Возлюбленные во Христе братья и сестры!
Начиная новый пастырский год, мы просим о том, чтобы исполниться переживанием священного характера времени. Ведь мы с вами не просто беремся за знакомые дела или начинаем новый проект, но вместе совершаем еще один шаг по пути к исполнению нашей судьбы и судьбы всего мира — быть соединенными воедино под главою Христом (ср. Еф 1, 10), позволить Ему Своей любовью преодолеть существующие между нами разделения и раздоры и поистине сделать одним телом.
В этом смысле очень важно, что предстоящий год и в нашей поместной, и во вселенской Церкви пройдет под знаком синодальности — от греческого слова syn-hodos, «совместный путь». Самая суть христианства состоит в том, что человек, сотворенный как homo viator, существо в пути, принимает Христа как путь, ведущий к Отцу, и путь, которым Бог идет навстречу нам.
Во все времена Церковь сознавала себя прежде всего не как структуру или институцию, а как собрание тех, кто вместе совершает путь, общину тех, кто идет за Христом — с разной скоростью, и, может быть, на разном расстоянии, но с единой целью — быть спасенными любовью Христовой от рабства греха и смерти. Святой Игнатий Антиохийский во II веке пишет общине в Эфесе, что все члены Церкви являются synodoi, спутниками, которых соединяет достоинство, полученное в Крещении, и дружба со Христом (1).
Какими бы ни были тяготы и искушения, омрачающие сегодня наши сердца, нам нужно принять единственное решение — продолжать идти вместе, как увещает нас Епископ Рима: «В пути вы сможете победить искушение статичной веры, довольствующейся определенными обрядами или старой традицией, сможете выйти за пределы самих себя, неся в рюкзаке радости и печали, чтобы жизнь стала паломничеством любви к Богу и братьям… Прошу вас, непрестанно продолжайте идти, никогда не стойте на месте. Когда останавливаются епископы, начинает болеть Церковь; когда останавливаются священники, начинает болеть народ Божий» (2).
Путь за пределы самих себя
Куда лежит этот путь, идти которым зовет нас Христос? Быть может, первое, что придет в голову многим, — внутрь себя, внутрь души, глубже в Церковь, прочь от мира и его искушений. И хотя это отчасти верно, но лишь отчасти, потому что, в конце концов, смысл всего, что происходит внутри церковной «ограды» — вновь выйти из нее, чтобы идти в мир, быть посланными в мир ради его спасения. С самого начала своего служения Папа Франциск настойчиво призывает нас стать «Церковью у исхода»: выйти за собственные границы, за рамки «зоны комфорта», чтобы открывать новые сферы общения и новые возможности для провозглашения Благой Вести, чтобы в новых встречах с братьями и сестрами по-новому встречать самого Христа (3).
В недавней энциклике о социальном братстве Fratelli tutti Папа представляет этот «исход» в еще более глобальном масштабе, призывая нас осознать себя спутниками людей иных культур и религий: «Единое человечество, путники из одной плоти, дети одной земли, где все мы живем, и каждый богат своей верой или своими убеждениями, у каждого свой голос, и все — братья». Это тем более актуально во время такой глобальной трагедии, которой стала пандемия Covid-19: она «возродила ощущение того, что все мы в одной лодке, где проблемы одного человека являются проблемами всех и каждого. Мы осознали, что никто не спасется в одиночку. Мы можем спастись только вместе» (4).
Католическая Церковь в России — пусть и малая, но неотъемлемая часть многонационального и разнообразного общества. Все мы призваны стремиться быть более внимательными и открытыми к той среде, где проходит бóльшая часть нашей жизни и в которую, как в мукý, сам Господь нас «вмешивает» как евангельскую закваску. Даже если это непросто, на нас возложена обязанность воспринимать общество как поле для диалога, где нашими устами сам Христос может говорить с нашими современниками. Церковь призывает нас не только откликаться на проявления доброй воли или нужду, но и отваживаться самим делать первые шаги. И в наших молитвах, и в наших делах мы должны быть внимательными и открытыми к тому, что происходит в обществе, ведь «радость и надежда, скорбь и тревога наших современников, особенно бедных и всех страждущих, — это также радость и надежда, скорбь и тревога учеников Христа, и нет ничего по-настоящему человеческого, что не находило бы отклика в их сердцах» (5).
Будем помнить, что смысл присутствия христианина в обществе — не в том, чтобы навязывать собственные доктрины, вести словесные баталии или стараться привлекать в свои ряды новых адептов, а в том, чтобы через слова и дела милосердия передавать миру любовь Божию.
Христианская любовь, выражаемая конкретными жестами заботы друг о друге, не исчерпывается личным измерением — это также любовь гражданская и политическая, и она проявляется в действиях, направленных на созидание лучшего мира. Любовь способна проявляться не только на уровне тесных и близких отношений, но и на макроуровне социальных, экономических, политических отношений (6). Всё это — сферы, где осуществляется замысел Божий о человеке и человечестве, и мы призваны делать общество, в котором мы живем, более открытым для действия Бога.
Синодальный путь
В октябре в нашей епархии, как и по всему миру, откроется епархиальная стадия синодального пути, вступить на который Папа Франциск пригласил всю Церковь. Этот путь носит название «Ради синодальной Церкви: общение, участие и миссия», он будет торжественно открыт 9-10 октября в Риме и затем 17 октября в каждой поместной Церкви. Смысл этого пути в том, чтобы, слушая Бога и слушая друг друга, в разных группах и разных формах, открывать, «каким образом сегодня на разных уровнях (от поместного до вселенского) осуществляется это «движение вместе», которое позволяет Церкви возвещать Евангелие согласно порученной ей миссии; и какие шаги Дух приглашает нас сделать, чтобы возрастать как синодальная Церковь» (7). Результаты обсуждений в приходах и других группах будут обобщены на епархиальном уровне, а затем на уровне епископских конференций, после чего переданы в Рим для подготовки ассамблеи Синода епископов, которая состоится в Риме в октябре 2023 года. Более подробно познакомиться с методом и этапами этого пути можно будет на сайте и страницах Архиепархии в социальных сетях.
В нашей епархии уже есть опыт такого совместного пути, которым стала дискуссия о жизни и будущем наших приходов. Итоги этой дискуссии можно оценивать по-разному. Одни увидели в ней знак реального пробуждения сознания церковности и единства. Другие испытали неудовлетворение и разочарование от того, что не каждый голос нашел отражение в итогах дискуссии и не все предложения могли быть реализованы. Это может дать повод для недоверия к предстоящему нам синодальному пути.
Именно поэтому в подготовительном документе Синода звучит призыв к доброй воле каждого, к преодолению стереотипов, предубеждений и разочарований. Только так, несмотря на все раны и трудности прошлого, мы как единое мистическое Тело Христа сможем открыться навстречу друг другу с отвагой и смирением: отвагой открыто говорить и смирением без обид слушать. Это касается всех без исключения верующих, независимо от возраста и степени вовлеченности в церковную жизнь. Будем помнить, что конечная цель Синода, и поэтому всех наших обсуждений, — не в том, чтобы выработать какие-то новые документы, а сделать так, чтобы «исполнялись мечты, рождались пророчества и видения, расцветали надежды, пробуждалось доверие, исцелялись раны, завязывались отношения, занималась заря надежды, чтобы мы учились друг у друга и вместе создавали образ Церкви, который осветит умы, воспламенит сердца и придаст силы рукам» (8).
Необходимость перемен
Мы часто желаем и даже требуем перемен, чувствуя недовольство текущей ситуацией, страдая от тесных рамок сложившихся обстоятельств. Но одновременно мы же сами боимся новизны, которая может непосредственно затронуть нас, наши привычки, уклад жизни, наши представления о «правильности». Новизна всегда требует выхода из «зоны комфорта», она настораживает и даже пугает. В результате нами овладевают пассивность, недоверие, подозрительность, обособленность, обостренный критицизм, распространяются слухи и сплетни, возникает враждебность, доходящая иногда до схизматических тенденций. Именно чтобы укрепляться против таких искушений, всем нам — епископам, священникам, монашествующим, мирянам — необходимо учиться с открытым сердцем и смирением слушать друг друга, вместе слушая голос Духа, Который говорит и действует в конкретных обстоятельствах нашей жизни.
Правда, что перемены нередко несут с собой кризис, но есть нечто хуже кризиса: это когда кризис проходит зря, и мы не извлекаем из него никакой пользы. Поэтому для всех нас важно, с одной стороны, совершить испытание совести, чтобы понять, в чем наша ответственность за существующие проблемы. А с другой стороны — важно тренировать наши глаза, наш взгляд, чтобы обращать внимание на знаки перемен, «точки возрождения». Один из главных знаков в этом смысле — готовность с доверием принимать необходимость перемен, не всегда радостных, но необходимых для большего блага и приходских общин, и всей поместной Церкви.
Новые назначения священников
Одним из самых заметных практических последствий дискуссии о будущем наших приходов стало решение о регулярной смене настоятелей. На пороге нынешнего пастырского года в наших общинах произошло немало персональных изменений среди священнослужителей. Некоторые из них служили в одном и том же приходе уже не одно десятилетие. В большинстве случаев эти перемены были восприняты с достаточной открытостью и христианской зрелостью. В других местах, в результате естественно возникающих взаимных привязанностей и отчасти привычки, необходимость изменений была воспринята и самими священниками, и прихожанами с трудом, иногда даже с недовольством.
Эти чувства можно понять, но важно помнить, что такие перемены являются нормальной частью жизни и развития поместной Церкви, ведь священники не получают приходы «в собственность», как и сами они не становятся «собственностью» той или иной приходской общины. Новые назначения нельзя рассматривать как способ наказания или поощрения, и они никоим образом не свидетельствуют ни о недооценке заслуг конкретного священника или прихода, ни о личных предпочтениях епископов. За годы служения на прежних местах, зачастую в весьма непростых условиях, каждый из священнослужителей заслужил искреннюю признательность и благодарность. Именно с такими чувствами мы просим прихожан прощаться со своими теперь уже бывшими настоятелями, помня, что показателем зрелости является привязанность ко Христу и стремление сохранять и умножать добро, будучи открытыми для новых горизонтов, возможностей и вызовов. Мы просим о том, чтобы все наши общины с евангельской добросердечностью приняли и поддержали своих новых священнослужителей, а те пусть будут добрыми и заботливыми пастырями для вверенных их опеке общин. Так открываются новые страницы живой церковной истории, которые продолжают добрые традиции прошлого и становятся отправной точкой для новых евангельских начинаний. Практической помощью в этом процессе для приходов может служить инструкция Святого Престола о пастырском обращении приходской общины, русский перевод которой был недавно опубликован.
Идти вместе с Церковью
Предстоящий нам пастырский год частично совпадает с двумя тематическими годами, провозглашенными Папой Франциском для всей Церкви: Годом семьи в свете послания Amoris laetitia и Годом Святого Иосифа.
Первый из них начался 19 марта этого года и завершится X Всемирной встречей семей в Риме в июне. В течение этого года все епархии и приходы приглашены уделить особое внимание пастырству семей, особенно переживающих кризис, а также пастырству тех, кто готовится к вступлению в брак. Семья как живая икона Пресвятой Троицы имеет уникальную роль в деле евангелизации; она нуждается в поддержке Церкви, но нуждается также и в том, чтобы свидетельствовать о любви Христовой и служить Богу и Церкви своими дарами. Призываем все приходы, особенно те, где еще нет регулярных встреч семей и обращенных к ним пастырских инициатив, с пользой прожить этот особый период.
Год Святого Иосифа, который начался 8 декабря прошлого года и завершится в этот же день в нынешнем году, посвящен тому, чтобы «усилить нашу любовь к этому великому святому, побудить нас просить о его заступничестве и подражать его добродетелям и его рвению». Качества, олицетворением которых выступает Святой Иосиф, — жертвенная любовь, нежная забота, исполненное доверия послушание, творческое мужество, трудолюбие и скромность — это именно те качества, в которых мы нуждаемся сегодня. «Мы не должны думать, что верить означает находить легкие и комфортные решения. Христос учил нас вере, которую мы видим в святом Иосифе. Тот не искал легких путей, но смотрел в лицо реальности с открытыми глазами и брал на себя личную ответственность за нее» (9).
Дорогие братья и сестры!
Пусть нас вдохновляют и соединяют слова прекрасной молитвы, приписываемой св. Исидору Севильскому, которая была избрана молитвой предстоящего нам синодального пути.
Мы пред Тобою, Святой Дух,
мы собрались во имя Твое.
Ты, наш верный Советник,
приди к нам,
пребудь с нами,
войди в наши сердца.
Научи нас, куда нам идти;
покажи нам, как мы можем достичь цели.
Не позволь нам,
слабым и грешным,
потерять ориентир.
Не допусти,
чтобы неведение вело нас по ложному пути.
Дай нам дар распознания,
чтобы в своих действиях
мы не руководствовались предубеждениями и ложными соображениями.
Веди нас к единству в Тебе,
чтобы мы не сбились с пути истины и справедливости,
но в нашем паломничестве стремились к вечной жизни.
Этого мы просим у Тебя,
действующего во все времена и повсюду
в общении с Отцом и Сыном
во веки веков. Аминь (10).
Примите благословение на предстоящий пастырский год — во имя ✠ Отца, и ✠ Сына, и ✠ Святого Духа.
+ Павел Пецци
Митрополит Архиепархии
+ Николай Дубинин
Вспомогательный епископ
Москва — Санкт-Петербург, 15 сентября 2021 г.
***
(1) Игнатий Антиохийский, Ad Ephesios, IX, 2.
(2) Папа Франциск, Проповедь в Шаштине (Словакия), 15 сентября 2021 г.
(3) ср. Папа Франциск, Апостольское обращение Evangelii gaudium, 7.
(4) Папа Франциск, Энциклика Fratelli tutti, 8, 32.
(5) II Ватиканский собор, Пастырская конституция о Церкви в современном мире Gaudium et spes, 1.
(6) Ср. Папа Франциск, Энциклика Fratelli tutti, 4, 180.
(7) Подготовительный документ, 2; Vademecum 4.1.
(8) Папа Франциск, Речь на открытии Синода, посвященного молодежи, 3 октября 2018 г.; Подготовительный документ, 32.
(9) Папа Франциск, Апостольское послание Patris Corde, 4.
(10) Пер. П. Д. Сахарова.