В проповеди, произнесённой в день её канонизации, Папа Пий XII подчеркнул, что Екатерина Лабуре свята не потому, что удостоилась видеть Пресвятую Деву, а потому, что её жизнь была всецело отдана служению бедным и больным и именно служа им, она и достигла Неба.
«Святой, исполненной долга и молчания» назвал святую Екатерину Лабуре Папа Пий XII во время проповеди по случаю канонизации этой тихой монахини, вся жизнь которой, от момента её вступления в Общину Дочерей Милосердия и до смерти, прошла в приюте д’Энгиенн, основанном герцогиней Бурбонской в 1819 г. Исключение составили те девять месяцев (с мая 1870 по июль 1871 г.), когда власть в Париже перешла в руки коммунаров и сёстры вынуждены были оставить Париж, охваченный волнениями. Именно её избрала Пресвятая Дева Мария для того, чтобы подарить нам чудотворный медальон, сегодня известный каждому католику, где бы он ни жил и на каком бы языке не говорил.
Будущая сестра Екатерина Лабуре родилась 2 мая 1806 г. в Фен ле Мутье, в Бургундии, в крестьянской семье, где была седьмой из одиннадцати детей. При крещении она получила имя Зоя. Когда ей было девять лет, умерла её мать и она, как и другие девочки в семье, должна была взять на себя часть материнских обязанностей. Наверное, самым распространённым утешением, которое слышали в то время сироты было напоминание о том, что у них, как у всех нас есть ещё одна – Небесная Мать, Пресвятая Дева Мария, Которая никогда не оставит никого из своих детей. И, приходится признать, что обычно это слабо утешало детей, потерявших маму, возможно, потому, что те, кто им об этом говорил и сами были не очень-то уверены в своих словах. Но Зоя с удивительной для такой маленькой девочки верой приняла эту истину всем сердцем и, обращаясь к Божьей Матери в молитве, говорила: «Теперь Ты – моя мама». Постепенно в ней появилось и стало крепнуть желание стать монахиней. Когда ей было двадцать два, она впервые заговорила об этом своём желании с отцом. Но отец, уже отпустивший в монастырь старшую дочь, Мари-Луизу, категорически отказал младшей в разрешении. Вместо монастыря он послал девушку в Париж, где она должна была работать в трактире, помогая дяде, вероятно, в надежде на то, что в большом городе дочь забудет о своих благочестивых настроениях и станет, как все другие девушки её возраста прилежно зарабатывать себе приданое, а потом благополучно выйдет замуж. Прошло два года, прежде чем отец, убедившийся в том, что из дочери не выйдет трактирщицы, смирился с её решением. В январе 1830 г. Зоя подала прошение о приёме в Главный дом Общины Дочерей Милосердия, находившийся в Париже. 14 января она получила от Совета сестёр положительный ответ. 21 апреля двадцатичетырёхлетняя Зоя Лабуре переступила порог дома на улице Бак, 140, приняв имя Екатерина.
В эти дни весь религиозный Париж переживал важное событие – перенесение мощей святого Викентия де Поля из собора Нотр Дам в церковь лазаристов на улице Севр. В первый день своей монашеской жизни 21 апреля, в капелле Дочерей Милосердия, куда были привезены мощи святого, над реликварием, молодая новициантка увидела его сияющее сердце. Спустя три месяца, 18 июля Екатерина проснулась ночью, так как услышала голос, окликавший её. Открыв глаза, она увидела маленького ребёнка, который сказал ей, чтобы она скорее шла в капеллу, где её ждёт Пресвятая Дева Мария. В часовне Екатерина увидела Богородицу и бросилась перед ней на колени. Божия Матерь сказала, что приближаются трудные времена, когда христианская вера будет гонима и оскорбляема и раны Её Сына вновь кровоточат. Она сказала Екатерине, что избрала её для особой миссии, исполнение которой будет сопряжено с трудностями и испытаниями. Также она пообещала, что всякий, кто с верой и надеждой придёт молиться на улицу Бак, получит особые милости.
27 ноября, во время утрени, сестре Екатерине вновь явилась Дева Мария, стоявшая на земном шаре, простирая над ним руки, из которых исходил свет, символизирующий, как пояснила Она Екатерине, «…милосердие, которое Я дарую тем, кто просит Меня о нём». Вокруг фигуры Марии возникла рамка, и появились слова, которые сегодня произносятся христианами-католиками не реже, чем молитва «Радуйся Мария» — «О Мария, без первородного греха зачатая, молись о нас, к Тебе прибегающих». Овал повернулся другой стороной, и Екатерина увидела букву «М», переплетающуюся с крестом, и два сердца под ней – увенчанное тернием – Иисуса и пронзённое мечом – Марии, обрамлённые двенадцатью звёздами. Богородица сказала, что хочет, чтобы по данному Екатерине образцу был отчеканен медальон. Она обещала Своё особое покровительство всем, кто будет носить его и читать данную Ею молитву. Сестра Екатерина рассказала о желании Божьей Матери своему духовнику о. Аладелю, который сначала усомнился в рассказе монахини. Медальон был выпущен только спустя два года, 30 июня 1830 г. Благодати и особые дары, обещанные Божьей Матерью своим детям, не замедлили.
Так, например, молодой человек иудейского происхождения, Альфонс Ратисбор, наследник банкирского дома, только что обручившийся, подобно многим молодым людям своего времени, считавший любую религию недостойным образованного человека предрассудком, надел медальон, который ему дал обратившийся в христианство и поэтому изгнанный из семьи брат Теодор. Возможно, он уступил брату, потому что не хотел с ним пререкаться, возможно, хотел показать и ему и всем остальным, что медальон – простая железка, которая ничего не значит. С медальоном на шее Ратисбор отправился в Рим. И здесь, в церкви Сант Андреа деле Фратте ему явилась Дева Мария, после чего он принял крещение, хотя только что высмеивал веру и верующих. Впоследствии он стал священником и основателем конгрегации Отцов и сестёр Сиона, существующей и сегодня. Историй, подобных этой, получившей широкую известность, случалось множество. Через медальон с улицы Бак происходили многочисленные обращения, исцеления, помощь в неразрешимых ситуациях. Спустя всего семь лет никто не называл его иначе, чем чудотворным, под этим именем мы знаем его и сегодня.
Сестра Екатерина просила о. Аладеля не открывать, что она, та монахиня, которая передала Церкви и миру поручение Пресвятой Девы. Её жизнь в общине Дочерей Милосердия шла своим порядком. По окончании новициата её направили в приют д’Энгиенн, где вначале поручили курятник и прачечную, и только позже допустили к уходу за больными стариками. Этим старикам, заботе о них, она, всегда молчаливая и тихая, и посвятила всю свою жизнь.
Она умерла 31 декабря 1876 г. в возрасте семидесяти лет. Во время её похорон, возле её гроба исцелился от неизлечимой болезни двенадцатилетний мальчик, и это чудо стало первым в череде чудес, дарованных по её заступничеству.
Папа Пий XI беатифицировал сестру Екатерину Лабуре 28 мая 1933 г., а 27 июля 1947 Папа Пий XII провозгласил её святой. Её тело, оставшееся нетленным, покоится в монастырской церкви на улице Бак, там, где она внимала голосу Пресвятой Девы.
Не секрет, что когда кому-то из верующих являются святые, Богородица или Сам Христос, то помимо недоверия, это, нередко, вызывает и непонимание, и даже обиду у остальных. Всем известно, что настоятельница Бернадетты Субиру до самой смерти не могла понять, почему Пречистая Дева выбрала простенькую крестьянку, которая даже говорить как следует не умеет, а не «просвещённую монахиню», вроде неё. В самом деле, на первый взгляд, выбор того, кто должен передать всей Церкви волю Божию часто кажется странным и даже нелогичным. Но, может быть, Бог и Его Пречистая Матерь говорят и с нами, но мы не слышим Их? Просвещённые и подготовленные, мы считаем иносказанием или преувеличением все те евангельские слова, которым не готовы следовать, не слышим того, чему не можем поверить? И только простые и чистые души обладают особым даром с верой идти за Христом. Святая Екатерина с детства знавшая, что у неё есть Мать на небесах, никогда не сомневавшаяся в том, что когда она заботится о больных и одиноких, то заботится о Христе, потому что Он Сам сказал ей об этом в Евангелии, принадлежала к тем, кто имел этот особый дар веры и именно этот дар, сделал её святой. В проповеди, произнесённой в день её канонизации, Папа Пий XII подчеркнул, что Екатерина Лабуре свята не потому, что удостоилась видеть Пресвятую Деву, а потому, что её жизнь была всецело отдана служению бедным и больным и именно служа им, она и достигла Неба.
Анна Кудрик