«С кротостью делитесь надеждой, что живет в сердце вашем» (1Пет. 3:15)
Дорогие братья и сестры!
В наше время, отмеченное дезинформацией и поляризацией, когда немногие центры власти контролируют беспрецедентную массу данных и информации, я обращаюсь к вам с осознанием того, насколько необходима – сегодня больше, чем когда-либо – ваша работа как журналистов и специалистов по коммуникации. Нужно мужественное обязательство поставить в центр коммуникации личную и коллективную ответственность по отношению к ближнему.
Размышляя о Юбилее, который мы отмечаем в этом году как период благодати в столь бурное время, я хотел бы этим своим Посланием призвать вас быть носителями надежды, начав с обновления вашего труда и вашей миссии согласно духу Евангелия.
Разоружите коммуникацию
Сегодня очень часто коммуникация порождает не надежду, а страх и отчаяние, предубеждение и обиду, фанатизм и даже ненависть. Слишком часто она упрощает реальность, чтобы вызвать инстинктивные реакции; она использует слова как лезвие; она даже использует ложную или намеренно искажённую информацию для передачи сообщений, призванных возбуждать, провоцировать и ранить. Я неоднократно подчёркивал необходимость «обезоружить» коммуникацию, очистить её от агрессии. Сведение реальности к лозунгам никогда не приносит добрых плодов. Мы все видим, как — от телевизионных ток-шоу до словесных войн в социальных сетях — превалирует парадигма соперничества, противостояния, воли к господству и обладанию, манипуляции общественным мнением.
Существует и ещё одно тревожное явление: то, что мы могли бы определить как «запрограммированное рассеивание внимания» посредством цифровых систем, которые, профилируя нас в соответствии с рыночной логикой, изменяют наше восприятие реальности. Таким образом, мы часто бессильно наблюдаем нечто вроде атомизации интересов, и это в конечном счете подрывает основы нашего бытия как общности, способность работать вместе для общего блага, слушать друг друга, понимать доводы другого. Создается впечатление, что выявление “врага”, на которого можно вербально наброситься, незаменимо для самоутверждения. И когда другой становится «врагом», когда его лицо и его достоинство помрачаются, чтобы его поносить и высмеивать, утрачивается и возможность рождать надежду. Как учил нас Дон Тонино Белло, все конфликты «коренятся в исчезновении лиц» [1] . Мы не можем поддаться этой логике.
Надеяться, на самом деле, совсем не просто. Жорж Бернанос говорил, что «надеются лишь те, кто имел мучество отчаяться в иллюзиях и лжи, в которых они обретали безопасность и которые ложно принимали за надежду. […] Надежда – это риск, на который надо отважиться. Это риск из рисков» [2]. Надежда – это добродетель сокровенная, стойкая и терпеливая. Однако для христиан надеяться – это не опциональный выбор, а непременное условие. Как напоминал Бенедикт XVI в энциклике Spe salvi, надежда — это не пассивный оптимизм, а, напротив, «активная» добродетель, способная изменить жизнь: «Кто имеет надежду, тот живет иначе; ему дарована новая жизнь» (прим. 2).
С кротостью дать отчет в нашем уповании
В Первом послании Петра (3:15-16) мы находим чудный синтез, в котором надежда связывается со свидетельством и христианской коммуникацией: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». Я хотел бы остановиться на трех аспектах, которые мы можем извлечь из этих слов.
«Господа Бога святите в сердцах ваших»: надежда христиан имеет лицо, лицо воскресшего Господа. Его обещание всегда быть с нами через дар Святого Духа позволяет нам надеяться даже вопреки всякой надежде и видеть крупицы сокрытого добра даже тогда, когда кажется, что всё потеряно.
Второй аспект – это призыв быть готовыми дать отчет о нашей надежде. Интересно отметить, что апостол призывает дать отчет о надежде «всякому, требующему у вас». Христиане — это прежде всего не те, кто «говорит» о Боге, а те, кто отражает красоту Его любви, новый способ переживания всего. Именно живая любовь ставит вопрос и требует ответа: почему вы так живёте? Почему вы такие?
В словах святого Петра мы находим, наконец, третий аспект: ответ на этот вопрос должен быть дан «с кротостью и благоговением». Коммуникация христиан – но, скажу я, и коммуникация в целом – должна быть пронизана кротостью, близостью: стиль спутников на пути следования за величайшим оратором всех времён, Иисусом из Назарета, который по дороге в Эммаус беседовал с двумя учениками, заставляя их сердца гореть от того, как Он истолковывал события в свете Писания.
Поэтому я мечтаю о коммуникации, которая сделала бы нас спутниками на пути многих наших братьев и сестер, чтобы вновь зажечь в них надежду в столь бурное время. О коммуникации, способной говорить с сердцем, пробуждая не страстные реакции замкнутости и гнева, но открытости и дружбы; способная делать ставку на красоту и надежду даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях; рождать вовлеченность, эмпатию, заботу о других. О коммуникации, которая помогла бы нам «признать достоинство каждого человека и вместе заботиться о нашем общем доме» (Dilexit nos, 217).
Я мечтаю о коммуникации, которая не продавала бы иллюзии или страхи, но давала бы основания для надежды. Мартин Лютер Кинг сказал: «Если я смогу кому-то помочь, если я смогу подбодрить кого-то словом или песней… то моя жизнь будет прожита не напрасно» [3]. Чтобы сделать это, мы должны исцелиться от «болезней» как выпячивания самих себя, так и замкнутости на самих себе, избегать риска разговаривать самим с собой: хороший специалист по коммуникациям делает так, чтобы тот, кто слушает, читает или смотрит, мог участвовать, мог быть рядом, мог вновь обрести лучшую часть себя и войти с этим отношением в рассказываемые истории. Такое общение помогает нам стать «паломниками надежды», как гласит девиз Юбилея.
Надеемся вместе
Надежда – это всегда общественный проект. Давайте на мгновение задумаемся о величии послания этого благодатного года: мы все – поистине, все мы! – призваны начать заново, позволить Богу поднять нас, позволить Ему обнять нас и излить на нас милость. Во всем этом переплетаются личное и общинное измерения. Мы отправляемся в путь вместе, совершаем паломничество со множеством братьев и сестер, вместе проходим через Святые Врата.
Юбилей имеет множество социальных последствий. Подумаем, например, о послании милосердия и надежды для тех, кто живет в тюрьмах, или о призыве к близости и нежности по отношению к страждущим и находящимся на обочине жизни.
Юбилей напоминает нам, что те, кто трудятся ради мира, «нарекутся сынами Божиими» (Мф. 5:9). И так он открывает нас надежде, указывает на необходимость внимательной, кроткой, вдумчивой коммуникации, способной указывать пути диалога. Поэтому я призываю вас открывать для себя и делиться многочисленными историями о доброте, скрытыми в новостях; подражать золотоискателям, которые неустанно просеивают песок в поисках мельчайшего самородка. Прекрасно находить эти семена надежды и делать их известными. Помогите миру стать чуть менее глухим к мольбам обездоленных, чуть менее равнодушным, чуть менее ограниченным. Всегда умейте искать искры добра, которые позволяют нам надеяться. Такая коммуникация поможет нам строить общение, чувствовать себя менее одинокими, вновь открыть важность совместного пути.
Не забывать о сердце
Дорогие братья и сестры, перед головокружительными завоеваниями технологий я призываю вас позаботиться о своем сердце, то есть о своей внутренней жизни. Что это означает? Оставлю вам несколько ориентиров.
Будьте кроткими и никогда не забывайте лицо человека; говорите с сердцами женщин и мужчин, которым служит ваш труд.
Не позволяйте инстинктивным реакциям управлять вашей коммуникацией. Всегда сейте надежду, даже когда это трудно, даже когда это дорого стоит, даже когда кажется, что это не приносит плода.
Старайтесь наладить коммуникацию, способную исцелять раны нашей человечности.
Давайте пространство доверию сердца, которое, подобно хрупкому, но стойкому цветку, не поддается жизненным бурям, а цветет и растет в самых неожиданных местах: в надежде матерей, которые каждый день молятся о том, чтобы увидеть возвращение своих сыновей из окопов войны; в надежде отцов, которые мигрируют среди тысячи опасностей и перипетий в поисках лучшего будущего; в надежде детей, которые умудряются играть, улыбаться и верить в жизнь даже среди руин войны и на нищих улицах фавел.
Будьте свидетелями и амбассадорами невраждебной коммуникации, которая распространяла бы культуру заботы, строила бы мосты и проникала сквозь видимые и невидимые стены нашего времени.
Рассказывайте истории, проникнутые надеждой, с заботой о нашей общей судьбе, совместно пишите историю нашего будущего.
Все это возможно, и мы можем делать это с благодатью Божьей, которую Юбилей помогает нам обрести в изобилии. Я молюсь об этом и благословляю каждого из вас и ваш труд.
Рим, Латеранская базилика, 24 января 2025 года, память святого Франциска Сальского.
Франциск
[1] «Мир как поиск лица», «Великопостные проповеди и писания», Мольфетта 1994, 317.
[2] Жорж Бернанос, «Какая польза от этой свободы?», Париж 1995
[3] Проповедь «Инстинкт тамбурмажора», 4 февраля 1968 г.
