- Это мероприятие прошло.
Св. Ольга Киевская: Память
24.07.2020
С 24 по 28 июля Католическая Церковь особым образом молится о Церкви в России, препоручая её заступничеству святых Ольги и Владимира — бабушки и внука, память которых почитается в эти дни и Русской Православной Церковью.
С 24 по 28 июля Католическая Церковь особым образом молится о Церкви в России, препоручая её заступничеству святых Ольги и Владимира — бабушки и внука, память которых почитается в эти дни и Русской Православной Церковью. Благодаря двум этим святым, более тысячи лет назад народы, населявшие тогдашнюю Киевскую Русь, стали христианами, и если честь именоваться крестителем Руси принадлежит святому Владимиру, всё же не будет преувеличением сказать, что истоки русского христианства надо искать в его бабушке – княгине Ольге, первой представительнице киевского княжеского рода, принявшей христианство.
Первые сведения о жизни княгини Ольги можно найти в «Повести временных лет», датируемой началом XII в. Безусловно, они не могут претендовать на абсолютную историческую точность хотя бы потому, что святую и её первого биографа разделяют около ста пятидесяти лет.
Дата рождения Ольги неизвестна. Нестор-летописец, составивший «Повесть временных лет» говорит, что Ольга была просватана за князя Игоря в 903 г., когда ей было десять лет, однако, по ряду причин, эта дата не может считаться сколько-нибудь достоверной — в этом случае, пришлось бы считать, что княгиня родила первого ребёнка, Святослава, в 49 лет, что представляется очень сомнительным. Местом рождения её считается посёлок Выбуты, стоящий и сегодня на берегу реки Великой возле Пскова, где отец Ольги, варяг на службе русского князя, начальствовал над переправой через реку. Предание говорит, что князь Игорь, проезжая через те места попытался соблазнить красивую девушку, но Ольга, хотя и была, как утверждает летописец «…роду варяжского, незнатна», не пожелала стать княжеской наложницей, но стремясь сохранить девическую чистоту, устыдила его. Полюбив гордую и неприступную красавицу, князь, спустя год, женился на ней.
Спустя всего два года после рождения у княжеской четы первенца, князь Игорь был жестоко убит древлянами, возмутившимися попыткой собрать с них дополнительную дань — его привязали за ноги к верхушкам двух наклонённых берёз и затем отпустили деревья, разорвав тело князя на куски. Останки убитого были зарыты без соблюдения каких-либо обрядов (тем более без княжеских почестей), что в языческом мире считалось вопиющим оскорблением, взывающим к мести.
Расправившись с мужем Ольги, князь древлян Мал в полном соответствии с тогдашними представлениями о праве победителя и месте женщины в языческом обществе посватался к вдове поверженного врага. Месть Ольги, тогда ещё язычницы, даёт представление и о её темпераменте, и об уме, и о силе её любви к погибшему мужу, и о том, какой страшной может быть любовь, если она не озарена светом Христа. Первая группа сватов была зарыта заживо в землю вместе с ладьёй, которую предполагаемая вдова-невеста потребовала принести ей по земле, вторая — сожжена в бане, после чего Ольга с дружиной пришла в столицу древлян Искоростень и, усыпив бдительность врагов обманным обещанием выйти замуж за Мала, приказала перебить древлян, а затем, осадила и сожгла город. Все этапы её мести имитировали языческий обряд похорон князя — от похоронной ладьи и бани, где обмывали покойника, до поминального костра. Над могилой мужа она распорядилась насыпать высокий курган. Вдова осталась победительницей, которой предстояла долгая борьба за сохранение княжеского престола для своего маленького сына.
Сегодня можно часто услышать сомнения в святости Ольги именно из-за этого страшного эпизода её биографии, и, действительно, если считать, что святые рождаются в этот мир уже в нимбе вокруг головы, то её поведение не соответствует той славе и почитанию, какими она пользуется в Церкви. Но история христианства знает множество людей, которые сумели услышать голос Бога, и последовать за Ним, находясь на ложном пути, часто на самом, казалось бы, дне нравственного падения. Княгиня же Ольга в этот период своей жизни ещё не знала законов Божественной любви и жила по иному закону — закону справедливости, как её понимали тогда её соплеменники.
Когда произошло обращение княгини Ольги неизвестно. Вероятно, оно не было одномоментным. В её окружении было много христиан, которые могли рассказать ей о вере в Единого Бога, Бога любви, смягчающего жестокие сердца, не приемлющего мести, молившегося на кресте за своих убийц. Её взор обратился к Византии, откуда она получила сведения об иной, чем язычество вере и об ином Боге, чем те боги, которым поклонялись многие и многие вокруг неё. Первым её шагом на пути к Богу было установление мира с Константинополем, прежде бывшем целью военных набегов русских дружин. Долгое время считалось, что путешествие в Константинополь княгиня совершила в царствование императора Константина VII Багрянородного, и тогда же приняла крещение. Однако многие современные историки склоняются к тому, что путешествие, во время которого произошло крещение Ольги, состоялось раньше, при императоре Романе I Лакапине. В пользу этого мнения говорит и то, что летописи говорят о желании императора жениться на Ольге. Император Константин был женат, значит, будучи христианином, не мог иметь такого намерения, в то время как его предшественник Роман был вдовцом, и брак с Ольгой был не только возможен с точки зрения Церкви, но и желателен, как политически выгодный. Некоторые исследователи, ссылаясь на летописи, считают, что, не желая вступать в новый брак, но вместе с тем стремясь упрочить отношения с Византией, Ольга попросила императора Романа стать её восприемником. В крещении она получила имя Елена и уже христианкой возвратилась в Киев. Путешествие в Константинополь ко двору императора Константина, описанное в византийских летописях, вероятно, было вторым путешествием княгини в Царьград.
Некогда яростная мстительница, став последовательницей Христа, она превратилась в мудрую и заботливую правительницу, настоящую мать для своих подданных. О силе народной любви к ней говорит множество легенд, сохранившихся в народной памяти, традиций, связанных с её именем, большое количество освящённых ей церквей и даже само широкое распространение в нашей стране имени Ольга, некогда варяжского, а теперь воспринимаемого во всём мире как типично русское. Она не настаивала на крещении своих подданных, но заботилась об их просвещении, и, если кто-то из них решал принять христианство, поощряла это намерение, действуя по-матерински мягко.
Её стараниями было построено немалое количество церквей. О строительстве одной из них — Троицкого собора на берегу реки Великой в её родных местах, сохранилось предание, повествующее о том, что на месте будущего собора Ольге явились три сходящих с неба луча небывалой красоты, и она, поняв, что эти три луча — Пресвятая Троица, построила здесь церковь во имя Святой Троицы, сначала деревянную, на месте которой позднее был возведен каменный собор, в перестроенном и значительно изменившемся виде дошедший до наших дней. Иоакимовская летопись называет её основательницей Пскова «Олга… повелела построить град на берегу Великой реки, и нарекши его Плесков, населить людьми, отовсюду призывая». Хотя известно, что поселение на месте нынешнего Пскова возникло задолго до рождения Ольги, всё же есть основания считать её основательницей Пскова, поскольку её стараниями Псков стал крупным торговым городом, украшение и процветание которого было постоянной её заботой. В числе основанных святой Ольгой церквей также Воскресенский собор в Великих Луках и храм Святой Софии Киевской. Некогда яростная мстительница, она заботилась о сохранении мира, и её правление прославилось отсутствием вооружённых столкновений и бунтов. Она заботилась о разумном устроении княжества, провела административную реформу, разделив Новгородские земли на погосты — территории, объединяющие несколько поселений и установила для них уроки — фиксированный объём повинностей. Она заботилась о развитии земледелия и садоводства. От неё, с устроенных ею «княжеских раздач», ведёт начало отечественная традиция благотворительности. Умирая, она, завещавшая значительные средства на поддержание построенных ею церквей, не забыла и о бедняках, оставив деньги на продолжение начатой ею благотворительной деятельности.
Спустя двадцать пять лет после смерти Ольги её внук князь Владимир перенёс её нетленные мощи в Десятинную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В XIV веке они были утрачены, во время разорения церкви монголо-татарскими кочевниками.
Несмотря на то, что официально княгиня Ольга была признана Православной Церковью святой только на рубеже XIII-XIV веков, в народе она почиталась святой издревле. Народная память сохранила множество свидетельств об исцелениях тех, кто искал её заступничества, особенно при глазных болезнях. Воды ключа в Выбутах, в котором, по преданию, умывалась юная Ольга, считались чудотворными; долгое время после смерти святой благоговейно сохранялись сани, в которых она объездила всё своё княжество, укрепляя и обустраивая его во славу Божию. Но, пожалуй, самое прекрасное из всех преданий о святой княгине рассказывают на Волыни потомки древлян, вступивших некогда в смертельную схватку с Ольгой. Это предание говорит, что став христианкой, Ольга вернулась в разорённый её местью край и просила прощения у убийц своего мужа. Здесь, на этой земле, сегодня воздвигнут памятник в её честь.
Анна Кудрик