В 1885 г. Папа Лев XIII объявил октябрь месяцем Розария. Он же ввёл в Лоретанскую литанию Божией Матери слова «Царица святого Розария – молись о нас».
По сложившейся в Церкви традиции октябрь – месяц, посвящённый молитве на чётках — Розарию. Каждый день октября в большинстве католических храмов мира прихожане собираются вместе, чтобы читать эту молитву, которая соединяет в себе молитву и духовное созерцание главных событий из жизни Иисуса и Марии. «С Розария, — писал Папа Иоанн Павел II в Апостольском послании “Rosarium Virginis Mariae”, — христианский народ начинает школу Марии, приобщающую к созерцанию прекрасного лика Христа и переживанию глубины Его любви. Посредством Розария верующий достигает обилия благодати, словно получая её прямо из рук Матери Искупителя».
Но один день этого месяца особым образом посвящён Богородице – это 7 октября – праздник Пресвятой Девы Марии – Царицы Розария.
Традиция отсчитывать количество произнесённых молитв с помощью бусин, нанизанных на нитку, известна в Европе начиная с раннего Средневековья. Принято считать, что первой молитвой на чётках, известной в христианском мире были сто пятьдесят «Отче наш» (по количеству псалмов в Псалтири), которые вместо псалмов бревиария произносили те миряне и монахи, чьё знание латыни было недостаточным, для того, чтобы читать по книге. Идея замены псалмов бревиария определённым количеством чтения Молитвы Господней, отсчитываемых с помощью бисерных чёток, принадлежит св. Бэде.
Принято считать, что молитва Розария ведёт начало от того дня 1214 г., когда во время войн с альбигойцами, Пресвятая Дева Мария явилась святому Доминику и, вручив ему чётки, научила его той молитве, на которой основан современный Розарий – венок из молитвенных роз, которые мы приносим Богородице. Действительно ли было так или нет, сейчас никто не скажет, но именно доминиканцы, в частности Алан да ля Рош (1428-1475 гг.) способствовали тому, что Розарий стал широко распространённой молитвой. Именно этот монах-доминиканец разделил Розарий на пятнадцать десятков «Радуйся, Мария…», разделяемых молитвой «Отче наш». Несколько раз на протяжении жизни Алана де ля Роша ему являлась Пресвятая Дева Мария. Во время этих явлений Она поручила доминиканцам распространять молитву на чётках и дала знаменитые пятнадцать обещаний тем, кто будет молиться Розарием. Вскоре, во многом благодаря трудам доминиканцев, эта молитва стала чрезвычайно популярной. По всей Европе возникли братства Розария, молившиеся на чётках в интенции Церкви.
Одиннадцатое обещание, данное Пресвятой Девой Марией почитателям молитвы Розария гласит: «То, о чем попросите в Святом Розарии — получите». День, когда мы сегодня отмечаем праздник Марии – Царицы Святого Розария удивительным образом показал всему миру действенность этого обещания. В 1570 г. разразилась одна из турецко-венецианских войн, продолжавшаяся с перерывами три года. Причиной этой войны было желание Османской империи захватить Кипр, принадлежавший Венеции. Для получения необходимых для ведения этой кампании средств было продано имущество и здания христианских церквей и монастырей, находившиеся на европейских территориях, принадлежавших туркам. Венецианцы попытались создать антитурецкую коалицию и обратились для этого к католическим государям Европы, но на просьбу о помощи откликнулись только испанский король Филипп II и Папа Пий V. Турки считались непобедимыми воинами и те из европейских монархов, кому ценой бесконечных уступок удалось добиться мира с ними, не захотели выступать на стороне Венеции. Объединённые силы христиан, вошедших в Священную лигу, потерпели ряд поражений. Тогда Папа обратился к членам братств Розария с просьбой молиться о даровании победы. Сам он также принимал участие в этих молитвах. Совершались многочисленные процессии, читавшие Розарий и молившие о даровании победы.
Наконец, 7 октября 1751 г. объединённые силы Священной лиги одержали победу в морском сражении при Лепанто. Были освобождены двенадцать тысяч пленников-христиан, прикованных цепями к вёслам турецких галер. Историки считают, что серьёзных политических последствий эта победа не имела, однако важнее политических выгод были другие итоги этой победы. Битва при Лепанто показала, что казавшиеся непобедимыми турки могут быть разбиты, что, объединившись, христиане могут противостоять экспансии мусульманских сил, и, самое важное, никакая иная сила не может быть сильнее, чем сила общей молитвы. Победа эта была воспета множеством поэтов и художников. Примечательно, что в сознании большинства современников сражение при Лепанто было не сражением между государствами, но битвой за Церковь. Не случайно великий Тициан назвал картину, изображающую это событие, «Испания приходит на помощь религии». Хотя воины-христиане показали чудеса героизма, победоносный исход сражения, как считало большинство, был обеспечен заступничеством Пресвятой Девы Марии. Вскоре после этого знаменательного события, Папой Пием V и был учреждён праздник, который сначала назывался праздником Благословенной Девы Марии по случаю победы. В 1573 году Папа Григорий XIII переименовал праздник в день Пресвятой Девы Марии – Царицы Розария.
Первоначально этот праздник отмечался только теми церквями, в которых были алтари, посвящённые молитве Розария. После победы над турками под Белградом в 1716 году праздник был распространён Папой Климентом XI на всю Церковь. Он отмечался в первое воскресенье октября до тех пор, пока Папа Пий Х не вернул его на 7 октября, ту дату, благодаря которой праздник возник.
В 1885 г. Папа Лев XIII объявил октябрь месяцем Розария. Он же ввёл в Лоретанскую литанию Божией Матери слова «Царица святого Розария – молись о нас».
Со времени победы при Лепанто молитва Розария и традиции, связанные с ней развивались. В 1635 г. доминиканец о. Тимоти Риччи организовал Вечный Розарий. Группа состояла из 8760 человек (по числу часов в году) и, таким образом, Розарий продолжался непрерывно в течение года. В 1826 г. Полин Мария Жарико из Лиона, стремившаяся к тому, чтобы ежедневно происходило чтение всех пятнадцати тайн Розария, создала движение Живого Розария, в котором каждый из членов кружка брал на себя обязательство ежедневно в течение месяца читать одну тайну. Это движение получило широкое развитие. Сегодня группы Живого Розария существуют практически при каждом католическом приходе мира.
В 2002 г. Папа Иоанн Павел II добавил к Розарию новую часть — Светлые тайны.
Молитва Розария любима многими. Её любят простые души и интеллектуалы, она даёт духовную пищу простой крестьянке и учёному богослову. Розарий был любимой молитвой смиренной Бернадетты Субиру и Римских Первосвященников. Её читают в семьях, вместе с маленькими детьми, в церковных приходах и в монашеских кельях. Благодаря ей, ежедневно и ежечасно в христианском мире одерживаются бесчисленные победы — большие и маленькие, на поле боя и в духовной брани — которые дарует нам заступничество нашей Небесной Матери – Пресвятой Девы Марии.
Анна Кудрик