Архиепископ Павел Пецци: “Для Бога прощение – это отдых”. Воскресная проповедь.

Фото Ольги Дубягиной

30 октября, Москва, Кафедральный собор

***

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшний отрывок Евангелия от Луки очень поучительный и актуальный в наших условиях жизни. Мы слышали об этом человеке, что он не самый лучший в этом мире, и тем более в городе. Мы можем назвать его боссом местной организованной преступности. Человек, в котором никто, наверное, не видит надежды на его обращение, а Христос наоборот, и не потому что Он знает, что Закхей придет к покаянию, а потому что Он никогда не лишает человека шанса покаяться. То есть Иисус верит в нас, Он знает, что в глубине нашего сердца всегда горит, может быть очень маленький, но горит огонек желания быть добрыми, желания делать что-то хорошее. Никто не желает натворить только зло для себя и других людей.

И вот Лука говорит, что этот человек ищет видеть Иисуса. И у Закхея не только его желание – мне бы хотелось покаяться, мне бы хотелось сделать что-то доброе для себя и других… Нет, Закхей становится креативным, он ищет способы реализации этого желание – видеть Иисуса.

Это, дорогие братья и сестры, неизбежно и для нас. Искренность нашего сердца, искренность в том, что мы на самом деле хотим пройти путь покаяния, видна из того, что мы принимаем подобающие инициативы. Видна из того, что идем смиренно к исповеди. Подходим такие, какие мы есть, к исповедальне. Даже Закхей не в состоянии просить что-то.

Вы слышали, что его первые слова, он произносит: «Боже…», но первое и главное, что он не отказывается от взгляда Христа на него, он открыт, он начинает обретать надежду, что может менять свою жизнь, он открывает огонек в глубине своего сердца. И тогда Иисус говорит, абсолютно немыслимое: «Я приду к тебе домой». А это значит: Я позволяю тебе войти в Мою жизнь. И это и есть прощение. Когда мы прощаем кого-то, кто нас обидел, мы позволяем ему войти снова в нашу жизнь. Он перестает быть для нас чужим, он становиться для нас снова другом.

Да, это не просто сказать, но необходимо открыть, что другой это благо. И почему это благо? Потому что другой как бы заставляет нас обращаться к Богу. Сам Иисус воспринимает Закхея как добро, потому что Закхей дает Иисусу возможно прощать его, то есть исполнить Свою миссию: «Я пришел взыскать и спасти погибшее». Погибшее значит уже ничего не исправишь. Но нет – Иисус найдет еще какой-то способ, и это именно прощение. Святой Амвросий Медиоланский говорит с очень тонкой иронией, что он знает, почему Бог в седьмой день после сотворения мира отдыхал, потому что Он наконец-то нашел, кого прощать. И для Бога прощение это отдых. Аминь!

Edit