мыслить глубоко и целенаправленно. Мы сканируем поверхность и остаемся на мелководье вместо того, чтобы глубоко проникать в реальность.
34) Этот аспект требует более глубокого осмысления. Без тишины и пространства для медленного, глубокого и целенаправленного мышления мы рискуем утратить не только когнитивные способности, но и глубину отношений и с людьми, и с Богом. В нашей жизни остается всё меньше места для осознанного слушания, внимания и распознавания истины.
Хорошо известный специалистам по рекламе процесс, называемый «внимание — интерес —желание — действие», это тот же процесс, посредством которого любое искушение входит в человеческое сердце и отвлекает наше внимание от единственного истинно значимого и животворящего слова — Слова Божия. Так или иначе, мы по-прежнему отдаем свое внимание древнему змею, который каждый день предлагает нам новые плоды. Они кажутся «хорошими для пищи, приятными для глаз и вожделенными, потому что дают знание» (Быт 3, 6). Мы позволяем злу приблизиться и похитить посеянное в нас Слово подобно семенам, упавшим при дороге (ср. Мк 4, 14–15).
35) При такой перегрузке стимулов и данных, тишина оказывается ценным активом, поскольку она обеспечивает пространство для сосредоточения и распознавания. [15] Потребность в тишине в цифровой культуре повышает важность концентрации и слушания. В учебе или на работе, в семьях и общинах растет потребность в отключении от цифровых устройств. «Тишину» в данном случае можно сравнить с «цифровой детоксикацией», которая становится не просто воздержанием от употребления информации, но путем более глубокого единения с Богом и другими людьми.
36) Слушание возникает из тишины и имеет фундаментальное значение для заботы о других. Слушая человека, мы признаём его, оказываем гостеприимство и проявляем уважение. Слушание — это также акт смирения с нашей стороны, поскольку мы признаём истину, мудрость и ценность того, что выходит за пределы нашей ограниченной точки зрения. Без готовности слушать мы не можем принять дар другого.
Слушать сердцем
37) В контексте скорости и непосредственности цифровой культуры, которая до предела испытывает наше внимание и способность к концентрации, слушание становится тем более насущным для нашей духовной жизни. Созерцательный подход к жизни можно назвать контркультурным, даже пророческим, и он может иметь огромное значение не только для людей, но и для культуры в целом.
Готовность слушать в социальных сетях — это отправная точка на пути к сети, состоящей не столько из байтов, аватаров и «лайков», сколько из людей. [16] Таким образом мы переходим от быстрых реакций, вводящих в заблуждение предположений и импульсивных комментариев к созданию возможностей для диалога, задаванию вопросов, чтобы больше узнать, показать заботу и сострадание, признать достоинство тех, с кем мы встречаемся.
38) Цифровая культура бесконечно расширила наш доступ к другим. Это также позволяет нам слышать гораздо больше. Часто, говоря о «слушании» в социальных медиа, мы имеем в виду мониторинг данных, статистику вовлеченности, маркетинговый анализ социального поведения пользователей. Очевидно, что этого недостаточно, чтобы создать в социальных медиа среду для слушания и диалога. Чтобы слушать осознанно в цифровом контексте, нужно слушать «ушами сердца». Слушать «ушами сердца» — это нечто большее, чем физическая способность воспринимать звуки. Для этого нужно открыться другим всем существом, это открытость сердца, которая делает возможной близость. [17] Это установка на внимание и принятие, которая имеет фундаментальное значение для общения. Эта мудрость относится не только к созерцательной молитве, но и ко всем, кто ищет подлинных отношений и истинной общности. Желание пребывать в отношениях с другими и с Другим — с Богом — остается фундаментальной потребностью человека, что проявляется и в стремлении к вовлеченности, характерном для цифровой культуры. [18]
39) Для развития способности хорошо слушать необходимы внутренний диалог и отношения с Богом, возможные благодаря божественному дару веры. Слово Божие также играет фундаментальную роль в этом внутреннем диалоге. Молитвенное слушание Слова в Священном Писании посредством практики духовного чтения библейских текстов, lectio divina, может быть очень полезным, поскольку дает возможность получить опыт медленной, обдуманной и созерцательной жизни. [19]
40) «Слово дня» или «Евангелие дня» — один из самых популярных поисковых запросов среди христиан, и можно сказать, что цифровая среда предложила нам много новых и более простых возможностей для регулярной встречи со Словом Божиим. Такая встреча со Словом живого Бога, даже онлайн, позволяет нам переключиться с просмотра информации на экране на встречу с другим человеком, рассказывающим историю. Если мы будем помнить о том, что по ту сторону экрана находится другой человек, с которым мы вступаем в отношения, то практика слушания помогает проявить гостеприимство по отношению к историям других и начать строить отношения.
Распознавание нашего присутствия в социальных медиа
41) С точки зрения веры то, какие сообщения мы посылаем и как мы это делаем, — вопрос не только практический, но и духовный. Поэтому присутствие на социальных платформах требует распознавания. Для хорошего общения в таких ситуациях необходимо благоразумие, требующее молитвенного размышления о том, как взаимодействовать с другими. Чтобы увидеть эту тему через призму вопроса «кто мой ближний», нужно размышлять о том, каким образом Бог присутствует в том и через то, как мы относимся друг к другу на платформах социальных медиа.
42) «Ближний» в социальных медиа — сложная концепция. Очевидно, что это человек, с которым мы поддерживаем связь. В то же время нашими ближними часто оказываются те, кого мы не видим: либо потому, что сама платформа не позволяет нам это сделать, либо потому, что их просто не существует. В цифровой среде присутствуют, среди прочих, такие участники, как «интернет-боты» и «дипфейки», автоматизированные компьютерные программы, работающие в режиме онлайн с поставленными задачами, часто симулируя действия человека или собирая данные.
Кроме того, социальные платформы контролируются внешним «органом», обычно коммерческой организацией, которая разрабатывает, направляет и развивает изменения в работе платформы. В каком-то широком смысле эти субъекты также «живут» и являются нашими онлайн-ближними.
43) Признать другого ближним в цифровой среде значит признать, что жизнь каждого человека касается нас, даже если его присутствие (или отсутствие) опосредовано цифровыми инструментами. «Современные медиа позволяют нам общаться друг с другом и делиться знаниями и чувствами», — говорит Папа Франциск в [энциклике] Laudato si’. «Однако иногда они мешают нам и непосредственно соприкоснуться с тоской, с трепетом, с радостью другого и со сложностью его личного опыта». [20] Быть ближним в социальных сетях значит быть рядом с историями других, особенно тех, кто страдает. Другими словами, сделать цифровую среду лучше — не значит отвлекаться от конкретных проблем, с которыми сталкиваются множество людей, такими как голод, бедность, вынужденная миграция, войны, болезни и одиночество. Напротив, это значит содействовать целостному видению человеческой жизни, которое сегодня включает цифровой контекст. Социальные медиа могут стать одним из способов привлечь внимание к этим реалиям и укреплять солидарность между людьми, близкими и далекими.
44) Когда мы рассматриваем социальные медиа как пространство не только связей, но, в конечном счете, и отношений, хорошее «испытание совести» относительно нашего присутствия в социальных медиа должно включать три жизненно важных сферы: наши отношения с Богом, с нашими ближними, и с окружающей средой. [21] Наши отношения с другими людьми и окружающей средой должны питать наши отношения с Богом, а отношения с Богом, которые являются самыми важными, должны отражаться в наших отношениях с другими и окружающей средой.
III. От встречи к сообществу
«Позаботься о нем» (Лк 10, 35) — расширение процесса исцеления
Лицом к лицу
45) Общение начинается с установления связи, и затем переходит к отношениям, общности и сопричастности. [22] Не может быть общения без подлинной встречи. Общаться — значит устанавливать отношения, значит «быть вместе». Быть общиной — значит делиться с другими сокровенными истинами о том, кто мы и что для нас важно. Община — это не только географическое, территориальное или этническое и культурное единство, но и общность в истине в сочетании с ощущением принадлежности, взаимности и солидарности в различных сферах общественной жизни. При рассмотрении этих последних элементов важно помнить, что построение общности посредством коммуникативных практик, поддерживающих социальные связи во времени и пространстве, всегда будет вторичным по отношению к верности самóй истине.
46) Как строить общину посредством коммуникативных практик в том числе и между людьми, которые физически не находятся рядом друг с другом, — это на самом деле очень древний вопрос. Уже в посланиях апостолов мы замечаем напряжение между опосредованным присутствием и желанием личной встречи. Евангелист Иоанн, например, завершает свое второе и третье послания словами: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин 12). То же самое касается и апостола Павла, который даже отсутствуя лично и чувствуя глубокое желание увидеть своих адресатов (ср. 1Фес 2, 17), через свои послания присутствовал в жизни основанных им общин (ср. 1 Кор 5, 3). Эти послания также служили связующим звеном между различными общинами (ср. Кол 4, 15–16). Умение Павла строить общину достигло и до наших дней через его многочисленные послания, из которых мы узнаём, что для него не существовало противоречия между физическим присутствием и присутствием через письменное слово, читаемое общиной (ср. 2 Кор 10, 9–11).
47) В сегодняшнем мире, который все больше существует onlife, необходимо преодолеть логику «или — или», которая рассматривает человеческие отношения как дихотомию (цифровая реальность против реальности физически-личностной), и принять логику «и то, и другое», основанную на взаимодополняемости и целостности человеческой и общественной жизни. Сообщества в социальных медиа должны укреплять местные общины и наоборот. «Использование социальных сетей дополняет встречу во плоти, которая оживает через тело, сердце, глаза, взгляд и дыхание другого. Если сеть используется как продолжение или ожидание такой встречи, то концепция сети оправдывает себя и остается ценным ресурсом для общения». [23] «Цифровой мир может быть средой, наполненной человечностью; сетью, состоящей не из проводóв, а из людей» [24], если помнить, что по ту сторону экрана — не «цифры» или не «совокупности индивидов», а люди со своими историями, мечтами, ожиданиями, страданиями. У них есть имя и лицо.
На пути в Иерихон
48) Цифровые медиа позволяют людям встречаться, преодолевая пространственные и культурные границы. Хотя цифровые встречи не всегда приводят к встрече физической, они все равно могут быть значимыми, впечатляющими и реальными. Помимо собственно установления связей, они дают возможность искреннего общения с другими людьми, содержательной беседы, выражения солидарности, облегчения чьей-то изоляции и боли.
49) Социальные медиа, таким образом, можно рассматривать как одну из «дорог в Иерихон», где возможны неожиданные встречи, как это происходило с Иисусом: встречи со слепым нищим, громко кричавшим на обочине дороги (ср. Лк 18, 35–43), с мытарем, прятавшимся в ветвях смоковницы (ср. Лк 19, 1–9), и с раненым человеком, брошенным ворами умирать (ср. Лк 10, 30). В то же время притча о милосердном самарянине напоминает нам, что сам факт того, что некто является «верующим» (как священник и левит) или утверждает, что он последователь Иисуса, не гарантирует, что он предложит помощь или будет желать исцеления и примирения. Ученики Иисуса ругали слепого и требовали, чтобы тот умолк; разговор Закхея с Иисусом вызвал ропот других людей; проходившие мимо священник и левит просто проигнорировали раненого человека.
50) На цифровых перекрестках, как и при личных встречах, просто быть «христианином» недостаточно. В социальных медиа можно найти множество профилей или учетных записей, которые распространяют религиозный контент, но при этом не вступают в отношения так, как это подразумевает вера. Враждебность, жестокие, унизительные слова, особенно в контексте христианского содержания, являются вопиющим противоречием самому Евангелию. [25]
Напротив, милосердный самарянин, заботливый и открытый для встречи с раненым, движимый состраданием, действует и оказывает конкретную помощь. Он перевязывает раны жертвы и отвозит его в гостиницу, чтобы обеспечить дальнейшее лечение. Точно так же наше желание сделать социальные медиа более человечным и пригодным для общения пространством должно воплощаться в конкретных отношениях и творческих жестах.
51) Созидать чувство общности — значит обращать внимание на общие ценности, опыт, надежды, горести, радости, юмор, и даже шутки, которые сами по себе могут стать точками сборки для людей в цифровых пространствах. Слушание, распознавание, встречи, созидание общины вместе с другими людьми также требует личной решимости. То, что называется «дружбой» на социальные платформах, начинается с простого контакта или знакомства. Однако даже там можно выделить общий дух поддержки и товарищества. Чтобы стать общиной, плодотворным союзом, объединяющим членов на основе близости, необходимо чувство свободного и взаимного участия. Свобода и взаимная поддержка не возникают сами собой. Часто первым шагом на пути к формированию общины становится работа по исцелению и примирению.
52) В социальных медиа «мы стоим перед выбором: быть милосердными самарянами или равнодушными прохожими. И если мы взглянем на историю нашей собственной жизни и на мир в целом, то увидим, что все мы подобны, или были подобны, этим персонажам: во всех нас есть нечто от раненого, нечто от разбойников, нечто от тех, кто проходит мимо, и нечто от милосердного самарянина». [26]
Мы все можем быть либо прохожими на «цифровых дорогах», просто оставаясь «на связи» [27], либо можем поступить как самарянин и позволить связи превратиться в реальную встречу. Случайный прохожий становится «ближним», когда оказывает помощь раненому, перевязывая ему раны. Заботясь о нем, он стремится исцелить не только физические раны, но также и враждебность и разногласия, существующие между их социальными группами.
53) Так что же значит «исцелять раны» в социальных медиа? Каким образом мы можем врачевать наши разногласия? Как построить церковную среду, способную принимать и интегрировать «географические и экзистенциальные периферии» сегодняшних культур? Задавать подобные вопросы необходимо для распознавания нашего христианского присутствия на «цифровых дорогах».
«Сегодня у нас есть прекрасная возможность проявить себя как братья, стать милосердными самарянами, принимающими на себя боль и страдания других, вместо того чтобы разжигать ненависть и обиды. Как и случайному путнику в нашей истории, все, что нам для этого нужно, — это свободное, чистое и простое желание быть людьми, быть общиной, упорными и неутомимыми в своем стремлении принимать, интегрировать и поддерживать тех, кто упал». [28]
«Иди и ты поступай так же»
54) Отношения рождают отношения, община строит общину. Благодать отношений, которые устанавливаются между двумя людьми, выходит за рамки этих отношений. Человеческая личность создана для отношений и общности. В то же время одиночество и изоляция стали чумой нашей культуры, и мы с особой остротой ощутили это во время пандемии COVID-19. Те, кто ищет общения, особенно маргинализированные люди, часто обращаются к цифровым пространствам в надежде найти общность, инклюзивность и солидарность с другими. Хотя многие находят утешение в общении в цифровом пространстве, другие считают его недостаточным. Быть может, мы терпим неудачу в создании пространства для тех, кто стремится войти в диалог и найти поддержку, не сталкиваясь с осуждающим или недоверчивым отношением.
55) Движение от встречи к отношениям и, следовательно, к общине, свидетельствует как о дарах, так и об ограниченности цифровой культуры. Нередко онлайн-сообщества формируются, когда люди объединяются против внешнего «другого», общего идеологического врага. Этот тип поляризации порождает «цифровой трайбализм», когда группы противостоят другим в духе враждебности. Но мы не должны забывать о присутствии других, братьев и сестер — людей, чье достоинство не зависит от принадлежности к этим группам. «Мы не должны делить людей на категории, чтобы решать, кто мой ближний, а кто нет. От меня зависит, быть или не быть ближним. Мне решать, буду ли я ближним человеку, которого я встречаю и который нуждается в помощи, даже если он чужой мне или, возможно, враждебен ко мне». [29] К сожалению, разрушенные отношения, конфликты и разделения встречаются и в Церкви. Когда группы, называющие себя «католическими», используют свое присутствие в социальных сетях, чтобы сеять разделения, они ведут себя недостойно христианской общины. [30] Вместо того, чтобы эксплуатировать конфликты и полемический «кликбейт», враждебное отношение должно стать поводом для обращения, возможностью стать свидетелями встречи, диалога и примирения по вопросам, которые представляются разделяющими нас. [31]
56) Участие в социальных медиа должно выходить за рамки обмена личными мнениями или подражания поведению других. Социальные действия, мобилизованные посредством социальных медиа, обладают огромным влиянием и часто более эффективны в преобразовании мира, чем поверхностное обсуждение идей. Дебаты обычно ограничены числом допущенных к ним участников и скоростью, с которой люди реагируют на комментарии других, не говоря уже об эмоциональных аргументах ad hominem — прямых нападках на говорящего, независимо от обсуждаемой темы.
Обмен идеями необходим, но идеи сами по себе не работают; они должны стать «плотью». Действия должны удобрять почву день за днем. [32]
Учась у самарянина, мы призваны быть внимательными к этой динамике. Этот человек не ограничивается простым сочувствием, он даже не ограничивается тем, что перевязывает раны незнакомца. Он идет дальше, отвозя раненого в гостиницу и организуя его дальнейшее лечение. [33] Благодаря этому отношения заботы и семена общности, возникшие между самарянином и раненым, вовлекают в себя также хозяина гостиницы и его семью.
Подобно законнику, и нам через наше присутствие в цифровых медиа предлагается «пойти и поступать так же», содействуя тем самым общему благу. Как мы можем помочь исцелять токсичную цифровую среду? Как мы можем способствовать развитию гостеприимства и возможностей для исцеления и примирения?
57) Гостеприимство строится на нашей открытости другим; через него мы встречаем Христа в образе странника (ср. Мф 25, 40). Для этого цифровые сообщества должны не просто делиться контентом и интересами, но также и действовать сообща, и становиться свидетелями общения. Уже есть много важных примеров проявления заботы в цифровых сообществах. Например, есть сообщества, которые собираются вместе, чтобы поддержать людей, переживающих болезнь, утрату и горе, или сообщества, которые посредством краудфандингом помогают тем, кто оказался в затруднительном положении, и те, которые оказывают социальную и психологическую поддержку своим членам. Все эти инициативы можно считать примерами «цифровой близости». Очень разные люди могут участвовать онлайн в «диалоге социального действия». Иногда они могут вдохновляться верой, а иногда и нет. Тем не менее, сообщества, которые формируются для того, чтобы действовать на благо других, являются ключом к преодолению изоляции в социальных медиа.
58) Мы можем мыслить еще шире: социальная медиа не высечены в камне. Мы можем их изменить. Мы можем стать источником перемен, представляя новые модели, основанные на доверии, прозрачности, равенстве и инклюзивности. Вместе мы можем призвать медиакомпании пересмотреть свою роль и позволить Интернету действительно стать публичным пространством. Хорошо структурированные общественные пространства могут способствовать лучшему социальному поведению. Поэтому мы должны перестраивать цифровые пространства, чтобы они становились более гуманной и здоровой средой.
Делиться пищей
59) Церковь, как община веры, находится в паломничестве к Царству Небесному. Поскольку социальные медиа и, говоря шире, цифровая реальность — это один из важнейших аспектов этого пути, важно задуматься о динамике общения и общины в связи с присутствием Церкви в цифровой среде.
В самые трудные моменты пандемии трансляции богослужений через социальные медиа и другие каналы связи приносили некоторое утешение тем, кто не мог участвовать в них лично. Однако нашим общинам еще есть над чем подумать относительно того, как использовать цифровую среду, чтобы она дополняла жизнь в таинствах. Богословские и пастырские вопросы поднимались в связи с различными аспектами: например, «коммерческой эксплуатацией» ретрансляций Святой Мессы.
60) Церковная община образуется там, где двое или трое собираются во имя Иисуса (ср. Мф 18, 20), независимо от происхождения, места жительства или географической принадлежности. Хотя, с одной стороны, мы можем признать, что через трансляции Месс Церковь вошла в дома людей, с другой стороны, необходимо задуматься о том, что означает «участие» в Евхаристии. [34] Развитие цифровой культуры и опыт пандемии показали, как мало внимания наши пастырские инициативы уделяют «домашней Церкви», той, что собирается дома и за столом. В связи с этим мы должны заново открыть для себя связь между литургией, совершаемой в наших храмах, и празднованием Господа через жесты, слова и молитвы в кругу семьи. Другими словами, мы должны восстановить мост между нашими семейными столами и алтарем, где мы духовно питаемся, принимая Святую Евхаристию, и утверждаемся в нашем общении веры.
61) Невозможно поделиться едой через экран. [35] Когда мы вместе участвуем в трапезе, задействованы все чувства: вкус и запах, взгляды, созерцающие лица других, разговор, происходящий за столом. Трапеза за общим столом — это первичный опыт внимания к другим, способствующий развитию отношений с членами семьи, соседями, друзьями и коллегами. Точно так же и у алтаря мы присутствуем всей своей личностью: задействованы наши разум, дух и тело. Литургия — это чувственное переживание; мы входим в евхаристическую тайну через двери чувств, которые пробуждаются и питаются в их потребности в красоте, смысле, гармонии, видении, взаимодействии и эмоциях. Евхаристия — это в первую очередь не то, на что мы можем «смотреть», а то, что нас по-настоящему питает.
62) Воплощение важно для христиан. Христос, Слово Божие, воплотился в теле, пострадал и умер телом, и затем воскрес в теле. После возвращения к Отцу всё, что Он пережил во плоти, перешло в таинства. [36] Он вошел в небесную славу, оставив открытым путь, через который небеса изливаются на нас.
63) Связь, преодолевающая пространство, — это не достижение «чудесных технологических открытий». Это то, что мы испытываем, даже не осознавая этого, всякий раз, когда мы «собираемся во имя Иисуса», всякий раз, когда мы участвуем во вселенском общении Тела Христова. Там мы соединяемся с небесным Иерусалимом, встречаемся со святыми всех времен и признаем друг друга как части единого Тела Христова.
Поэтому, как напоминает нам Папа Франциск в своем Послании по случаю Всемирного дня социальных коммуникаций 2019 года, социальные медиа дополняют, но не заменяют встречу во плоти, которая оживает через тело, сердце, глаза, взгляд и дыхание другого. «Если семья использует Интернет, чтобы оставаться на связи, чтобы потом встретиться за столом и посмотреть друг другу в глаза, то это ресурс. Если церковная община координирует свою деятельность через сеть, и затем вместе совершает Евхаристию, то это ресурс. […] Сама Церковь есть сеть, сотканная евхаристическим общением, где единство основано не на «лайках», а на истине, на «аминь», которым каждый прилепляется к Телу Христову, приветствуя других». [37]
IV. Особый стиль
Возлюби … и будешь жить (ср. Лк 10, 27–28)
Что и как: творчество любви
64) Многие создатели христианского контента задаются вопросом: какова наиболее эффективная стратегия, чтобы достичь как можно большего числа душ пользователей? Какой инструмент делает мой контент более привлекательным? Какой стиль работает лучше всего? Хотя эти вопросы полезны, мы должны всегда помнить, что общение — это не просто «стратегия». Это нечто гораздо большее. Настоящий коммуникатор отдает всё, отдает всего себя. Мы общаемся душой и телом, разумом, сердцем, руками, всем, что у нас есть. [38]
Делясь хлебом жизни, мы учимся тому, что значит делиться, у Того, Кто возлюбил нас и отдал Себя за нас (ср. Гал 2, 20). Это выражается в трех отношениях — «близости, сострадании и нежности», — которые Папа Франциск назвал признаками стиля Бога. [39] Сам Иисус на последней вечере сказал, что Его учеников будут узнавать по тому, что они будут любить друг друга так, как Он возлюбил их. По этому признаку каждый сможет узнать христианскую общину (ср. Ин 13, 34–35).
Как подражать этому «стилю» Бога в социальных медиа?
65) Прежде всего, мы должны помнить, что всё, чем мы делимся в наших постах, комментариях и лайках, устно или письменно, с помощью видео или анимированных изображений, должно соответствовать стилю, которому мы учимся у Христа, который передавал Свою весть не только словами, но и всем Своим образом жизни, показывая, что коммуникация, на самом глубоком уровне, — это отдача себя в любви. [40] Поэтому то, как мы говорим что-то, столь же важно, как и то, что мы говорим. Творчество состоит в том, чтобы убедиться, что как соответствует что. Другими словами, мы можем хорошо общаться только в том случае, если мы «хорошо любим». [41]
66) Чтобы сообщение было подлинным, мы должны сначала убедиться, что передаем правдивую информацию; и не только когда мы сами создаем контент, но и когда делимся им. Необходимо быть уверенными, что мы действительно являемся надежным источником. Чтобы нести добро, нужен качественный контент, послание, направленное на помощь, а не на причинение вреда, на поощрение позитивных действий, а не на трату времени на бесполезные дискуссии. Чтобы передавать красоту, мы должны убедиться, что передаем сообщение во всей его полноте, и это требует искусства созерцания — искусства, которое позволяет видеть реальность или событие во взаимосвязи с многими другими реалиями и событиями.
В контексте «постправды» и «фейковых новостей» Иисус Христос как «путь, истина и жизнь» (Ин 14, 6) представляет собой принцип нашего общения с Богом и друг с другом. [42] Как напомнил нам Папа Франциск в Послании по случаю Всемирного дня социальных коммуникации 2019 года, «обязанность защищать истину возникает из требования подлинности в общении. Истина открывается в общении. Ложь, с другой стороны — это эгоистичный отказ признать, что мы — члены одного тела; это отказ отдавать себя другим, что означает утрату единственной возможности найти себя». [43]
67) Поэтому второе, о чем следует помнить, это что сообщение вызывает больше доверия, если человек, передающий его, принадлежит к сообществу. Насущно необходимо действовать не только индивидуально, но и как сообщество. Социальные медиа способствуют индивидуальным инициативам в производстве контента, и это может быть как ценной возможностью, так и проблемой, когда индивидуальная деятельность происходит по прихоти и не отражает общую цель и точку зрения церковного сообщества. Отставить в сторону собственные планы и желание утверждать свои личные способности и навыки, чтобы обнаружить, что каждый из нас, со всеми нашими талантами и слабостями, является частью группы, — это дар, который позволяет нам сотрудничать друг с другом как «членам» одного тела. Мы призваны свидетельствовать о стиле общения, который укрепляет нашу принадлежность друг другу и оживляет то, что Святой Павел назвал «суставами», позволяющими членам тела действовать сообща (Кол 2, 19).
68) Наше творчество, следовательно, может быть только результатом общения: оно не столько плод великого индивидуального гения, сколько плод великой дружбы. Другими словами, это плод любви. Как христианские коммуникаторы, мы призваны свидетельствовать о стиле общения, основанном не только на личности, но и на способе построения сообщества и принадлежности. Лучший способ делиться контентом — объединять голоса тех, кто любит этот контент. Работать вместе как команда, давая место разным талантам, культурам, способностям и ритмам, чтобы совместно создавать красоту в «симфоническом творчестве» — вот действительно прекрасное свидетельство того, что мы поистине дети Божии, освобожденные от озабоченности самими собой и открытые для встреч с другими.
Говорить, рассказывая истории
69) Хорошие истории захватывают внимание и пробуждают воображение. Они показывают правду и делают ее привлекательной. Истории предлагают нам интерпретативную структуру для понимания мира и дают ответы на самые глубокие вопросы. Истории созидают общину, потому что община всегда строится на общении.
Сторителлинг приобрел новое значение в цифровой культуре благодаря уникальной способности историй привлекать наше внимание и говорить с нами напрямую; часто они также предлагают более полный контекст для общения, нежели краткие сообщения или твиты. Цифровая культура переполнена информацией, и ее платформы по большей части представляют собой хаотичную среду. Истории предлагают структуру, способ осмыслить цифровой опыт. Более «воплощенные», чем чистые аргументы, и более сложные, чем поверхностные и эмоциональные реакции, часто встречающиеся на цифровых платформах, истории помогают восстанавливать человеческие отношения, предлагая людям возможность рассказать свои истории или делиться историями, которые изменили их жизнь.
70) Хороший повод рассказать историю, — это ответить тем, кто сомневается в нашей вести или миссии. Создание контр-нарратива может быть более эффективным в качестве ответа на враждебный комментарий, чем аргументы. [44] Таким образом мы смещаем акцент с защиты на активное продвижение позитивного послания и развитие солидарности, как это сделал Иисус в притче о милосердном самарянине. Вместо того, чтобы спорить с законником о том, кого мы должны считать своим ближним, а кого можем игнорировать или даже ненавидеть, Иисус просто рассказал историю. Будучи искусным рассказчиком, Иисус предложил законнику занять место не самарянина, но раненого человека. Чтобы узнать, кто его ближний, он должен сначала понять, что он сам находится на месте раненого и что другой человек сжалился над ним. Только когда законник узнает об этом и испытает на себе заботу самарянина, он сможет сделать выводы о своей жизни и сделать эту историю своей собственной. Законник — это человек, попавший в руки разбойников, а самарянин, приблизившийся к нему, — это Иисус.
Каждый из нас, слушающих эту историю, — лежащий там раненый. И для каждого из нас самарянин — это Иисус. И если мы все еще спрашиваем «кто мой ближний?», то именно потому, что еще не испытали, что мы любимы и что наша жизнь связана со всеми другими жизнями.
71) С самого начала истории Церкви, пересказ истории того опыта, который первые ученики Иисуса пережили в его присутствии, привлекал других людей стать Его учениками. Деяния апостолов полны таких примеров: в частности, когда Петр, исполненный силы Святого Духа, проповедовал паломникам о Воскресении Христовом в Пятидесятницу, это привело к обращению трёх тысяч человек (ср. Деяния 2, 14–41). Это дает нам представление о том, как сильно наше повествование может повлиять на других. Разумеется, рассказывание историй и своего опыта — лишь один из элементов евангелизации. Не менее важно систематические объяснения веры посредством Символов веры и других доктринальных трудов.
Строить общину в раздробленном мире
72) Люди ищут кого-то, кто может указать путь и дать надежду; они жаждут нравственного и духовного руководства, но часто не находят его в традиционных местах. Сейчас стало обычным обращаться к «инфлюэнсерам», людям, которые собирают и удерживают большое число подписчиков, «последователей», приобретают известность и могут вдохновлять и мотивировать других своими идеями или опытом. Используя заимствованный из теории общественного мнения подход для маркетинга в социальных медиа, инфлюэнсеры достигают успеха благодаря способности выделиться на просторах сети, привлекая большое число подписчиков.
73) Само по себе «вирусное» действие — нейтрально, оно не оказывает автоматически положительного или отрицательного влияния на жизнь других людей. В этом отношении «социальные сети способны укреплять отношения и способствовать благу общества, но они также могут привести к дальнейшей поляризации и разделению между людьми и группами. Цифровая среда — это публичная площадка, место встречи, где можно вдохновить или оскорбить, где могут произойти как плодотворные дискуссии, так и несправедливые нападки» [45] .
74) Микро- и макроинфлюэнсеры
Мы все должны серьезно относиться к своему «влиянию». Существуют не только макроинфлюэнсеры с большой аудиторией, но и микроинфлюэнсеры. Каждый христианин обладает влиянием, пусть и скромным. Каждый христианин должен осознавать свое потенциальное влияние, независимо от того, сколько у него подписчиков. В то же время он должен осознавать, что ценность послания, передаваемого христианским «инфлюэнсером», зависит не от качеств посланника. Каждый ученик Христа имеет возможность установить связь не с собой, а с Царством Божьим, даже в самом узком кругу своих знакомых. «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян 16, 31).
Однако нужно признать, что наша ответственность возрастает по мере увеличения числа подписчиков. Чем больше у нас подписчиков, тем больше мы должны сознавать, что мы действуем не от своего имени. Ответственность за служение сообществу, особенно для тех, кто занимает в нем руководящие должности, не может стать второстепенной по отношению к продвижению личного мнения с общественных трибун цифровых СМИ. [46]
75) Рефлексировать, а не реагировать
Христианский стиль поведения должен быть рефлексивным, а не реактивным, в том числе в социальных медиа. Поэтому мы все должны быть осторожны, чтобы не попасть в цифровые ловушки контента, намеренно созданного, чтобы сеять конфликты между пользователями, провоцируя возмущение или эмоциональные реакции.
Мы должны быть осмотрительны при публикации или передаче контента, способного вызвать непонимание, усугубить разногласия, разжечь конфликты и углубить предрассудки. К сожалению, для общения онлайн характерна тенденция ввязываться в горячие, а иногда и неуважительные дискуссии. Мы все можем поддаться искушению искать «соринку в глазу» наших братьев и сестер (ср. Мф 7, 3), выдвигать публичные обвинения в социальных медиа, разжигать разногласия внутри церковной общины или спорить о том, кто из нас больше, как это делали первые ученики (ср. Лк 9, 46). Проблема полемических и поверхностных и, следовательно, провоцирующих разделения коммуникаций вызывает особую тревогу, когда они исходят от церковного руководства: епископов, пастырей и видных лидеров-мирян. Это не только вызывает раскол в общине, но также допускает и оправдывает аналогичный стиль общения со стороны других людей.
Когда мы сталкиваемся с подобным искушением, часто лучший вариант действий — не реагировать или реагировать молчанием, чтобы не придавать этой ложной динамике видимость достоинства. Такая динамика не конструктивна; наоборот, она причиняет большой вред. Поэтому христиане призваны показать другой путь.
76) Быть деятельными, быть синодальными
Социальные медиа дают возможность делиться историями и опытом красоты или страданий с теми, кто физически далек от нас. Таким образом мы можем вместе молиться и делать добро, заново открывая то, что нас объединяет. [47] Быть активным значит участвовать в проектах, влияющих на повседневную жизнь людей, в проектах, которые поддерживают человеческое достоинство и развитие, которые направлены на сокращение цифрового неравенства, содействуют доступу к информации и грамотности, развивают инициативы по управлению и краудфандингу в пользу бедных и маргинализированных людей, позволяют быть услышанными тем, кто не имеет голоса в обществе.
Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, носят глобальный характер и поэтому требуют глобальных совместных усилий. Поэтому необходимо безотлагательно учиться тому, как действовать сообща, а не по отдельности, быть не столько индивидуальными «инфлюэнсеры», сколько как «ремесленниками общения», объединяя наши таланты и способности, делясь знаниями и предложениями. [48]
Вот почему Иисус посылал учеников «по двое» (ср. Мк 6, 7), потому что, идя вместе [49], мы можем раскрыть, в том числе и в социальных медиа, синодальное лицо Церкви. В этом глубокий смысл общения, соединяющего крещеных по всему миру. Для христиан общение — это часть нашей «ДНК». Таким образом, Святой Дух позволяет нам открыть свои сердца для других и принять свою принадлежность к вселенскому братству.
Знак свидетельства
77) Наше присутствие в социальных медиа обычно сосредоточено на распространении информации. В этом отношении то, как мы предлагаем идеи, учение, мысли, духовные размышления и тому подобные темы в социальных медиа, должно быть верным христианской традиции. Но этого недостаточно. Помимо способности доносить до других интересные религиозные материалы, мы, христиане, должны быть известны своей готовностью слушать, различать, прежде чем действовать, относиться ко всем людям с уважением, спрашивать, а не судить, уметь промолчать, а не спорить, быть «скорыми на слушание, медленными на слова, медленными на гнев» (Иак 1, 19). Иначе говоря, и наши слова, и наши дела должны нести на себе знак свидетельства. Мы присутствуем в социальных медиа не для того, чтобы «продавать продукт». Речь идет не о рекламе, а о сообщении жизни, данной нам во Христе. Поэтому каждый христианин должен следить за собой, чтобы не заниматься прозелитизмом, но свидетельствовать.
78) Что значит быть свидетелем? В греческом языке слово «свидетель» означает также «мученик», и можно с уверенностью сказать, что многие наиболее выдающиеся «христианские инфлюэнсеры» были мучениками. Привлекательность мучеников в том, что они показывают свое единство с Богом через жертву собственной жизни. [50] «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?» (1 Кор 6:19). Тела мучеников — это инструмент для откровения любви Божией.
Хотя мученичество является высшим знаком христианского свидетельства, каждый христианин призван к самопожертвованию: христианская жизнь — это призвание, которое поглощает само наше существование, когда мы предлагаем себя, свои тело и душу, чтобы стать пространством для сообщения любви Божией, знаком, указывающим на Сына Божия.
В этом смысле мы лучше понимаем слова Иоанна Крестителя, первого среди свидетелей Христа: «Ему дóлжно расти, а мне умаляться» (Ин 3, 30). Подобно Предтече, призывавшему своих учеников следовать за Христом, мы тоже ищем последователей не для себя, а для Христа. Мы можем распространять Евангелие, только созидая общение, объединяющее нас во Христе. Мы делаем это, следуя примеру Иисуса в том, как строить отношения с другими.
79) Привлекательная сила веры достигает людей именно там, где они находятся, и таких, какие они есть, здесь и сейчас. Иисус, неизвестный плотник из Назарета, быстро завоевал популярность по всей Галилее. С состраданием глядя на народ, который был как овцы без пастуха, Иисус возвещал Царство Божие, исцеляя больных и уча народ. Чтобы добиться максимального «охвата», он часто обращался к толпе народа с горы или с лодки. Чтобы стимулировать «вовлеченность», он избрал двенадцать человек, которым объяснил всё. Но затем внезапно, на пике своего «успеха», он удалялся от всех, чтобы быть наедине с Отцом. И Своих учеников Он просил делать то же самое: когда они рассказали Ему об успехе своей миссии, Он велел им уединиться, чтобы отдохнуть и помолиться. И когда ученики спорили о том, кто из них больше, Он возвестил им о Своих грядущих страданиях на кресте. Его целью — как это стало понятно лишь потом — было не умножение аудитории, а откровение любви Отца, чтобы люди, все люди, имели жизнь и имели ее с избытком (ср. Ин 10, 10).
Следуя по стопам Иисуса, мы также должны сделать своим приоритетом сохранение достаточного пространства для личного общения с Отцом и оставаться в контакте со Святым Духом, который всегда будет напоминать нам, что на Кресте всё перевернулось. В момент величайшего проявления славы Божией не было никаких «лайков» и почти никаких «последователей»! Любое человеческое измерение «успеха» становится относительным в свете логики Евангелия.
80) Таково наше свидетельство: указывать своими словами и своей жизнью на то, что сделал некто другой. [51] В этом и только в этом смысле мы можем быть свидетелями — и даже посланниками — Христа и Его Духа. Это также включает в себя и наше присутствие в социальных медиа. Вера — это прежде всего свидетельство о радости, которую дает нам Господь. И эта радость всегда сияет на фоне благодарного воспоминания. Дать другим отчет в нашем уповании и сделать это с кротостью и благоговением (ср. 1 Пет 3, 15) — это знак благодарности. Это ответ того, кто из благодарности становится послушным Духу и, следовательно, свободным. Так произошло и с Марией, которая сама того не желая и не добиваясь, стала самой влиятельной женщиной в истории. [52] Это ответ того, кто по благодати смирения не ставит себя на первое место, и тем самым помогает другим встретить Христа, сказавшего: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11,29).
Следуя логике Евангелия, нам нужно лишь поставить вопрос, пробудить поиск. Остальное — таинственная работа Бога.
81) Как мы увидели, мы странствуем по «цифровым дорогам» вместе с друзьями и совершенно незнакомыми людьми, пытаясь на пути избежать множества ловушек, и встречая раненых на обочине дороги. Иногда эти раненые — другие люди, а иногда ранеными оказываемся мы сами. Когда это происходит, мы останавливаемся, и через жизнь, которую мы обрели в таинствах и которая действует в нас, это осознание становится встречей: из знаков или изображений на экране раненый приобретает очертания ближнего, брата или сестры, и, в конечном итоге, самогó Господа, Который сказал: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф 25, 40). И если иногда раненые — это мы сами, то самарянин, склоняющийся над нами с состраданием, — это сам Господь, ставший нашим ближним, склонившийся над страждущим человечеством, чтобы исцелить наши раны. В обоих случаях то, что, возможно, началось как случайная встреча или рассеянное присутствие на социальных платформах, становится присутствием людей друг для друга во встрече, наполненной милосердием. Это милосердие позволяет нам вкусить, уже сейчас, Царство Божие, и то общение, которое берет свое начало в Пресвятой Троице, истинной «земле обетованной».
82) Быть может тогда, благодаря нашему исполненному любви и искренности присутствию в этом цифровом пространстве человеческой жизни, откроется путь к тому, чего жаждали святые Иоанн и Павел в своих посланиях: чтобы каждый раненый человек лично, лицом к лицу встретился с Телом Господним, Церковью, и чтобы в этой личной, сердечной встрече его и наши раны могли быть исцелены и «радость наша была полна» (2 Ин 12).
Пусть образ Доброго Самаритянина, который перевязал раны страдающего человека, возливая на них масло и вино, станет для нас примером на нашем пути. Пусть наше общение станет благовонным бальзамом, облегчающим боль, и добрым вином, радующим сердце. И пусть свет, который мы несем другим, будет исходить не от косметики или спецэффектов, а от того, что мы — любящие и милосердные «ближние» тем, кто ранен и оставлен на обочине дороги. [53]
Ватикан, 28 мая 2023 г., в Торжество Пятидесятницы
Паоло Руффини
Префект
Лусио А. Руис
Секретарь
[1] Синод епископов, Итоговый документ Предсинодальной встречи по подготовке к XV Очередному Генеральной ассамблеи, «Молодежь, вера и распознавание призваний», Рим, 19–24 марта 2018 г., 4.
[2] Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI по случаю XLIII Всемирного дня социальных коммуникаций: «Новые технологии, новые отношения. Продвигайте культуру уважения, диалога и дружбы» (24 мая 2009 г.). Документ Aetatis novae уже в 1992 г. упоминает цифровые технологии, а последующие документы 2002 г. «Этика в Интернете» и «Церковь и Интернет» более подробно фокусируются на культурном влиянии Интернета. Наконец, Апостольское послание св. Иоанна Павла II «Стремительное развитие» 2005 г., адресованное ответственным за коммуникацию, предлагает размышления о проблемах, поднятых социальной коммуникацией. Помимо документов, непосредственно посвященных теме социальных коммуникаций, в последние десятилетия также появились и другие авторитетные документы, где этой теме посвящены некоторые части (см., например, Verbum Domini, n. 113; Evangelii gaudium, nn. 62, 70, 87; Laudato si’, nn. 47, 102–114; Gaudete et exsultate, n. 115; Christus vivit, nn. 86–90, 104–106; Fratelli tutti, nn. 42-50).
[3] Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI по случаю XLVII Всемирного дня социальных коммуникаций: «Социальные сети: врата истины и веры; новые пространства для евангелизации» (24 января 2013 г.).
[4] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю LIII Всемирного дня социальных коммуникаций: «Мы члены друг другу» (Еф 4, 25). От сообществ в социальных сетях к человеческому сообществу» (24 января 2019 г.).
[5] Ватикан открыл свой первый канал на YouTube в 2008 году. С 2012 года Святейший Отец представлен в Twitter, а с 2016 года — в Instagram [*Социальная сеть, запрещенная на территории РФ]. Одновременно цифровое присутствие Папы стало одним из методов его пастырской деятельности, начиная с видеообращений в середине 2000-х годов и заканчивая видеоконференциями в прямом эфире, такими как встреча 2017 года с астронавтами на Международной космической станции. Видеообращение Папы в 2017 году во время Суперкубка в США и его выступления на конференциях TED в 2017 и 2020 годах — лишь два примера пастырского присутствия Папы с помощью цифровых технологий.
[6] Прямая трансляция Statio Orbis 27 марта 2020 года привлекла около 6 миллионов зрителей на YouTube-канале Vatican News и 10 миллионов на Facebook [Социальная сеть, запрещенная на территории РФ]. Эти цифры не включают последующие просмотры записи мероприятия или просмотры через другие медиаканалы. В тот же вечер, когда состоялось мероприятие, к @Franciscus в Instagram [Социальная сеть, запрещенная на территории РФ] присоединились 200 000 новых подписчиков, а публикации от 27 марта 2020 года остаются одними из самых активных в истории аккаунта.
[7] Среди множества евангельских образов, которые могли быть выбраны в качестве вдохновения для этого текста, была выбрана притча о добром самаритянине, которая для Папы Франциска представляет собой «притчу о коммуникаторе». См. Послание Святейшего Отца Франциска по случаю XLVIII Всемирного дня социальных коммуникаций «Коммуникация на службе подлинной культуры общения» (24 января 2014 г.).
[8] Например: кто определяет источники, на основе которых происходит обучение искусственного интеллекта? Кто финансирует эти новые источники общественного мнения? Как мы можем гарантировать, что разработчики алгоритмов руководствуются этическими принципами и помогают распространять новое осознание и критическое мышление во всем мире, чтобы минимизировать недостатки новых информационных платформ? Новая медиаграмотность должна включать в себя навыки, позволяющие не только критически и эффективно управлять информацией, но и распознавать применение технологий, все больше сужающих разрыв между человеком и не-человеком.
[9] Ср. Fratelli tutti, n. 30; Evangelii gaudium, n. 220; см. также «Документ о человеческом братстве во имя мира во всем мире и сосуществования» (4 февраля 2019 г.): «Мы обращаемся (…) работникам медиа (…) в любой части мира, чтобы они заново открыли для себя ценности мира, справедливости, блага, красоты, человеческого братства и общежития для подтверждения важности таковых ценностей как якорей спасения для всех, и способствовали их распространению повсюду».
[10] «Некоторые люди предпочитают не искать, не вопрошать и жить своим благополучием и утешением глухи к крику боли страдающего человечества. Почти не осознавая этого, мы стали неспособны сострадать другим, их трагедиям, мы не заинтересованы в заботе о них, как если бы то, что с ними происходит, было чуждой нам ответственностью, которая нам не принадлежит». Послание Святейшего Отца Франциска к празднованию XLIX Всемирного дня мира «Победи равнодушие и стяжай мир» (1 января 2016 г.); Evangelii gaudium, n. 54.
[11] Там же.
[12] Ср. Fratelli tutti, n. 67.
[13] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю LVI Всемирного дня социальных коммуникаций «Слушать ушами сердца» (24 января 2022 г.).
[14] Fratelli tutti, n. 63.
[15] «Молчание — это драгоценное благо, дарованное нам, чтобы мы могли с должной проницательностью относиться к побуждениям и ответам, которые мы получаем, именно для того, чтобы распознать действительно важные вопросы и сосредоточиться на них». Послание Святейшего Отца Бенедикта XVI по случаю XLVI Всемирного дня социальных коммуникаций «Молчание и слово: путь евангелизации» (24 января 2012 г.).
[16] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю 48-го Всемирного дня социальных коммуникаций: «Коммуникация на службе подлинной культуры общения» (24 января 2014 г.).
[17] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю Всемирного дня социальных коммуникаций LVI «Слушать ушами сердца» (24 января 2022 г.); Evangelii gaudium, n. 171.
[18] «Первый навык слушания, который следует заново открыть для себя в поисках подлинного общения, — это умение слушать себя, свои истинные потребности, заложенные глубоко внутри каждого человека. Мы можем начать заново, только если прислушаемся к тому, что делает нас неповторимыми среди всех творений: желанию быть в отношениях с другими и с Другим». Послание Святейшего Отца Франциска по случаю LVI Всемирного дня социальных коммуникаций «Слушать ушами сердца» (24 января 2022 г.).
[19] Verbum Domini, nn. 86-87.
[20] Laudato si’, n. 47.
[21] См. Laudato si’, n. 66.
[22] Communio et Progressio, n. 12.
[23] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю LIII Всемирного дня социальных коммуникаций: «Все мы части одного тела» (ср. Эф 4, 25). От сообществ в социальных сетях к человеческой общине» (24 января 2019 г.).
[24] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю 48-го Всемирного дня социальных коммуникаций: «Коммуникации на службе подлинной культуры общения» (24 января 2014 г.).
[25] См. Fratelli tutti, n. 49.
[26] Там же, n. 69.
[27] См. Послание Святейшего Отца Франциска по случаю 48-го Всемирного дня социальных коммуникаций «Коммуникации на службе подлинной культуры общения» (24 января 2014 г.).
[28] Fratelli tutti, n.77.
[29] Папа Франциск, «Ангелус», 10 июля 2016 г.
[30] См. Gaudete et exsultate, n. 115.
[31] В связи с темой поляризации и ее связи с достижением консенсуса см., в частности, Fratelli tutti, nn. 206–214.
[32] См. Выступление по случаю форума «Экономика Франциска» (24 сентября 2022 г.).
[33] На следующий день он вынул два динария и дал их трактирщику, сказав: «Позаботься о нем; если потратите больше, то отдам вам, когда возвращусь» (Лк 10, 35).
[34] Опрос, проведенный в США Исследовательским центром Барна в 2020 году, показал, что, хотя почти половина людей, считающих себя «прихожанами», заявили, что они «не посещали церковные богослужения ни лично, ни в цифровой форме» в течение шести месяцев, но при этом утверждали, что «смотрели онлайн-богослужение» в течение того же периода. Таким образом, можно «смотреть» богослужение, но не считать себя его участником.
[35] Кажется, что в виртуальной реальности существуют искусственные заменители почти всего; мы можем обмениваться любой информацией в цифровом формате, но поделиться едой кажется невозможным даже в метавселенной.
[36] См. Desiderio Desideravi, n. 9, цитируя Льва Великого, Sermo LXXIV: De ascensione Domini II, 1: «quod… Redemptoris nostri conspicuum fuit, in Sacramenta Transivit».
[37] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю LIII Всемирного дня социальных коммуникаций: «Все мы части одного тела» (ср. Эф 4, 25). От сообществ в социальных сетях к человеческой общине» (24 января 2019 г.). Было бы полезно рассмотреть другие благочестивые практики, такие как Литургия часов или Lectio divina, более уместные для распространения в Интернете, чем Святая Месса.
[38] См. Речь Святейшего Отца Франциска на пленарном заседании Дикастерии по коммуникациям, 23 сентября 2019 г.
[39] Папа Франциск неоднократно говорил о стиле Бога как «близости, сострадании и нежности».
[40] Communio et Progressio, n. 11.
[41] «Достаточно хорошо любить, чтобы говорить хорошо» (св. Франциск Сальский). См. Послание Святейшего Отца Франциска по случаю LVII Всемирного дня социальных коммуникаций: «Говорить сердцем «правду с любовью» (Эф 4, 15)» (24 января 2023 г.).
[42] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю LII Всемирного дня связи: «Истина освободит вас (Ин 8, 32). Фейковые новости и мирная журналистика» (24 января 2018 г.).
[43] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю LIII Всемирного дня социальных коммуникаций: «Все мы части одного тела» (ср. Эф 4, 25). От сообществ в социальных сетях к человеческой общине» (24 января 2019 г.).
[44] Важно, чтобы в случае появления ложной информации она была исправлена уважительно и своевременно. «С фейковыми новостями нужно бороться, но всегда нужно проявлять уважение к людям, которые не виновны и не отвечают за то, что верят им». Речь Святейшего Отца Франциска перед участниками встречи, организованной Международным консорциумом католических СМИ, 28 января 2022 года.
[45] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю Всемирного дня социальных коммуникаций «Общение и милосердие: плодотворная встреча» (24 января 2016 г.).
[46] Это касается и подготовки священников. Как мы читаем в Ratio Fundamentalis Institutionis Sacerdotalis (n. 97), «будущие пастыри не должны чуждаться этого пространства [социальных сетей], которое благоприятно как для их формации, так и для их будущего служения» (n. 97). «Следует соблюдать осмотрительность ввиду неизбежного риска, который влечет за собой посещение цифровой реальности, включая различные формы зависимости» (n. 99). На эту тему см. также Обращение Святейшего Отца Франциска к семинаристам и священникам, обучающимся в Риме (24 октября 2022 г.).
[47] См. Послание Святейшего Отца Франциска по случаю LIII Всемирного дня социальных коммуникаций: «Все мы части одного тела» (ср. Еф 4, 25). От сообществ в социальных сетях к человеческой общине» (24 января 2019 г.).
[48] Поэтому было бы полезно для отдельных инициатив в социальных сетях, особенно исходящих от монашествующих и духовенства, найти способ расширить общение в Церкви. Для христианского сообщества также может быть полезно обратиться к «инфлюэнсерам», которые находятся на периферии нашей церковной среды.
[49] Быть синодальным (от syn-odòs) означает идти одним путем, идти вместе, совместно двигаться вперед.
[50] Это уже было описано древними отцами. Тертуллиан, например, говорил о привлекательности мученичества. В своем «Апологетике» он объясняет, что преследования не только несправедливы, но и бесполезны: «Никакая изысканная жестокость ваша не приносит вам успеха; она скорее располагает к секте нашей. Чем более вы истребляете нас, тем более мы умножаемся; кровь христиан есть семя новой жизни. (…) Самое упрямство, за которое вы осуждаете, есть учительница. Ибо кто, видя его, не постарается поразмыслить, в чем тут дело. Кто не приходит к нам, лишь только поразмыслит?». Тертуллиан, Апологетик, гл. 50 (цит. перевод: Творения Кв. Септ. Флор. Тертуллиана. Часть 1. Апологетические сочинения Тертуллиана. Киев: Тип. Акц. Об-ва «Петр Барский, в Киеве». 1910.).
[51] Этот абзац частично был вдохновлен Посланием обществам папских миссий от 21 мая 2020 года.
[52] Апостольское путешествие в Панаму: бдение с молодежью (Кампо Сан-Хуан Пабло II – Парк Метро, 26 января 2019 г.).
[53] Послание Святейшего Отца Франциска по случаю 48-го Всемирного дня социальных коммуникаций: «Коммуникация на службе подлинной культуры общения» (24 января 2014 г.).
Авторские права © Дикастерия по коммуникациям – Издательство Ватикана