Они уповали на милость Божью и их вера увенчалась рождением Той, Которую сегодня мы почитаем как Мать Спасителя, Мать Церкви и всех нас.
«Родители Пречистой Девы Марии, Матери Божией, чьи имена сохранены древней христианской традицией». В этих нескольких словах из Римского Мартиролога заключено всё, что мы знаем о святых Иоакиме и Анне.
В канонических Евангелиях нет никаких сведений о них, однако традиция их почитания насчитывает почти столько же лет, сколько существует сама Церковь. История преданной взаимной любви родителей Пречистой Девы Марии изложена в апокрифических текстах Протоевангелия Иакова, Евангелия псевдо-Матфея, книге Рождества Марии, а в житийной литературе дополнена множеством подробностей, о которых сегодня никто уже не сможет с уверенностью сказать – являются ли они дошедшими до нас подлинными свидетельствами очевидцев и участников событий двухтысячелетней давности, или плодом поэтического воображения потомков.
Из Предания Церкви известно, что Иоаким происходил из рода Давидова и был женат на Анне дочери священника Матфана «из колена Левина, из рода Ааронова» и, таким образом, в родословии Христа соединились царская и священническая ветви народа Израиля. Протоевангелие от Иакова, самый древний из известных апокрифов, датируемый серединой II в., называет Иоакима не просто богатым, но «очень богатым» и «от богатства своего» приносящим двойные дары Богу, то есть человеком благочестивым и щедрым. Однако, с точки зрения современников, Иоаким и Анна не могли считаться угодными Богу, потому что оставались бездетными. Однажды, когда, как того требовал обычай, Иоаким принёс свой дар в Иерусалимский храм, первосвященник Рувим, бывший там сказал ему: «Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю». Далее апокриф описывает горе Иоакима, ясно увидевшего, что нет во всей истории Израиля ни одного праведника, оставшегося бездетным, но вместе с тем и его надежду на милость Божию к нему и его жене. Он вспомнил об Аврааме и его жене Саре, которым Бог дал сына в старости и решил, что будет молиться и поститься в пустыне до тех пор, «…пока не снизойдет ко мне Господь», а до тех пор: «… будет мне едою и питьем молитва». Оставшаяся дома Анна так же взывала к Богу и оплакивала свою бездетность. Ангел, возвестивший супругам о том, что Бог даст им дочь, рождение которой станет радостью для всего мира, явился им в один и тот же день. Иоаким поспешил домой, Анна – ему навстречу. Их нежное объятие у Золотых ворот Иерусалима, ставших символом других ворот, в небесный Иерусалим, много раз было воспето художниками и поэтами христианского мира.
В Восточной Церкви принято считать, что оба родителя Пречистой Девы были в очень преклонных годах и умерли вскоре после того, как согласно данному ими обету отдали трёхлетнюю дочь воспитываться при храме. Другая традиция, позднее отвергнутая как ложная, утверждала, что Анна, бывшая моложе мужа, после его смерти сопровождала Святое Семейство в Египет, дважды выходила замуж, и от второго брака у неё родилась Мария Клеопова, мать апостолов Иакова Алфеева, Симона Зилота и Иуды Фаддея.
Почитание родителей Богородицы появилось вначале в Восточной Церкви, что совершенно естественно, ведь именно здесь и проходила земная жизнь бабушки и дедушки Спасителя, здесь жили их потомки и потомки тех, кто был с ними знаком. С распространением культа Богородицы, распространялась и традиция почитания её праведных родителей. Место, где согласно преданиям они были погребены, под Масличной горой, и где позднее был похоронен святой Иосиф Обручник, а потом было положено и тело их Дочери, стало местом паломничеств. В середине VI века в Константинополе по повелению императора Юстиниана была воздвигнута великолепная базилика во имя святой Анны, однако первые церкви в её честь появились на Востоке гораздо раньше, например, уже в IV веке в Иерусалиме существовала церковь святых Иоакима и Анны. Показывали паломникам и дом, построенный на том месте, где некогда стояло их жилище.
На Западе первым свидетельством почитания родителей Богородицы можно считать изображения святой Анны на фресках церкви Санта Мария Антиква в Риме, относящихся к VIII в., а первые упоминания о празднике в их честь относятся к X столетию. Первым признанным местом поклонения святой Анне в Европе стал Дуэ на севере Франции. В Средние века паломники и крестоносцы привезли частицы мощей святой Анны в Европу. Именно так мощи святой попали в церкви Апта в Провансе, Гента и Шартра. Культ распространялся очень быстро, во имя святых закладывались церкви, монастыри, открывались школы, больницы и приюты. Имена Иоаким и Анна всё чаще давались младенцам и вскоре стали одними из самых распространённых в Европе. Так как святая Анна, подобно ларцу, хранила в своём чреве драгоценность христианского мира – Пресвятую Деву Марию, её избрали своей покровительницей ювелиры и краснодеревщики, а поскольку она была хозяйкой дома и ей, без сомнения, приходилось прясть, ткать, шить и вышивать, она стала покровительницей не только матерей семейства и домашних хозяек, но и ткачей, портных, прядильщиков, вышивальщиц и белошвеек. Она покровительствовала вдовам и бесплодным супругам, а также больным заразными болезнями и ограждала от эпидемий целые города.
С 1378 г. праздник стал отмечаться в Англии, где святая пользовалась особой любовью, в том числе и потому, что традиционно изображалась в плаще зелёного цвета, считавшимся цветом этой страны. В 1522 году Папа Юлий II распространил его на всю Церковь, определив датой празднования 20 марта. В XVI веке, в течение недолгого времени праздник был отменён на том основании, что Священное Писание не говорит ничего о родителях Девы Марии, однако уже в 1584 году Папа Григорий XIII вернул его в церковный календарь, справедливо полагая, что родителям Богородицы должно воздавать особую честь. Именно тогда праздник стал отмечаться 26 июля. В ХХ веке с 1911 и до реформы 1969 г. память святого Иоакима праздновалась отдельно от памяти Анны, 16 августа, но сегодня эти двое святых вновь вспоминаются в один день – 26 июля.
Частицы мощей святой Анны хранятся в церквях Франции, Германии, Канады, в монастырях горы Афон, монастыре святого Иоанна Богослова на Патмосе, в Салониках. В России её реликвии есть в Валаамском монастыре.
Мы очень мало знаем о жизни святых супругов, но их культ распространён повсюду, где есть христиане. Им, родителям Пречистой Девы мы вверяем ещё не родившихся детей, они – покровители бездетных пар, заступники родильниц при тяжёлых родах и тех, кто страдает нервными и психическими заболеваниями, бабушек и дедушек, христианских супругов. К их заступничеству прибегают незамужние и работающие женщины, шахтёры и попавшие в шторм.
Предание сохранило для нас их имена — Иоаким – «Приготовление для Господа» и Анна – «Благодать, милость» и то главное, что нужно о них знать. Они были верными супругами, сохранившими преданность друг другу в испытаниях и горестях брака, долго остававшегося бесплодным, и никакие поношения, оскорбления, насмешки и упрёки, которые им приходилось переносить из-за этого, не уничтожили их любви друг к другу. Они уповали на милость Божью и их вера увенчалась рождением Той, Которую сегодня мы почитаем как Мать Спасителя, Мать Церкви и всех нас.
Анна Кудрик