«Он вел за собой с властностью отца и нежностью матери. Нет такого человека, кто мог бы упрекнуть его в гордости, напротив — он был кроток, как агнец».
Одна из характерных особенностей современного мира – почти полное отсутствие тишины. Во время работы, в дороге, на отдыхе, мы всё время что-то слушаем – музыку, новости, аудиокниги, то ли боясь отстать от ритма современной жизни, то ли по каким-то иным причинам. Иногда можно подумать, что мы стали бояться тишины, бояться услышать в ней что-то такое, что, возможно, перевернуло бы нашу жизнь и заставило бы вдруг всё изменить. Но и сегодня есть люди, избравшие иной путь, ищущие тишины для того, чтобы в ней яснее слышать голос Бога. Это – монахи-картезианцы – последователи святого Бруно – основателя Великой Шартрезы.
Святой Бруно родился в Кёльне около 1030 г. В юности он поступил в знаменитую Реймсскую школу во Франции, где обучался богословию. Ему было около двадцати пяти лет, когда он получил докторскую степень, был рукоположен во священника и назначен каноником Реймсского собора, а спустя год занял место ректора школы, впоследствии ставшей Реймсским Университетом. Реймсский диоцез занимал особое место в Церкви Франции, считаясь первым среди других двенадцати. Здесь, в соборе святого Ремигия короновались французские короли. Вскоре Бруно был назначен канцлером реймсского епископа. Епископскую кафедру в это время занимал епископ Жерве, с которым святого связывали дружба и общий взгляд на роль Церкви в современном им мире. Оба они были горячими сторонниками клюнийской реформы, начатой вторым настоятелем Клюнийской общины святым Одоном Клюнийским в первой половине Х века и продолженной его преемниками. Реформа предполагала выведение монастырей из-под власти государства и местных епископов, преобразование монашеской жизни, на тот момент в некоторых монастырях далеко отошедшей от устава святого Бенедикта, борьбу с симонией (торговлей церковными должностями), введение обязательного целибата для духовенства. После смерти епископа Жерве его место занял епископ Манассия, представитель аристократического семейства, рассматривавший епископство не как служение Богу и Церкви, а как ступень в политической карьере. Бруно Кёльнский инициировал собор в Отоне, который низложил епископа, однако Манасия не согласился с решением собора и развернул преследование будущего святого, вынудив его покинуть Реймс. Тем временем в городе вспыхнул бунт – жители были возмущены образом правления епископа и теперь уже ему пришлось бежать, спасая свою жизнь и свободу. Можно предположить, что это столкновение сделало для Бруно очевидным его настоящее призвание и тот путь к спасению, для которого его предназначил Бог. Отказавшись от предложенной ему епископской кафедры, он вместе с двумя другими канониками Раулем и Фульцием пришёл в Саше-Фонтен, где святой Робэр основал обитель, впоследствии давшую начало ордену цистерцианцев.
В 1084 году Бруно с шестью товарищами Стефаном из Бурга и Стефаном из Дие, Ландином, Гуго, капелланом, и двумя мирянами Андре и Гвереном пришёл к епископу Гуго Шатонефскому. Эти семеро подвижников искали особенного пути, их влёк за собой пример первых христианских отцов-пустынников, и точнее всего их цель можно было бы выразить словами, из Устава ордена картезианцев, первыми монахами которого они стали: «усердно искать, скоро найти и обрести Господа Бога», придя таким образом «к совершенной любви». Незадолго до этого епископ увидел во сне крест в окружении семи звёзд и в семи странниках, желавших в молчании и уединении полностью посвятить себя созерцанию Бога, увидел пророческий смысл своего сна. В будущем крест и семь звёзд стали гербом картезианского ордена. Епископ разрешил семи подвижникам основать монастырь в горах возле местечка Шартеза. Здесь братья построили для защиты от непогоды семь хижин, соединённых навесами. Так была основана Великая Шартреза, давшая начало строго созерцательному ордену картезианцев, где братья были призваны вести аскетический образ жизни, сохраняя почти полное безмолвие и, как и поныне гласит их Правило: «Удаленные от всех, но в связи со всеми пребывающие», стоять «от имени всех пред Богом Живым».
«Сколько пользы и Божественного ликования доставляют уединение и покой пустыни стремящимся к ним, — знают лишь испытавшие это на собственном опыте. Мужи сильные могут здесь исследовать себя, оставаясь в себе; настойчиво искать добродетели и пользоваться плодами благодати Небесной. Здесь взгляд становится настолько острым, что может разглядеть Жениха; взгляд, ясно и скоро обращающийся к Богу. Здесь пребывают в деятельном покое и отдыхают в покойной деятельности. Здесь Бог после тяжкой битвы награждает сильных своих заветной наградой: покоем, которого не знает мир, и радостью в Духе Святом» — писал святой.
Шесть лет святой Бруно провёл в Великой Шартрезе, и папа Урбан II, некогда бывший его учеником, призвал его в Рим, так как нуждался в советнике. В течение года отшельник с послушанием и смирением нёс порученное ему служение, но его душа нуждалась в ином, и папа отпустил его, дав разрешение основать обитель подобную Великой Шартрезе в горах Калабрии. Здесь он и оставался до тех пор, пока 6 октября 1101 г. Бог не призвал его к Себе. Один из сподвижников святого так писал о нём: «Есть много поводов для похвалы Бруно, но превыше всего вот что: он был человеком в высшей степени уравновешенным и умеренным, это отличало его от всех. Его лицо всегда выражало радость, а язык его был крайне сдержан. Он вел за собой с властностью отца и нежностью матери. Нет такого человека, кто мог бы упрекнуть его в гордости, напротив — он был кроток, как агнец».
Бруно Кёльнский был канонизирован Папой Григорием XV в 1623 г.
Прошла почти тысяча лет с тех пор, как святой Бруно и шесть его друзей основали первую картезианскую обитель во Французских Альпах. Почти неузнаваемо изменился мир и может показаться, что времена отшельников миновали, как, несомненно, во времена святого Бруно были люди, считавшие, что больше никто не уходит от мира, подобно отцам-пустынникам первых веков христианства. Но и сегодня братья и сёстры основанного им Ордена в 23 монастырях, разбросанных по всему миру, в уединении и молчании предстоят перед Богом, вознося непрерывную молитву о том, чтобы мир, от благ и соблазнов которого они отреклись, приблизился ко Христу.
Анна Кудрик