«В то время: Иисус сказал народу: Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое…» (см. Мф 13, 44-52)
Царство Божье в центре жизни
Сегодня в очередной раз Господь Иисус обращается к нам с учением о Царстве Небесном через притчи. Интересно отметить, что образами в притчах являются не только вещи или предметы, но и действия; например, в сегодняшнем отрывке мы слышим о поиске, купле-продаже, принятии решений, распознавании правильного пути… Через эти образы Господь Иисус подчеркивает, что реальность Царства Божьего – самое важное и ценное в человеческой жизни, ей стоит посвятить все остальное.
Царство Божье не может быть «одной из многих» вещей в нашей жизни; оно не может быть просто «приправой» для всего остального. Речь даже не о том, чтобы «поставить Бога на первое место» – потому что в конечном счете этого «первого» места всегда будет недостаточно. В рассказе Пола Янга «Хижина» Лица Святой Троицы так объясняют главному герою Макензи ситуацию с обозначением приоритетов: «Если ты поставишь Бога наверху, что это будет означать на самом деле и в какой степени будет достаточно?.. Я не хочу получить лишь часть тебя или часть твоей жизни… Я не хочу быть первым в списке твоих ценностей, я хочу быть в центре всего». Царство Божье в реальности нашей жизни, наш личный завет с Богом охватывает все ее измерения и не ограничивается какой-то одной – “религиозной” или “духовной” – сферой. И в этом нет ничего удивительного, ведь мы верим, что Бог – наш Создатель и Спаситель «на все 100%», а не частично – на 20, 50 или даже 99%; и дело тут не в некоем долге, «навязанном» нам извне, а в том, чтобы найти истинный смысл и полноту нашей жизни.
Царство вокруг и внутри нас
Царство Божье и его приближение всегда было в центре учения Господа Иисуса. В молитве, которую Он оставил нам, мы каждый раз просим: «Отче… да приидет Царствие Твое». Что конкретно мы имеем в виду, произнося эти слова? Св. Павел пишет римлянам, которые спорили о правилах касательно чистой или нечистой пищи: «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим 14,17). Справедливость Царства означает прежде всего правильные отношения: в первую очередь с Богом, а затем с ближними, с самими собой и с материальным миром. Таким образом Царство становится реальностью в человеческом сообществе. Внешние проявления – это последствия того, что происходит внутри человека, поэтому Иисус всегда говорит обращать внимание на наши сердца. Человеческое сердце – это отдельная «малая вселенная», его можно назвать «филиалом Царства». Строительство Царства Небесного начинается именно здесь.
Как и для купца, «ищущего хороших жемчужин», для каждого человека это означает личный поиск того, что на самом деле наиболее ценно, на чем стоит сосредоточить все свои усилия, желание и энергию. Интересно, что в Евангелии от Иоанна первые слова Иисуса – это вопрос, адресованный Его будущим ученикам: «Что вы ищете?» (Ин 1,38, в дословном переводе с греческого оригинала). Андрей и его спутник выражают желание посмотреть, где живет Учитель, и остаются с Иисусом в тот день. Этот эпизод – приглашение и для нас осознать, что Царство – это не какая-то безличная реальность, а что оно воплощено в личности Возлюбленного Сына Божьего, который открывает нам в Себе нашу идентичность и наш путь в этой жизни как возлюбленных детей Божьих.
Радость и красота – ориентиры на пути в Царство
Интересно, что Господь Иисус, говоря о сокровище Царства, подчеркивает радость, которую человек испытывает, когда находит его. Также св. Павел в упомянутом отрывке (и во многих других местах) говорит о радости в Святом Духе как измерении Царства Божьего. Св. Игнатий Лойола, которого мы будем вспоминать в литургии на этой неделе, разъясняет в правилах распознавания различных духовных движений, что соблазнитель может предложить человеку и «подделку», ложную радость, которую мы якобы можем получить от какого-то быстрого удовольствия, но которое в конечном счете приносит разочарование и печаль. Притча о неводе, в которой Иисус объясняет события «при кончине века», также говорит о нашей сегодняшней жизни: мы должны уметь отличать и отделять в своих мыслях, словах и поступках добро от зла, то, что способствует построению Царства, от того, что мешает ему. Истинная радость, не мимолетная и поверхностная, а глубокая и продолжительная, является для нас знаком от Бога и критерием для распознавания, находимся ли мы на правильном пути расширения и укрепления реальности Царства Божьего в нашей личной жизни и в нашей среде. В своем учении Папа Франциск часто напоминает о радости, которая характеризует учеников Христа: свое первое апостольское обращение он назвал «Радость Евангелия», а позднее обратился к верующим с другим посланием о призвании к святости: «Радуйтесь и веселитесь». Но более важным, скорее, является его личное свидетельство искренней радости, которой он делиться с другими, хотя и хорошо осознает трудности и вызовы, которые стоят перед человечеством.
Будет ли радость присутствовать в жизни – вопрос нашего выбора. От каждого из нас зависит, пойдем ли мы навстречу тому, что ее приносит, будем ли стремиться к истинной красоте, которая отличает учеников Иисуса, щедрых в своем ответе на Его призыв. Только если мы будем помнить о ценности того дара, который получили, если будем испытывать радость в Духе Святом, у нас будет живое и горячее желание подчинить все измерения нашей жизни славе Царства Божьего. Господи, дай нам эту благодать! Да придет Царствие Твое! Аминь.
о. Виктор Жук SJ
***
Источник: jesuit.ru