22 декабря в московском Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Архиепископ Павел Пецци возглавил молитвенное бдение «Радость надежды Рождества».
Уже не первый год епископ предлагает такой способ подготовки к Рождеству всем верующим епархии. Также и в этом году, приглашая к участию в бдении, владыка Павел заметил, что это «способ, чтобы более сознательно подойти к яслям с Младенцем Иисусом, чтобы просить ту простому, ту нежность, то смирение, которое способны возобновить в нас надежду на будущую нашу жизнь». Также ежегодно это событие является формой благодарности Архиепископа за его пресвитерское рукоположение, годовщину которого он отмечает в этот день.
Бдение началось с общей молитвы «Ангел Господень», после чего Архиепископ Павел обратился участвующим со вступительным словом: «Ангел возвестил Деве Марии высочайшую тайну Божию: Богу возможно все, что является замыслом Его. Как только Мария услышала весть сию, — тотчас же поспешила Она к Елизавете. Дух Святой сообщил Марии разделить с Елизаветой новость надежды. Иоанн же сразу ощутил благодать Духа. Сыны ощущают в себе благодать Божию, и сердца жен наполняются надеждой. Но и мы также благословенны в нашей надежде. Ибо всякая уверовавшая душа зачинает в себе и рождает Слово Божие и прозревает деяния Его. Итак, каждая душа да будет душою Марии, дабы поклонилась она Господу. Да пребудет в каждой душе дух Марии, дабы она радовалась о Боге. Есть одна лишь Матерь Христова. Сия, родившая Его, но верою каждая душа рождает Христа. Почитая же Христа, душа возвещает: «Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду». Чтения текстов Священного Писания, молитвенные размышления и песнопения помогали участвующим в бдениях все глубже проникать в тайну Рождества».
Так, размышляя о христианской надежде владыка Павел отметил, что «это не легкомысленный оптимизм и не плацебо для легковерных, это уверенность, укорененная в любви и вере, в том, что Бог никогда не оставляет нас в одиночестве и исполняет Свое обещание». При этом Архиепископ особо подчеркнул, что «христианская надежда – это не отрицание боли и смерти, это торжество любви воплощенного Слова, Сына Отца, Который всегда с нами, даже когда кажется, что Он далеко». Сама тайна Рождества говорит нам о том, что Бог всегда рядом с нами, Он обитает в надежде нашего сердца. «Христос – это центр, объединяющий всю реальность, ответ на все человеческие вопросы, исполнение всякого желания счастья, блага, любви, вечности, присутствующего в человеческом сердце».
В Рождество мы получаем великий подарок и переживаем радость: «Слово становится плотью, Христос рождается в наших душах, в наших общинах. <…> Рождество Христово станет Рождеством всей Церкви, всей Вселенной», – сказал владыка Павел.
Завершилось молитвенное бдение подготовки к Рождеству общей молитвой Святого Ансельма Кентерберийского и краткой проповедью Архиепископа Павла, в которой он вновь обратился к теме надежды:
«Мы надеемся не тогда, когда чувствуем себя сильными, и не потому, что у нас есть идеи, утопии и проекты на будущее. Наоборот, мы надеемся потому, что мы слабы, потому что мы осознаем, что все, что у нас есть, является даром.
Поэтому вслед за Павлом мы повторяем: мы также научились «жить в скудости, и жить в изобилии; научились всему и во всем; научились насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке. Все можем в укрепляющем нас Иисусе Христе» [ср. Филипп 4,12-13].
Такова надежда тех, кто полностью доверяет себя Богу, кто смотрит только на Иисуса, кто просит Святого Духа о том, чтобы смотреть на все глазами Иисуса.
Это значит, что Иисус становится центром нашей жизни; потому что нельзя служить двум господам; нельзя любить никого (даже отца или мать) больше, чем Христа. Только сделав это, мы сможем полюбить все, что заслуживает любви.
Младенец сразу же стал знаком противоречия: он привлек пастухов и заставил трепетать Ирода.
С Иисусом речь идет не о том, чтобы делить людей на тех, кто прав, а кто не прав, кто хороший, а кто плохой, а о том, чтобы войти во взгляд Христа, взгляд любви.
Всякая истинная любовь – всеобъемлющая. Если мы не любим Иисуса всем сердцем, если мы оставляем что-то для себя, то не можем войти в тайну Его любви, Его жажды.
Иисус во время Своей земной жизни жил этой радикальностью любовью и говорил о ней; Он часами пребывал в безраздельной любви к Отцу, в полном, всеобъемлющем общении с Ним.
Его восхождение к Иерусалиму, Его путь от деревни к деревне, от одного больного к другому, от одной толпы к другой — все это происходило не от беспокойства, а от всеобъемлющего милосердия.
Поэтому Иисус умел наслаждаться даже бесполезным временем, умел отдыхать с друзьями.
Всеобъемлющая любовь противостоит тоталитаризму власти. Ирод знает это, и поэтому Иисус вынужден бежать от него. Столкновение откладывается.
В Вифлееме Бог являет Себя в образе ребенка, чтобы каждый, если захочет, мог понять, что Бог хочет быть беспомощным, доступным для каждого. Его жажда спасения обращена к каждому человеку.
Слова Пеги, которые мы услышали, о присутствии Христа в Евхаристии, передают всеобъемлющую любовь, беспомощную любовь Вифлеемского Младенца.
Евхаристия призывает нас к тайне Воплощения, тайне голода и жажды Христа. Его жажда и Его голод по нам пробуждают в нас жажду и голод по Нему. Рождество Христово несет мир: посмотрим на вертеп в Вифлееме, обратим наш взгляд на Младенца! И тогда жизнь Христа откроет нам новое пространство человеческого опыта, куда и мы сможем войти. Чтобы позволить нам узнать Его, принять Его и следовать за Ним, Сын Божий облекся в нашу плоть. Это надежда тех, кто уповает на Сына Божия, ставшего человеком в Иисусе из Назарета. И эта надежда не отдаляет нас от века сего, от повседневной реальности, в которой мы живем, но напротив – делает нас живыми по-настоящему».
В завершение бдения Архиепископ преподал общее благословение.
Текст и фото: Ольга Дубягина