Дорогие братья и сестры! Дорогие катехумены!
Интересно, как удалось апостолу Иоанну передать самые привлекательные, самые интересные, самые глубокие беседы, диалоги Иисуса с людьми. Сегодня мы слышали, наверное, одну из самых трогательных бесед с женщиной из Самарии. Кстати, советую вам и катехуменам читать в течение этого Великого Поста хотя бы три отрывка: беседа с самарянкой, встреча со слепорожденным и воскрешение Лазаря.
Сегодня мы остановимся на необычном и интересном контексте встречи-беседы, даже для тех времен, прежде всего, потому что отношения между иудеями и самарянами были, мягко говоря, не лучшие, не самые дружеские. Во-вторых, женщина приходит к колодцу в абсолютно необычное время, в полдень. В это время туда, когда там очень жарко, никто не приходит. Обычно приходят за водой рано утром или вечером. Видимо, женщина не хотела, чтобы ее видели. А Иисус, который начинает диалог, глубоко заинтересован в этой женщине. Мы же можем лишь отдаленно представить себе, насколько глубоко Сам Бог заинтересован в судьбе каждого из нас. Но только наша рассеянность не позволяет нам ощутить эту глубочайшую любовь.
И вот Иисус начинает разговор для того, чтобы обратить внимание женщины на Себя, а вернее, Он хочет ввести эту женщину в отношения Себя с Отцом. И здесь есть еще один интересный момент этого диалога – Бог любит нас бескорыстно. Единственное, чего хочет Иисус, начиная разговор, это блага для ее жизни.
Третий интересный момент: Иисус не обращает внимания на ее прошлое. Он, конечно, знает и помогает ей признать ее прошлое, но не для того, чтобы привязать ее к грехам, а для того, чтобы, исходя из этого, обратиться к Богу. Для чего? Иисус показывает ей, что обращение дает намного больше удовольствия, удовлетворения, чем грехи, от которых остается только горечь. Горькая вода, как это было для еврейского народа в Египте.
Иисус дает женщине сладкую воду. От встречи со Христом мы получаем сладость настоящего удовольствия, настоящего сопровождения, настоящего утешения для нашей жизни. Но это не все. То, что происходит в нас, когда мы наконец подчиняемся этой любви, любви Божией к нам, это невероятный факт, но, можно сказать прямо, мы становимся Богом, мы становимся Христом там, где мы живем.
Иисус в другом диалоге говорит: те, кто верит в Меня, у них будет источник живой воды. Это, конечно, дар Святого Духа. Апостол Павел скажет: разве вы не знаете, что вы дом, жилище Святого Духа на этой Земле?
Эта встреча сделает женщину верным свидетелем для тех, кто знал, кем она была. Однако после встречи со Христом у этой женщины появилось что-то невероятно новое и намного более привлекательное, чем всё, что было у нее ранее, в том числе, не только для мужчин, но и для женщин, для всех.
Это новое притягательное – само присутствие Бога в ней, само присутствие Христа в ней. Вот, что происходит, когда мы по-настоящему отдаемся любви Божией. Наша жизнь полностью меняется.
Прав апостол Павел, сказавший, что от нашей веры во Христа рождается надежда, но не та надежда, которой мы часто надеемся, а та надежда, которая не постыжает. Аминь.
23 марта 2025 г.
Фото: Ольга Дубягина