Архиепископ Павел — о доверии и молитве. Воскресная проповедь.

16 октября, Москва, Кафедральный собор.

***

Дорогие братья и сестры!

Сегодняшняя литургия говорит нам о молитве. Иисус говорит нам о том, что есть два условия для того, чтобы наша молитва была услышана и достигла своей цели.

Первое условие – это доверие, доверие Богу. Сегодня в псалме мы пели, что помощь наша — в имени Господа. Это то, что говорит епископ в конце Святой Мессы перед благословением, но также это воззвание звучит, когда священнослужитель выходит из ризницы на Мессу. Мы часто немного, мягко говоря, рассеяны и не думаем о содержании тех слов, которые мы произносим, а особенно в молитве.

Молитва, если не исходит из доверия Богу, если она не исходит из сердца, полностью отданного Богу, это уже не молитва. Это может быть наш опыт, это может быть крик, часто крик отчаяния. Но Иисус говорит, что не такова должна быть наша молитва. И как мы слышали сегодня, Он даже настаивает, говоря: «Не унывайте!». Молитва, которая исходит из нашего уныния это как раз молитва, которая не доверяет Богу, и не доверяет Богу, прежде всего, нашу собственную жизнь.

Так вот, первое условие — смиренно возвращаться к этому принципу доверия. Но почему нам «выгодно», почему нам стоит доверять Богу все, буквально все наши проблемы? Воззвание, которое епископ произносит перед благословением: «Помощь наша — в Имени Господа», и вы отвечаете: «Сотворившего Небо и Землю» — это и есть причина нашего доверия, основа нашего доверия Богу: Он, Который сотворил все, Который продолжает творить все, не бросает нас. Иисус как раз это говорит: «вы думаете, что Господь Бог медлит, не отвечает вам? Нет! Он отвечает скорее, Он отвечает нам даже быстрее нашего вопроса, но единственное, о чем Он просит, это о нашей вере. Он просит, чтобы мы верили в Него, Он просит, чтобы мы доверяли Ему. Но это естественно, потому что если мы не доверяем кому-то, то естественно, если мы у него что-то просим, мы, скорее всего, это делаем, потому что так надо, а не потому что реально ожидаем или реально уверены, что кто-то может нам ответить или дать нам то, о чем мы просим.

Второе условие, о котором говорит нам сегодняшняя литургия — это то, что наша молитва должна быть постоянна, то есть она не ограничивается только некоторыми словами, только определенным временем. Нет. Иисус говорит о том, что молитва — это ткань, материал, из которого соткана наша жизнь. И здесь мы прекрасно понимаем, почему молитва, это прежде всего, просьба. Из чего соткана наша жизнь? Наша жизнь является просьбой, великим всеобъемлющим вопросительным знаком: «Зачем я живу»? «Почему нет справедливости в этом мире»? «Почему, кажется, что Бог молчит»? «Почему происходят определенные чудеса»? Все это является тканью, материалом, из которого должна быть соткана наша молитва.

Иисус это ясно говорит: «просите!», Он даже удивляется, что Его друзья, Его ученики ничего не просят. Святой Иоанн Вианней, настоятель из Арса, говорил своим прихожанам: «Как вы можете, прийти в храм и говорить Богу: «я Тебя не хочу беспокоить», «я не хочу Тебя отвлекать», когда вы могли бы получить все, если вы искренне и с доверчивым сердцем просили бы у Него».

Дорогие братья и сестры, давайте стараться сохранять в течение нашего дня молитвенное сердце. И это не значит постоянно читать хотя бы мысленно определенные молитвы, для этого лишь необходимо, чтобы мы время от времени обращались к Богу, коротко и необязательно громко, говоря: «Господи, я Тебе отдаю это время моей жизни. Господи, я Тебе отдаю эти действия, которые мне удаются с трудом. Господи, я Тебе отдаю эти радости, которые у меня есть. Господи, я Тебе отдаю все желания, прошения. И Ты исполни их ради моего блага, ради моего Спасения».

Аминь!