Декрет о некоторых вопросах катехизации и христианском посвящении взрослых

ДЕКРЕТ

о некоторых вопросах катехизации и христианском посвящении взрослых

Настоящим, согласно кан. 775 §1 ККП, устанавливаю нормы и правила, касающиеся проведения катехизации во всех приходах и общинах Архиепархии Божией Матери в Москве, в частности нормы христианского посвящения взрослых, и в соответствии с Чином христианского посвящения взрослых, учреждаю в Архиепархии Божией Матери в Москве Катехуменат.

1.    Все катехизаторы осуществляют своё служение на основании канонической миссии, получаемой ежегодно от Епископа на основании просьбы настоятеля и рекомендации Катехетической комиссии Архиепархии. Просьбы представляются в Катехетическую комиссию не позднее 15 сентября каждого года.

2.    Катехизация взрослых и детей, основанная на преподании учения и опыта христианской жизни, не может ограничиваться подготовкой к Таинствам христианского посвящения, но должна быть направлена на укрепление, просвещение и развитие веры всех категорий прихожан.

3.    Вся пастырская работа с несовершеннолетними лицами требует обязательного письменного согласия, по крайней мере, одного из родителей. В случае, если речь идёт о родителях, не являющихся католиками, настоятель прихода, прежде чем начать подготовку несовершеннолетних к таинствам христианского посвящения, кроме согласия родителей, должен также письменно проконсультироваться с Епископом. При этом особые нормы катехизации детей устанавливаются отдельным декретом.

4.    Последующие нормы и правила определяют порядок христианского посвящения взрослых. К Таинствам христианского посвящения относятся Крещение, Евхаристия, преподаваемая как Первое Причастие, и Миропомазание. Настоящие нормы распространяются на все случаи подготовки и допущения к этим таинствам, предполагающие предварительную катехизацию.

5.    Преподание Таинств христианского посвящения совершается по текстам «Чина христианского посвящения взрослых» (Москва, Издательство Францисканцев, 2002) (далее — Чин) и с соблюдением степеней и этапов, описанных в данном Чине. В данном Декрете, принимая во внимание кан. 97 ККП, в соответствии с Чином, под взрослыми понимаются совершеннолетние и несовершеннолетние лица, достигшие возраста 14 лет.

6.    Общим для всей Архиепархии временем преподания Таинств христианского посвящения взрослым является Навечерие Пасхи.

При возникновении действительно серьёзной пастырской необходимости настоятель прихода каждый раз может обратиться к Архиепископу за разрешением назначить дополнительный день совершения Таинств христианского посвящения. При этом, в соответствии с Чином, примерно за шесть недель до Крещения должен быть совершён обряд избрания, а затем и следующие по Чину обряды периода очищения и просвещения.

7.    Таинства христианского посвящения преподаются в собственном приходе крещаемого или в ином приходе, по указанию Архиепископа, если он решил преподать их лично. Пастырская забота о подготовке к Таинствам христианского посвящения лежит, в первую очередь, на настоятеле прихода, а по его поручению и под его контролем — на викариях, катехизаторах или церковных движениях и общинах, которым настоятель прихода сочтёт возможным доверить сопровождение взрослого по этапам христианского посвящения. Обряды, предусмотренные Чином, совершаются в приходском храме, если Архиепископ не решит совершить их лично.

8.    Катехизация, связанная с христианским посвящением, не должна ограничиться только изложением содержания веры, т.н. систематической катехизацией, но в обязательном порядке должна включать в себя опыт христианской общины, христианской молитвы, чтения Священного Писания и христианской жизни как служения ближнему. Поэтому каждый приход должен предусмотреть способы вовлечения кандидатов и катехуменов в различные служения в приходе, знакомство со священниками, катехизаторами и сопровождающими на пути посвящения прихожанами.

9.    Систематическая катехизация должна учитывать, что возрастание в вере и её познание продолжается всю жизнь и допуском к принятию таинств посвящения не является экзамен на знание Катехизиса Католической Церкви. Последовательное и полное изучение отдельных разделов Катехизиса Католической Церкви может явиться основой продолжающийся катехизации уже крещённых прихожан.

10.    В качестве содержания систематической катехизации при приготовлении к таинствам христианского посвящения следует ориентироваться на Катехизис Католической Церкви и Компендиум Катехизиса Католической Церкви. При этом могут использоваться утвержденные пособия для катехизации.

11.    Полный путь христианского посвящения разделяется на этапы: прекатехуменат, катехуменат, период очищения и просвещения, таинства посвящения и мистагогия. Продолжительность прекатехумената и катехумената не определена точно и зависит от личной ситуации каждого, просящего о Крещении. Ориентировочная общая про-должительность этих двух этапов, как правило, не должна быть меньше одного года.

12.    Прекатехуменат начинается с первой встречи людей, склоняющихся к принятию христианства. Задачей этого этапа является евангелизация — провозглашение Бога Иисуса Христа, умершего и воскресшего. В то же время необходимо выявить и понять причины высказанного желания, помогать постепенно очищать их. Следует с самого начала объяснить, что принятие Крещения — серьёзный, требующий осознания своей важности, шаг, требующий подобающего знакомства как с верой Католической Церкви, так и с конкретной общиной, а также знакомства общины с кандидатом. На этом же этапе следует обсудить реальную ситуацию: убедиться, что речь не идёт о лицах, уже принявших Крещение, выявить возможные препятствия к христианскому посвящению, связанные с образом жизни или брачной ситуацией. При наличии препятствий до перехода к следующему этапу необходимо иметь обоснованную надежду, что за время катехумената существующие препятствия к Крещению могут быть устранены.

13.    Прекатехуменат завершается в то время, когда, по мнению настоятеля, кандидат уже укрепился в начальной вере, принял решение изменить свою жизнь и войти в общение с Богом во Христе в духе обращения и молитвы. (Чин, н.15). Настоятель направляет Архиепископу прошение о приёме кандидатов в катехуменат. В прошении настоятель подтверждает осознанность желания кандидатов войти в Церковную общину, отсутствие неустранимых препятствий для этого и обращается с просьбой о делегации для приёма в катехуменат в назначенный день. Как правило, принятие в катехуменат совершается в конце сентября, если по пастырским причинам настоятель не сочтет необходимым просить о другом времени. Личные данные катехуменов записываются в специальную книгу в приходе.

14.    На этапе катехумената должна проходить систематическая катехизация, предусмотренные в Чине обряды благословений и экзорцизмов, а также другие встречи, согласно п. 8 настоящего Декрета (ср. Чин, п. 19). Знакомство с общиной должно привести катехуменов на этом этапе к выбору своих восприемников, которые должны отвечать критериям кан. 872-874 ККП. Также в период катехумената должны быть устранены все возможные препятствия к принятию таинств.

15.    Период очищения и просвещения начинается с началом Великого Поста того года катехумената, когда настоятель, выслушав мнение катехизаторов, избранных катехуменом восприемников, убедившись в устранении всех препятствий, сочтёт катехумена пригодным, чтобы приступить к таинствам христианского посвящения в ближайшее Навечерие Пасхи. Не позже чем за 2 недели до начала Великого Поста настоятель направляет Архиепископу просьбу о совершении избрания катехуменов, свидетельствуя об их готовности и отсутствии препятствий. Если катехумен не готов, или у него нет восприемников (хотя бы одного), соответствующих требованиям, то катехуменат продолжается дальше.

16.    Ответ Архиепископа о разрешении избрания является одновременно делегацией настоятелю на совершение обряда избрания и на преподание самих таинств христианского посвящения, если Архиепископ не установит иначе.

17.    Неучастие катехумена в обряде избрания не диспенсируется и означает продолжение катехумената и необходимость нового разрешение на избрание.

18.    В период очищения и просвещения, как правило, систематическая катехизация уже не совершается и следует совершить все предусмотренные Чином обряды. При этом наличие в приходе значительной группы катехуменов призывает избрать в воскресенья Великого Поста чтения года А, предусмотренные для соответствующих испытаний.

19.    После совершения таинств христианского посвящения, настоятель сообщает Епископу данные о принявших посвящение в его приходе.

20.    При возникновении обстоятельств, вызывающих необходимость сокращения сроков и этапов катехумената, освобождения от некоторых или большинства обрядов, например, по возрасту или состоянию здоровья кандидата, удаленности его проживания — т.е. применения т.н. упрощённого чина посвящения взрослых — настоятель подаёт Епископу письменную просьбу, указывая все мотивы такого решения.

21.    Для взрослых, крещенных в Католической Церкви в детстве, но не принявших Миропомазания и Евхаристии, подготовка может проводиться вместе с катехуменами, исключая те обряды, которые относятся к некрещеным. Их первое причастие может пройти вместе с Таинствами христианского посвящения, или в Великий Четверг.

22.    Христианское посвящение взрослых продолжается в период мистагогии, где новокрещенные призваны углублять в своей жизни тайны веры, которую они получили. Этот период, особым образом призван помочь новокрещенным войти в приходскую общину, в то же время, обогащая и обновляя саму общину (ср. Чин, п. 40). Если период мистагогии осуществляется вне Пасхального времени, то следует избирать Мессы воскресений Пасхи года А (Чин, п. 40).

23.    Период мистагогии завершается приглашением новокрещенных к полному участию в том пути возрастания в вере, который предлагается для всех прихожан в приходе или в общине.

Архиепископ Павел Пецци
Oрдинарий

священник Михаил Пеетерс
Вице-канцлер Курии

Москва, 12 мая 2011 г.
№ 135/11