22 февраля в праздник Кафедры святого Петра Архиепископ Павел Пецци отслужил торжественную Святую Мессу в Кафедральном соборе в Москве.
В своей проповеди владыка Павел сказал, что этот древний праздник для Церкви связан с общением и единством: «В первых веках было проще принимать необходимость в единстве и в общении. Именно этот праздник подчеркивает этот момент для всей Церкви. Церковь, будучи творением Божиим, является одновременно единым и общинным существом. И на самом деле в Церкви мы можем видеть отражение этого единства и этого общения. Можем даже сказать, что без единства и общения нет Церкви».
Далее Архиепископ выделил два аспекта этого единства и общения, которые, по его мнению, очень важны сегодня.
«Первый момент – то, что невозможно жить единством, невозможно жить общением, если нет реальных живых отношений со Христом. Потому что на самом деле это обозначает, как это сделал Петр – признать Христа, то есть признать Бога в Том Человеке. А для нас это значит признать Бога в Том Человеке, Который стал после воскресения новым, более сложным организмом. Он стал не просто одним Человеком или, вернее, Он не стал лишь только одним Человеком. Христос Воскресший – это не реинкарнация Иисуса из Назарета, нет, это совсем новая тварь. И тварь, которую не знали раньше и не будут знать больше, как только в отношениях с этой тварью, с этой личностью. Эта личность в истории отождествляется с Церковью, с общением. Но, по сути, вопрос один и тот же, как для Петра, так и для нас. Вопрос в том, чтобы использовать веру для того, чтобы видеть то, что иначе мы не могли бы видеть. Иисус говорит Петру: блажен ты, потому что не твои силы и не твое зрение видят Меня, видят Бога во Мне, а потому что Бог, Отец Мой, дал тебе этот дар и это именно дар веры. Поэтому, если мы хотим быть подлинным авторитетом в семье, в общине Церкви, но также и в миру, там, где мы находимся, то мы можем делать это лишь благодаря свидетельству нашей веры. Это значит жить этой верой, позволить Христу преобразить нашу жизнь через веру».
Второй аспект, на который владыка обратил внимание, это сочетание страданий Христа и Его славы. «А кто мог бы соединить, сочетать страдания со славой?» — спросил Архиепископ, и тут же отвечал: «Никто! Никто не может увидеть в страданиях, в боли, в жертвоприношениях себя начало прославления, реализации своей жизни. Но для Петра это именно так. Это значит, что я действительно становлюсь тем, кто я есть, благодаря тому, что я жертвую, то есть отдаю свое «Я», свою жизнь. Это может казаться парадоксальным. Но если мы прибегаем к вере, это становится более ясным. Вера – это признание Христа присутствующего, это признание присутствия Христа в нашей общине. Но для того, чтобы признать Бога, признать Христа в Церкви, нам необходимо «жертвовать» наши другие мнения, нам надо отказаться от наших представлений о Боге. Неслучайно Иисус, спрашивая «Кто Я?», сперва спрашивает о мнениях о Нём, которые распространяются в обществе. Но потом как бы говорит, что этого недостаточно: а вы за кого почитаете Меня? И тогда ясно, что никакое представление не может точно попасть в цель, а только то, которое мы получаем в вере, по благодати от Бога. И также для того, чтобы увидеть славу (не только Христа, но и нашей жизни, прославление нашей жизни), надо отказаться от других планов, надо только желать и сосредоточиться на том, чтобы творить волю Божию. Аминь!»
Завершая богослужение, владыка Павел обратился к присутствующим с просьбой о молитве за новопреставленную Ядвигу Немонякину, одну из старейших прихожанок собора, сказав: «Сегодня ночью, как вы, наверное, знаете, умерла или вернулась в дом Отца пани Ядвига. Давайте прочитаем вместе молитву «Слава Отцу», чтобы она могла жить в этой славе, которую мы только предчувствуем, и чтобы она, как ангелочек, или вернее уже как мощный ангел, могла сопровождать всех нас на нашем еще земном пути».
Текст и фото: Ольга Дубягина