Фаворский свет, исходящий от преображённого Тела Христа, несёт надежду на спасение, на победу над грехом и вечную жизнь во Христе каждому из нас. Путь к исполнению этой надежды – следование за Ним – лёгок и одновременно прост: «Итак… снимем с себя нечистые одежды, — говорит святой Иоанн Златоуст, — облечемся в оружие света, — и слава Божия осенит нас».
«Нынешний день на Фаворе очами человеческими было видено невиданное: видено было тело земное, сияющее Божественным светом, — тело смертное, источающее славу Божества. Ныне слухом человеческим слышано было неслыханное: поелику Тот, Кто являет Себя человеком, объявляется от Небесного Отца Сыном Божиим, единородным, возлюбленным, единосущным. Ныне Творец и Господь всего из снисхождения к рабам облекшийся во образ раба и ставший по естеству и по образу человеком, — ныне именно являет в сем образе красоту Свою. Приидите же, поревнуем и мы послушанию апостолов, последуем с готовностью на голос Христов, исповедаем непостыдно Сына Бога живаго, взойдем на гору добродетелей — и мы узрим славу и услышим неизреченные тайны: ибо воистину блаженны очи, которые видят, и уши, которые слышат то, что многие пророки и цари желали видеть и слышать, но не получили желаемаго (Мф. 13, 16–17)» — так говорил о празднике Преображения Господня святой Иоанн Дамаскин.
Событие Священной истории, лежащее в основе этого праздника, описано в трёх синоптических Евангелиях с очень незначительными расхождениями в тексте. Во всех трёх описанию Преображения предшествует рассказ об исповедании Петром Христа Сыном Божиим. Везде говорится о том, что с того момента, когда Пётр на вопрос Учителя: «А вы за кого почитаете Меня» ответил: «Ты Христос – Сын Бога Живого» до того, когда Христос повёл трёх своих учеников – Петра, Иакова и Иоанна на гору прошло около недели (шесть дней в Евангелиях от Матфея и Марка, восемь у Луки). И там свет осиял Его, и ученики увидели Илию и Моисея, склонившихся перед Христом и беседующих с Ним. Матфей и Марк содержания этой беседы не передают, Лука говорит, что, «…Они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лук. 9:31). Все трое рассказывают о простодушном порыве Петра, о его желании остаться навсегда здесь, в сиянии неземного света рядом с пророками и любимым Учителем, и о том, как на возвратном пути облако осенило их, и из него послышался глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». Есть в Новом Завете и свидетельство самого Петра: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Петр. 1:16-18).
Место, где происходило Преображение во всех синоптических Евангелиях названо одинаково — «гора». Матфей и Марк называют эту гору «высокой», а Пётр, непосредственный участник события «святой». Ни один из апостолов не называет ни имени этой святой и высокой горы, ни её местоположения. Древняя церковная традиция считает местом Преображения гору Фавор. Евсевий Кесарийский, толкуя 13 стих Псалма 88 «…Фавор и Ермон о имени Твоём радуются», пишет: «Думаю, что эти горы – место Преображения нашего Господа и Спасителя». Ориген (182-154 гг) уверенно называет гору Фавор горой Преображения, в следующем столетии святой Кирилл Александрийский также называет Фавор местом Преображения. Святой Иероним Стридонский, описывая маршрут паломничества по святым местам своей духовной дочери, благочестивой римлянки Паулы, говорит, что она поднималась на гору Фавор, где произошло Преображение Господне. Святая Елена в числе других храмов на Святой Земле основала и храм во имя Иисуса и святых апостолов Петра, Иакова и Иоанна на горе Фавор в память явленного там чуда Преображения. Безымянный паломник из Пьяченцы, посетивший Фавор в 570 г. описывает три святилища, находившиеся там в память о Преображении, другой паломник повествует о множестве монахов, живших на святой горе и также называет её местом Преображения.
В наше время некоторые богословы склоняются к мнению, что горой Преображения следует считать не Фавор, а Ермон. Это мнение основывается на том, что Фавор значительно ниже Ермона – всего 588 м. над уровнем моря, что сравнение блистающих одежд Иисуса и пророков со снегом (Мк 9:3) могло быть вызвано покрытой снегом вершиной горы, а снег покрывает только вершину Ермона и никогда — Фавора, наконец, что гора Фавор не была уединенным местом, а на её вершине находилась римская крепость, поэтому едва ли она могла быть выбрана как подходящее место для молитвы. Однако, всё же гора Фавор достаточно высока, чтобы быть названной «высокой горой», а возможная ассоциация со снегом на вершине горы только предположение. Что касается крепости у горы Фавор, она была построена в 67 г. во время Первой Иудейской войны.
Первые косвенные упоминания о празднике в честь Преображения Господня относятся к IV в. Считается, что в это время праздник начали отмечать в Армянской Церкви. Армянский епископ Григорий Аршаруни описал праздник, введенный святым Григорием Просветителем (ок. 252-356) в память этого события вместо языческого праздника в честь богини любви Астхик, носившего название Вардавар (цветущая роза), поскольку на горе Фавор была, подобно раскрывающейся розе, открыта Слава Христова. До сегодняшнего дня этот праздник отмечается в Армянской Церкви на седьмое воскресенье после Пятидесятницы, оставаясь здесь одним из главных и любимых. На Востоке праздник возник в Восточной Сирии (первые свидетельства об этом относятся к VI в.) и к VII распространился по всему христианскому Востоку. В Греческой и Русской Православной Церкви Преображение входит в число двунадесятых праздников и имеет собственную вигилию. Несмотря на то, что само событие Преображения произошло в феврале, память о нём празднуется 6 августа по Юлианскому календарю. Большинство богословов и историков считают, что при выборе даты празднования был избран день освящения храма Преображения Господня на горе Фавор, воздвигнутого по повелению святой Елены. В Западной Церкви праздник Преображения отмечался сначала в отдельных епархиях и к IX в. уже был довольно широко распространён. Во многих случаях датой праздника было 6 августа, однако, например, в Галлии и Англии праздник приходился на 27 июля, в Мейсене на 17 марта, в Альберштадте на 3 сентября. В 1457 г. Папа Калликст III, каталонец по происхождению, вёдший активную борьбу с турками, в благодарность за дарованную победу над ними в битве при Белграде распространил его на всю Церковь, сделав 6 августа, день, когда известие о победе достигло Рима, единым для всех днём празднования.
На древность праздника указывает и то, что с празднованием Преображения связано множество народных обычаев, воспринятых из иудейской традиции, или даже имеющих языческие корни, но получивших новый христианский смысл и вошедших в литургическую практику. Так, в Греции в этот день освящается виноград, а в Русской Православной Церкви – яблоки. В некоторых местностях Италии сохранилась традиция в этот день выжимать первый сок из гроздей красного винограда и соединять его с вином для мессы в память о том дне, когда прославленное Тело Спасителя было озарено светом Преображения и три апостола смогли своими глазами увидеть иную, чем они видели прежде, божественную природу Христа.
Во все периоды существования Церкви Преображение было и остаётся одним из важнейших событий нашего Спасения. Проповеди и толкования, посвящённые этому эпизоду Священной истории есть в творениях многих отцов Церкви, которые, обращая внимание на разные аспекты чудесного события на горе Фавор, единодушны в одном – Фаворский свет, исходящий от преображённого Тела Христа, несёт надежду на спасение, на победу над грехом и вечную жизнь во Христе каждому из нас. Путь к исполнению этой надежды – следование за Ним – лёгок и одновременно прост: «Итак… снимем с себя нечистые одежды, — говорит святой Иоанн Златоуст, — облечемся в оружие света, — и слава Божия осенит нас».
Анна Кудрик