Вероятно, большинство из нас слышали легенду о св. Августине, который, размышляя над тайной Бога, единого в трех Лицах, встретил на берегу моря мальчика, который чашей переливал воду из моря в вырытую ямку. И когда Августин высказал очевидное: что это невозможно, – он услышал в ответ, что точно так же человеческому разуму невозможно понять тайну Святой Троицы.
Эта легенда – хорошее напоминание о том, что нам необходимо смирение, когда мы пытаемся постичь и объяснить что-то о Боге. Ограниченность нашего разума и, соответственно, необходимость смирения, впрочем, становятся всё более очевидными и когда мы познаем Вселенную, в которой живем: чем больше человек открывает нового, тем больше появляется вопросов. Но и то, что есть человек, также остается для нас загадкой, особенно когда речь идет не о каких-то поверхностных вещах, а о нашей глубинной духовной сущности. И как может быть иначе, если мы не только были созданы «по образу и подобию» Бога, но и Бог-Сын принял на Себя нашу природу? Только принимая во внимание эту истину, мы можем получить полное представление о том, кто мы есть.
Сын открывает Отца
Опыт познания Бога как Троицы рождается не из выводов нашего разума, а благодаря тому, что Сын Божий приходит в наш мир и являет неслыханную новость, которая переворачивает монотеистическое мировоззрение Израиля: Бог – это не «монада», не одна самодостаточная личность, а единство трех Лиц. Бог – это взаимоотношения: взаимный дар и любовь Отца, Сына и Духа друг другу. В священных писаниях Израиля слово «Отец» и раньше использовалось по отношению к Богу, но очень редко и только в качестве метафоры, выражающей особую любовь Бога к избранному народу. Но Иисус называет Бога Отцом не метафорически, а буквально: потому что у Него есть Сын, Возлюбленный. И то, что Бог любит, это не просто одно из Его действий «среди прочих», о чем знал также Израиль, но сама суть того, кем является Бог – Бог является любовью, которая создает, спасает, освящает. Именно таким образом мы познаем особое действие отдельных Лиц: Отца-Создателя, который призывает все сущее к бытию; Сына-Искупителя, который спасает заблудшее творение; Духа-Животворителя, который освящает спасенное и ведет его к участию в славе единого Бога. Они различаются в своих действиях, но все же всегда действуют вместе, как объясняет Господь Иисус через евангелиста Иоанна.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…»: эта истина, которая открывается нам в словах Господа Иисуса, фактически также остается для нас частью тайны, которую невозможно постичь простым усилием человеческого разума. «О, сколь неизреченно богатство любви: ради искупления слуг, Ты предал Сына!» – провозглашает Церковь в Пасхальной литургии. Это любовь, которой Отец, Сын и Святой Дух любят каждого из нас лично – тебя и меня; непостижимая для нас во всей своей глубине, эта любовь показывает, насколько мы драгоценны для Бога. В то же время Иисус говорит, что любовь Бога может быть принята только в свободе веры – она не может быть навязана силой; наше неотъемлемое достоинство и величие как детей Божьих, созданных по образу Божьему, заключается в нашей свободе отвечать любовью на любовь. Но наша свобода достигает своего предназначения только тогда, когда она выбирает любить.
Сотворенные по образу Божьему, чтобы жить в отношениях любви
Мы, сотворенные по образу Божьему, – также не «монады», не самодостаточные организмы, но созданы для взаимоотношений, для общения с другими, для реализации нашей сущности детей Бога в любви и единстве с другими. Эта истина отражена в том факте, что мы приходим в этот мир благодаря связи двух людей, которые в идеале любят друг друга, и именно так их любовь становится плодотворной. Не только отношения между мужем и женой должны вырасти в нечто большее, чем их взаимное наслаждение, то есть быть направленными на новую жизнь, но и другие человеческие отношения, – такие как дружба, принадлежность к определенным группам или организациям, – имеют потенциал не только поддерживать нас, но и рождать что-то новое и прекрасное – что-то, что служит развитию Божьей жизни, помогает возрастанию Царства Божьего.
Мы можем спросить, почему в Евангелии на сегодняшнее торжество нет упоминания о Святом Духе? Ответ заключается в том, что Иисус приходит в этот мир, воплощаясь от Духа Святого через Деву Марию, и выполняет свою миссию через помазание Духа: Иисус есть Христос, потому что Он – Помазанник. Мы, христиане, также получили помазание Духа: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим 5, 5). Бог не только решает сопровождать Свой народ, отвечая на просьбу Моисея, как мы слышим в сегодняшнем первом чтении, но и решает жить в нас, делая нас Своей святыней. Пусть сегодняшнее торжество поможет нам обновить наши отношения с Отцом, нашим Создателем, Сыном, нашим Спасителем, Духом, который освящает нас и ведет нас к нашему предназначению во славе Бога, единого в Троице. Аминь.
О. Виктор Жук SJ