В среду, 20 января, в рамках Недели молитв о единстве христиан в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве прошла ежегодная молитва при участии представителей других христианских конфессий. На богослужении присутствовали члены Армянской Апостольской, Англиканской, Евангелическо-Лютеранской Церкви, Ассирийской Церкви Востока, Церкви христиан-адвентистов Седьмого Дня и Российского союза евангельских христиан-баптистов. Традиционно молитву возглавил Архиепископ Павел Пецци. Особым гостем в этом году стал новый Апостольский нунций в РФ Архиепископ Джованни д’Аниелло. Среди гостей встречи также были представители Правительства Москвы.
В начале богослужения владыка Павел приветствовал всех словами: «Мы собрались вместе, чтобы испрашивать единства: единства наших личностей, наших общин и всего христианства». Он отметил, что на этом богослужении всегда чувствует глубокую рану оттого, что мы ещё не соединены все вместе. «Но с другой стороны, эта рана заставляет меня не терять надежды, а каждый раз начинать с новой силой», – добавил епископ.
По традиции молитва началась с гимна Святому Духу, в этом году – с православного гимна «Царю Небесный», после чего была зачитана тема Недели молитв о единстве христиан в 2021 году: «Пребудьте в любви Моей и принесете много плода» (Ин 15,1-17).
Так как в Католической Церкви в России продолжается Год Пресвятой Девы Марии – Матери Слова Божия, в богослужение вошла Литания к Деве Марии – Матери Слова. После этого представители разных конфессий прочитали чтения из Библии, рекомендованные в числе материалов для Недели молитв о единстве христиан в этом году.
После нескольких минут индивидуальной молитвы в тишине Архиепископ Павел Пецци произнес проповедь, в которой сосредоточился на прозвучавшем отрывке из 15 главы Евангелия от Иоанна, в котором содержится последнее обращение Иисуса к ученикам. «Эта речь является молитвой. И в ней поражает прежде всего то, что Иисус обращается к Отцу и только через это обращение – к своим друзьям, ученикам», – сказал епископ. «Я уже не называю вас рабами, <…> но <…> друзьями» и «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам».
«Что значит это очищение?» – спросил владыка Павел. – «Это очищение является путем обращения, который ожидает каждого из нас. Однако для Иисуса этот путь очищения совпадает с Его вечным и постоянным обращением к Отцу. Иисус хочет привести своих друзей, своих избранных, своих апостолов и учеников в то общение с Отцом, которым Он сам живет. Он говорит: «Слово очистило вас». Потому что это Слово – это Он сам, но не отдельно от Отца и Духа Святого, а в единстве, в общении с ними».
«И тогда мы можем понять, почему это Слово к нам близко. Потому что Иисус, возвращаясь к Отцу после воскресения, не оставил нас сиротами. Он сам, здесь же, говорит, что будет молить Отца, чтобы Отец послал Святого Духа, и Святой Дух определяет, создаёт место, пространство и время, в котором Иисус продолжает свою спасительную деятельность», – сказал епископ. – «Это место, прежде всего, это лоно Богородицы, где воплотилось Слово. Но также это место – личность каждого из нас по мере того, как мы пребываем в Нём, по мере того, как мы через Крещение буквально погружены в Иисуса Христа, и через Него – в море любви Пресвятой Троицы».
Архиепископ заметил, что такой обителью являются также наши семьи и общины. И здесь мы можем понять боль апостола Павла, который в прозвучавшем отрывке из Первого Послания Коринфянам задаётся вопросом: если мы в одной семье, в одной общине, то почему у нас нет единства? Если мы все – сыны и дочери одного Отца, то почему мы фактически не можем быть братьями и сёстрами? «Павел прекрасно сознает дьявольский корень этого разделения», – сказал владыка, – «и напоминает, куда мы должны идти, если хотим единства. Это крест. Почему? Потому что на Кресте Иисус утверждает то единство, о котором Он молился. Иисус не предпринимает определённые действия для того, чтобы воссоединить то, что для Него уже находится в единстве. Он отдаёт свою жизнь и таким образом показывает нам путь. Если мы хотим дойти до полного единства, то единственный путь – это отдача себя ради этого. Пусть это будет крик, прошение, которое наполняет наше сердце в течение этого года, и пусть Господь Бог найдёт нас через год более близкими в узах любви. Аминь».
За проповедью последовала молитва верных, интенции которой прочитали представители разных конфессий, и совместная молитва «Отче наш».
В завершение богослужения, перед заключительной молитвой и благословением, участников поприветствовал Апостольский нунций в РФ Архиепископ Джованни д’Аниелло.