Motu proprio Папы Франциска “Antiquum ministerium” об учреждении служения катехизатора

ПАПА РИМСКИЙ

ФРАНЦИСК

АПОСТОЛЬСКОЕ ПОСЛАНИЕ В ФОРМЕ «MOTU PROPRIO»

ANTIQUUM MINISTERIUM

Об учреждении служения катехизатора

1. Служение катехизатора в Церкви является очень древним. Богословы сходятся во мнении, что первые примеры такого служения можно найти уже в Новом Завете. Задание преподавания веры в своей первоначальной форме берет начало от «учителей», о которых упоминает Апостол в послании к Коринфянам: «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, иным дал силы чудодейственные, также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки. Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи? Ревнуйте о дарах бо́льших, и я покажу вам путь еще превосходнейший» (1 Кор 12, 28-31).

Более того, апостол Лука начинает своё Евангелие с такого утверждения: «…рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил, чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен» (Лк 1, 3-4).  Кажется, евангелист вполне осознаёт, что написанное им станет особенной формой научения, которое поможет укрепить в вере тех, кто уже получил Крещение. Апостол Павел возвращается к этому вопросу, обращаясь к Галатам: «Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим» (Гал 6,6). Как можно заметить, в этих словах заключается ещё один фундаментальный аспект: общинность жизни, свидетельствующая о плодотворности полученной катехизации.

2. Начиная с самых истоков, внутри христианской общины развивались различные формы служений, через которые многие мужчины и женщины, подчиняясь действию Святого Духа, посвящали свою жизнь построению Церкви. Дары, которые Святой Дух постоянно ниспосылает крещенным, в определённый момент приняли видимую и осязаемую форму прямого служения христианской общине во всех его многочисленных проявлениях, и такое служение будет впоследствии признано диаконией, необходимой для общины. Апостол Павел обосновывает это таким образом: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор 12, 4-11).

Внутри огромной традиции Нового Завета, связанной с духовными дарами, можно отметить присутствие верующих, которые исполняют особенное служение, передавая учение апостолов и евангелистов наиболее органично, постоянно и в различных жизненных обстоятельствах. (ср. II Ватиканский Собор, Догм. конст. Dei Verbum, 8). Церковь захотела признать это служение как конкретное выражение личного дара, значительно способствующего её миссии евангелизации. Взгляд на жизнь первых христианских общин, которые активно занимались распространением Благой Вести, даже сегодня оказывается полезным для Церкви, позволяя найти способы, с помощью которых она может оставаться верной Слову Божьему в стремлении к тому, чтобы Благая весть смогла достичь каждого.

3. Вся история евангелизации на протяжении этих двух тысячелетий ясно показывает, насколько действенной была миссия катехизаторов. Епископы, священники и диаконы, вместе со множеством мужчин и женщин посвящённой Богу жизни, неустанно занимались катехизацией, чтобы вера смогла стать твёрдой опорой личного существования для каждого человека.  Кроме этого, некоторые из них собрали вокруг себя братьев и сестёр, которые, через разделение одного и того же Дара, основали целые религиозные конгрегации, чьим основным служением является катехизация.

Нельзя забывать и о многочисленных мирянах, которые напрямую участвовали в распространении Евангелия через передачу катехизации. Мужчины и женщины, движимые большой верой, стали истинными свидетелями святости, а в отдельных случаях и основателями местных Церквей, отдавая порой ради этой миссии свои собственные жизни. И в наши дни, множество талантливых и неутомимых катехизаторов возглавляют общины в различных регионах и исполняют важнейшую миссию передачи и углубления веры. Длинный ряд катехизаторов, ставших блаженными, святыми и мучениками, обозначил эту миссию Церкви, которая должна быть признана особенным образом, потому что представляет собой живительный источник не только для катехизиса, но и для всей истории христианской духовности.

4. Начиная со Второго ватиканского собора, Церковь наиболее полно осознала значимость участия мирян в деле евангелизации. Отцы Собора неоднократно указывали, насколько необходимым для «plantatio Ecclesiae» и развития христианской общины является прямое вовлечение мирян в различные виды деятельности, через которые может проявиться их духовный дар. «Достойны всяческой похвалы и катехизаторы, обретшие огромные заслуги в миссионерском деле среди язычников. Эти мужчины и женщины, движимые апостольским духом, благодаря своему огромному труду внесли незаменимый вклад в распространение веры и расширение Церкви. В наше время, когда священнослужителей зачастую не хватает для евангелизации огромного числа верующих и для пастырского служения, задача катехизатора становится одной из первоочередных (II Ватиканский Собор, Декр. Ad gentes, 17).

Наряду с наставлениями Собора необходимо вспомнить о постоянном интересе к этому вопросу Понтификов, Синода епископов, Конференций епископов и отдельных пастырей, что в течение последних десятилетий привело к значительному обновлению катехизации. Катехизис католической Церкви, апостольское увещевание Catechesi tradendae, два последовательных Общих руководства по катехизации, недавнее Руководство по катехизации, вместе со множеством национальных, региональных и епархиальных Катехизисов, являются выражением центральной значимости катехистической деятельности, ставящей на первое месту религиозное образование и постоянное воспитание верующих.

5. Ничуть не умаляя личную роль Епископа как первейшего катехизатора своей Епархии вместе с пресвитерием, с которыми он разделяет своюпастырскую заботу, а также особую ответственность родителей за христианское воспитание своих детей (ср. ККП, кан. 774 §2; ККВЦ, кан. 618), необходимо признать присутствие мирян, мужчин и женщин, которые в силу собственного крещения чувствуют себя призванными сотрудничать в служении катехизации (ср. ККП, кан. 225; ККВЦ, канн. 401 e 406). Их присутствие становится ещё более необходимым в наши дни, при обновлённом признании потребности в евангелизации современного мира (ср. Ап. Обращ. Evangelii gaudium, 163-168),  в условиях глобализации культуры (ср. Энциклика Все братья, 100.138), требующей настоящей встречи с молодыми поколениями. Нельзя забывать о потребности в методах и творческих инструментах, которые приведут распространение Благой вести в соответствие с той миссионерской трансформацией, которую Церковь переживает в настоящее время. Верность прошлому и ответственность за настоящее являются необходимыми условиями, чтобы Церковь могла осуществлять свою миссию в мире.

Пробуждение личного энтузиазма каждого крещёного и оживление осознания личного призвания к собственной миссии в общине требует внимания к голосу Духа, чьё плодотворное присутствие никогда не покидает Церковь (ср. ККП, кан. 774 §1; ККВЦ, кан. 617). Дух и сегодня призывает мужчин и женщин к пути, по которому они шли бы навстречу многим, ожидающим познания красоты, добра и истины христианской веры. Задачей пастырей является поддержание этого пути и обогащение жизни христианской общины через признание служения мирян, способных внести свой вклад в трансформацию общества посредством «проникновении христианских ценностей в общественные, политические и экономические сферы.» (Evangelii gaudium, 102).

6. Апостольство мирян обладает безусловной секулярной ценностью, поскольку стремится «искать царства Божьего, ведя мирские дела и устрояя их по Богу» (Второй Ватиканский Собор, Догм. Конст.  Lumen Gentium, 31). Их повседневная жизнь проникнута семейными и общественными взаимоотношениями, что позволяет удостовериться, насколько они «особо призваны к тому, чтобы обеспечивать присутствие Церкви и её действенность в тех местах и при таких обстоятельствах, когда только благодаря им она может стать солью земли» (Lumen Gentium, 33). Полезно вспомнить, впрочем, что, помимо такого апостольства, «миряне могут быть по-разному призваны к более тесному сотрудничеству с апостольством Иерархии по примеру тех мужей и жён, которые помогали апостолу Павлу в благовествовании и много потрудились в Господе» (Lumen Gentium, 33).

Особенная роль катехизатора становится яснее в связи с другими служениями, присущими христианской общине. В первую очередь, катехизатор призван выражать свои пастырские способности посредством передачи веры, которая находит своё выражение на различных этапах: от первого возвещения , приводящего к керигме, до воспитания, позволяющего осознать новую жизнь во Христе и приготовиться к Таинствам христианского посвящения, вплоть до постоянного воспитания, позволяющего каждому крещёному быть  «всегда готовым всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет 3,15). Катехизатор является одновременно свидетелем веры, наставником и тайноводителем, проводником и педагогом, научающим от имени Церкви. Такая личность со всей присущей ей ответственностью может гармонично сформироваться только путём молитвы, углубления собственной веры и прямого участия в жизни общины (ср. Папский Совет по содействию Новой Евангелизации, Руководство по катехизации, 113).

7. Святой Павел VI опубликовал своё дальновидное апостольское послание Ministeria quaedam в желании не только адаптировать к изменившимся условиям современности служение чтеца и аколита (ср. Ап. Посл. Spiritus Domini), но и побудить  Конференции епископов  содействовать развитию других служений, в том числе служения катехизатора: «Помимо этих общих служений латинской Церкви, ничто не препятствует тому, чтобы Епископские Конференции просили Апостольский Престол об учреждении иных видов, если по ряду причин наличие таковых будет сочтено необходимым или весьма полезным в своем регионе. К подобного рода служениям относятся, к примеру, служения остиариев (облатов), экзорцистов и катехизаторов».  То же настойчиво звучит и в Апостольском увещевании Evangelii nuntiandi , когда, говоря о необходимости уметь замечать потребности христианской общины, в то же время верно следуя истокам, Павел VI призывает найти новые формы служения для обновлённой пастырской деятельности: «Эти виды служения, кажущиеся новыми, очень связаны с опытом, пережитым Церковью на протяжении всего ее существования. Например, катехизаторы (…) ценны для «укоренения» (plantatio), жизни и роста Церкви и для способности ее распространения в ближайшем окружении и в более отдаленных сферах общества.» (Св. Павел VI, Апост. Увещ. Evangelii nuntiandi, 73).

Следовательно, нельзя отрицать, что «укрепилось сознание идентичности и миссии мирян в Церкви. В делах благотворительности, катехизации и распространения веры мы можем рассчитывать на помощь множества мирян (хотя их все равно недостаточно), с прочно укоренившимся чувством общины и великой верностью задачам милосердия, катехизации и празднования веры» (Evangelii gaudium, 102). Из этого следует, что принятие мирянского служения, такого как служение катехизатора, подчеркивает исполнение миссионерской задачи, свойственной каждому крещенному, которая должна осуществляться полностью по-мирянски, без малейшего выражения клерикализации. 

8. Это служение имеет огромную ценность в призвании, а значит, требует должного распознания со стороны Епископа и выражено в особом Чине поставления. Оно представляет собой постоянное служение в поместной Церкви, в соответствии с пастырской потребностью, определённой местным ординарием, и осуществляемое свойственным мирянам образом, как того требует сама природа служений. Желательно, чтобы к поставленному служению катехизатора призывались мужчины и женщины глубокой веры и человеческой зрелости, активно участвующие6 в жизни христианской общины, были бы способны к принятию, щедрости и жизни в братском общении, получили бы необходимое образование в области библеистики, богословия, пастырства и педагогики, чтобы быть внимательными  и ответственными провозвестниками истин веры, и чтобы у них уже имелся изначальный опыт катехизации (ср. II Ватиканский собор, декрет Christus Dominus, 14; ККП, кан. 231 §1; ККВЦ, кан. 409 §1). Необходимо, чтобы они были верными сотрудникамиу пресвитеров и диаконов, и, расположенные осуществлять служение там, где это потребуется, движимые настоящим апостольским энтузиазмом.

Поэтому, тщательно взвесив все аспекты, своей апостольской властью

учреждаю
служение мирян Катехизаторов

Конгрегация богослужения и дисциплины таинств в течение короткого времени опубликует Чин поставления мирян на служение Катехизатора.

9. Таким образом, я приглашаю Конференции епископов внедрить и реализовать служение катехизатора, определив необходимый путь обучения и нормативные критерии для кандидата, а также найти наиболее подходящие формы для этого служения, которое катехизаторы будут призваны нести в соответствии с указанными в этом Апостольском послании нормами.

10. Синоды восточных церквей или Ассамблеи Иерархов смогут принять вышеизложенное для своих Церквей sui juris, опираясь на собственное отдельное право.

11. Пастыри пусть непрестанно повторяют для себя призыв Отцов собора, напоминающих им, что они «что они поставлены Христом не для того, чтобы им одним взять на себя всю миссию Церкви, спасительную для мира: их высокая обязанность заключается в том, чтобы так пасти верных и так признавать их служения и благодатные дары, дабы все они по-своему и вместе с тем единодушно сотрудничали в общем деле» (Lumen Gentium, 30).  Пусть распознавание даров, которые Святой Дух постоянно щедро ниспосылает своей Церкви, станет для них необходимой опорой, чтобы реализовать служение катехизатора ради роста их общин.

Постановляю, чтобы то, что утверждено этим Апостольским посланием в форме Motu proprio, было приведено в исполнение во всей полноте, несмотря на любые возражения, даже заслуживающие особого упоминания, и чтобы данное Motu proprio было обнародовано посредством публикации в Osservatore Romano, вступив в силу в тот же день, а также опубликовано в официальном комментарии Acta Apostolicae Sedis.

Дано в Риме, у Святого Иоанна на Латеране, 10 мая 2021 года, в день литургической памяти Святого Иоанна Авильского, священника и Учителя Церкви, в девятый год моего понтификата.

Франциск

Edit