«Единственная цель жизни – это говорить «да» Христу». Диалог о христианском присутствии в мире

В понедельник, 25 ноября, в Культурном центре «Покровские ворота» прошла встреча под названием «Свидетельство о любви: мученичество и дела милосердия», посвященная христианскому свидетельству в мире. На ней католики и православные делились примерами христианского присутствия, которое способно менять мир. Католическую Церковь в этом разговоре представлял Архиепископ Павел Пецци.

Открыло вечер выступление врача Габриэле Ди Комите, постулатора процесса беатификации Такаси Нагаи, который подключился онлайн из Японии и рассказал о докторе Нагаи и его жене Мидори. Он назвал поиск Истины и преданность ей одним из ключевых моментов для понимания личности Такаси Нагаи, который жил в первой половине XX века и был врачом со специализацией в радиологии: «Поначалу он верил в великие гуманистические идеалы и хотел внести вклад в благо всех людей посредством научного прогресса. Однако жизнь ставила перед ним другие, очень конкретные вызовы: смерть матери, собственные многочисленные болезни, призыв на войну против Китая… И на этом пути он познакомился с христианами из Нагасаки, прежде всего – с Мидори, женщиной, которая станет его женой».

После свадьбы доктор Нагаи повторно отправился на войну с Китаем, уже новым человеком, приняв таинство Крещения. Как врач он участвовал в семидесяти боях, в которых наблюдал страшные вещи. «Там он осознал, что прогресс, которому он хотел отдать всю жизнь, и есть причина войны», – сказал доктор Ди Комите. – «Он понял, что не может отдать жизнь абстрактным идеалам, он желал отдать жизнь за тех, кто умирает рядом с ним. Он был благодарен за каждого раненого солдата, которому он мог помочь».

Вернувшись с войны, Такаси Нагаи продолжает работать врачом. Он заботится о многих солдатах, вернувшихся с фронта. Кроме того, он с большой страстью преподает медицину студентам. Он полностью истощает себя ради блага других людей. И именно из-за работы радиологом в 1945 году ему диагностируют лейкемию. Перед лицом этой новости его поддерживают слова жены. Этот момент потрясающе описал доктор Ди Комите: «Когда он говорит ей, что болен лейкемией, Мидори молчит несколько минут, потом подходит к домашнему алтарю, произносит молитву и потом говорит Такаси: «Живём ли мы, умираем ли – всё ради славы Христовой». Эти слова изменят всю жизнь Такаси. Через два месяца Мидори погибнет во время взрыва атомной бомбы в Нагасаки. Его друзья, коллеги, студенты погибнут. Он останется один с двумя маленькими детьми, больной лейкемией, посреди разрушенного города. И тогда по-настоящему поймёт слова Мидори. Он всю жизнь с огромной верой и любовью трудился, чтобы что-то создать. Но всё обратилось в пепел. «Живём ли мы, умираем ли – всё ради славы Христовой», – сказала Мидори. Мы живём не для того, чтобы что-то созидать. Мы живем и мы умираем, чтобы свидетельствовать о Христе. И Мидори, умерев, позволила ему понять, что Христос – истинная цель жизни, ради которой можно отдать всё».

Посреди атомной пустыни Такаси начинает понимать истинный смысл произошедшего. Он осознает, что атомная бомба упала ровно на христианский квартал Нагасаки, где в 17 веке многие претерпели мученическую смерть, где 200 лет тайные христиане подпольно передавали свою веру. Именно там свершился этот последний акт Второй мировой войны – упала атомная бомба. Через жертву этих людей наступил мир во всем мире.

Описывая смысл молчаливой жертвы этих христиан, который открыл для себя Такаси и о котором свидетельствовал впоследствии, доктор Ди Комите сказал: «Он открыл, ради чего стоит жить и умирать. Не ради того, что строил он и что обратилось в пепел. Но чтобы кричать всей своей жизнью и всей своей смертью, что цель жизни – Христос. Жизнь – это участие в жизни Христовой. Смерть – это участие в Кресте Христа. И только таким образом мы можем приобщиться к Воскресению».

После этого Такаси Нагаи проводит пять лет прикованным к постели и говорит всем о том, что он открыл. Он пишет об этом книги. Он становится очень известным, потому что его лицо излучает свет и надежду. Люди, потерявшие всё в этой жизни, приходят к нему, чтобы увидеть то, о чем он свидетельствует. Такаси становится известен на всю Японию, даже император приезжает посетить его. «Что такого особенного было в этом человеке?» – спросил доктор Ди Комите. – «Он понял, что единственная цель жизни – это говорить «да» Христу через то, чего Он просит от тебя в твоей конкретном призвании. И не важно, о чем Он просит, насколько трагичны обстоятельства. Всё является возможностью, чтобы открыть Христа и свидетельствовать о Нём. Истинная святость состоит только в одном – говорить «да» Христу внутри своего призвания».

Габриэле Ди Комите завершил своё свидетельство словами о том, чему он непрестанно учится у Такаси и Мидори, выделив два момента: «Во-первых, цель жизни – отдать всё, отдать в жертву всего себя. И каждый должен сделать это так, как того требует его призвание. Во-вторых, путь к святости – это личный путь, но не путь в одиночестве. Они прошли этот путь вдвоем, в их супружеском призвании. Потому что Христос живет и приходит во плоти. И «да» Христу можно сказать, только говоря «да» чему-то воплощенному».

Выступление доктора Ди Комите стало отправной точкой для дальнейшего разговора Архиепископа Павла Пецци со стороны Католической Церкви и протоиерея Михаила Потокина со стороны Русской Православной Церкви.

Временно исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, отец Михаил имеет большой опыт работы с бедными и нуждающимися. В силу послушания ему приходится бывать в зоне боевых действий, и он передал собравшимся свидетельства местных христиан, которые переживают эту драму как община, вместе скрываясь в подвалах храмов, совершая ежедневно Литургию и не прекращая совместную молитву. «Этот опыт показывает, как вера может менять жизнь человека. Человек может пожертвовать жизнью ради самого дорогого, ради того, что составляет смысл его жизни. Если человек готов пожертвовать жизнью ради участия в Литургии, это христианское свидетельство», – сказал отец Михаил.

Далее он поделился размышлением о тех людях, которые исповедуют веру самой жизнью, воплощая евангельские слова о том, что нет любви больше, чем отдать жизнь за друга: «Нам кажется, что христиан мало. Но есть те люди, которых мы не видим. Потому что христианство иногда приходит незаметно, не путем воцерковления, а путем выбора, сделанного, может быть, за минуту до смерти. В такие трудные времена, как сегодня, христианство – это выбор». Отец Михаил каждую неделю встречает людей, которые тратят свой отпуск на то, чтобы поехать в разрушенные города, где остались лишь маломобильные люди (старики, инвалиды, тяжело больные), и восстанавливать их дома. Отец Михаил заметил, что нет какой-то статистики, объясняющей, кто они. Это люди разного возраста, разного социального статуса, разных профессий… «Ими всеми движет человечность, пробужденная прикосновением Христа», – сказал священник. – «В человеке глубоко, но очень ясно есть образ Христа. Есть видимый христианский мир, который живет и свидетельствует о богатстве веры и опыте Церкви. И есть христианство, которое живет в человеке изначально. Приходит время, и человек открывает его в себе, отвечая на призыв Христа».

Митрополит Римско-католической Архиепархии Божией Матери в Москве владыка Павел Пецци, отвечая на вопрос о том, как сохранять мир в сердце перед лицом ненависти и разделения, посвятил своё выступление теме прощения и бескорыстия.

В начале выступления он заметил, что смысл и значение этих двух слов мы должны найти именно сегодня, в нашей актуальной ситуации. Ведь то, что нельзя обнаружить в настоящем, не существует вообще: «Если бы бескорыстность и прощение не были частью нашего жизненного опыта, то было бы невозможно искать их смысл и значение. Поэтому мы должны спросить себя: где мы находим этот опыт бескорыстности и прощения? где корни этого дерева, тень которого распространяется по всей земле?»

Размышляя над отрывком из Евангелия от Марка (ср. Марк 3,13-15), владыка Павел отметил, что «быть с Иисусом означает быть в общении с Ним и с другими учениками, Его друзьями». «И в чём заключается дружба с Иисусом?», – продолжил он. – «»Вы друзья Мои, — говорит Иисус, — потому что Я открыл вам всё» (ср. Ин 15,15). Что такое это «всё»? Я позволю себе сказать, что это — «любовь до конца», любовь, которая доходит до прощения и бескорыстия. Дружба с Иисусом — это, прежде всего, Его начинание: не мы являемся инициаторами этой дружбы с Ним, не мы являемся инициаторами жизни в общении с Ним и в Нём. Иисус первым проявляет инициативу. Он призывает нас к общению с Ним».

Архиепископ подчеркнул, что живое общение привносит в жизнь особо важную уверенность и непобедимую надежду: «Это проявляется в двух характеристиках нового существа, новой твари в общении со Христом: прежде всего это — бескорыстие в действиях; то есть единственная причина, исходя из которой вы действуете, двигаетесь, творите — это благо другого. И второе свойство — прощение: вы не устаёте освобождать место в себе для другого, который вас обидел, который вас предал, который стал вашим врагом».

Прощение и любовь распространяют «божественное» посредством человеческого, то есть продолжают миссию Иисуса, где бы мы ни находились. Но как это возможно? «Если наша жизнь пребывает в общении любви и прощения, если наша жизнь проходит с желанием созидания этого общения, то даже если иногда мы охвачены страхом или стыдом, мы тем не менее уже не одиноки. С нами целый народ, который пронизывает всю историю и всю вселенную», – сказал владыка Павел. – «Свидетельство этой бескорыстной любви не является изолированным, индивидуалистическим героизмом. Это свидетельство того, что новые, стабильные отношения — возможны; оно опирается без всякого расчёта на мою любовь ко Христу и только. Но эту любовь будет поддерживать живая принадлежность к Его Телу в истории. Потому что без ясной идентичности, без принадлежности, нет и свидетельства о бескорыстной любви».

Как заметил епископ, плодом бескорыстной любви и прощения является мир, «прочный мир в сердце и в отношениях между братьями». Мир, которого все хотят, но никто не может сам его сотворить. Признать это, говорит владыка Павел, «это не пессимизм, а реализм, который позволяет мне «видеть» те «жилища», где обитает мир»: «Одно из этих жилищ — это, как раз, общение верующих. Как в первые века, так и сегодня, смотря на христианскую общину, люди говорят: «Смотри, как они любят друг друга». В этих восхитительных историях есть какая-то «белая зависть», в смысле желания быть такими, каковы эти христиане».

«Бескорыстная любовь приобретает «невозможное»: примирение и созидание новой цивилизации, основанной на истине и любви. Лично я могу сказать, что для меня радикальное изменение произошло, когда я перестал «ждать» конца конфликтов. Конечно, я продолжаю молиться о мире, однако, я хочу видеть уже сейчас, как рождается примирение, прощение, общение, единство, братство», – признался Архиепископ. – «И я видел это в исповедальне, в разных встречах в приходах, в определённых отношениях между людьми, особенно бедными и оставленными. Но потребовалось много времени, чтобы увидеть начатки того, что прощение, примирение позволяют созидать новые отношения».

В завершение своего выступления владыка Павел заметил, что Культурный центр «Покровские ворота», в котором они собрались и который отмечает в эти дни 20-летний юбилей, – как раз такое место, которое питает диалог и открытость, бескорыстно созидает иначе невозможную дружбу.

Встреча прошла в рамках христианского фестиваля «Место встречи», уже в четвертый раз организованного в Москве церковным движением «Общение и освобождение» и их друзьями. Второй год подряд фестиваль объединяет две площадки: Культурный центр «Покровские ворота» и Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, в главном здании которого 26 ноября пройдёт открытие выставки «Белая роза: лица дружбы», посвященной группе друзей, которые сопротивлялись нацистскому режиму в Германии в 1942 году. В презентации выставки примет участие назначенный вспомогательный епископ епархии Преображения Господня в Новосибирске о. Штефан Липке, SJ.

Текст: Анастасия Бозио
Фото: Ольга Дубягина