«Тело, прежде чем душа, тело для души, то и другое – для Бога», потому что особая харизма братьев и сестёр камилианцев состоит в том, чтобы заботиться о страдающих тяжёлыми и неизлечимыми болезнями.
Все мы, христиане, привыкли думать, что, хотя бы в идеале, следует отдавать первое место заботе о душе. И это, конечно, так. Безусловно, естественно и разумно больше заботиться о том, что вечно, чем о том, что преходяще. Однако, есть среди множества монашеских орденов, существующих в Католической Церкви такой, члены которого в своей деятельности руководствуются принципом: «Тело, прежде чем душа, тело для души, то и другое – для Бога», потому что особая харизма братьев и сестёр камилианцев состоит в том, чтобы заботиться о страдающих тяжёлыми и неизлечимыми болезнями. 14 июля Церковь вспоминает основателя этой необычной монашеской семьи — святого Камилла де Леллиса, человека, пережившего всю глубину падения и всю радость нравственного возрождения во Христе.
Камилл де Леллис второй, младший сын Джованни де Леллиса, дворянина и офицера, служившего попеременно в разных наёмных войсках и Камиллы де Компелис, появился на свет 25 мая 1550 г. в Буккьянико Кьети в Абруцци, на севере Италии. Его мать, на тот момент уже очень немолодая, восприняла рождение крупного и активного мальчика, как несомненное чудо, и дала ребёнку имя, образованное от своего и означавшее «служитель Жертвы».
Когда мальчику было тринадцать, мать умерла, и с этого момента он рос в полном небрежении, так как заниматься его воспитанием стало некому. К счастью, пока была жива мать, он успел хотя бы выучиться читать и писать. Отец, продолжавший вести жизнь наёмника, взял сына с собой, и началось скитание Камилла по действующим армиям Европы, сначала вместе с отцом, а затем, когда спустя четыре года умер и отец, самостоятельно. Оказавшись среди солдат в том возрасте, когда подросток легко перенимает и хорошее и плохое, Камилл привык ко всему, что составляло повседневную жизнь солдат армии эпохи Возрождения со всеми её пороками – от пьянства и азартных игр до равнодушного отношения к чужой и собственной жизни. Единственное, чему он научился — воевать, и, как и отец, стал военным. Он служил сначала в Венецианской, потом в Испанской армиях, сражался в Далмации и в Африке, расточая жизнь и бездумно рискуя ею ради того, чтобы заработать на жизнь, и так же бездумно спускал всё заработанное ценой собственной крови в карты и кости. На ноге у него открылась страшная язва, и он оказался в римском госпитале святого Иакова для неизлечимых больных, но здесь ему помогли, и он вернулся в армию, потому что ничего другого делать не умел. В конце концов, в 1574 г. двадцатичетырёхлетний Камилл де Леллис, проигравший в кости всё что имел, включая оружие, с вновь открывшейся раной на ноге, вынужден был наняться на строительство монастыря капуцинов в Сан-Джованни-Ротондо неподалёку от Манфредонии. И здесь его позвал к Себе Бог, вложивший в уста монаха-капуцина слова: «Бог это всё, остальное – ничто. Надо спасать бессмертную душу».
В этих словах, наверное, не было ничего сложного, особенного, или такого, чего Камилл не знал бы прежде, но только сейчас он, наконец, был готов услышать и принять их. Однако, как показал дальнейший опыт, мало было принять, казалось бы, всем известную истину о бессмертии души и о любви Бога к каждому конкретному человеку – надо было изменить свою жизнь так, чтобы она была ответом на эту любовь. 2 февраля 1575 г. Камилл вступил в монастырь капуцинов, но потерпел неудачу. Одной из причин была пагубная привычка к азартным играм, которую он не мог преодолеть. Позднее, уже в Риме, он всё ещё не в силах прекратить игру будет убегать из госпиталя святого Иакова на пристань, чтобы предаться своей страсти в компании лодочников и матросов. Другой причиной была страшная гнойная язва на ноге, делавшая жизнь возле нового брата почти невыносимым испытанием для тех, кто был с ним рядом. В римском госпитале св. Иакова ему уже однажды стало легче, и он вновь отправился туда, в надежде на избавление от страданий, и здесь стало ясно, к чему Христос призывает этого вчерашнего солдата, гуляку, драчуна и игрока.
Римский госпиталь святого Иакова был уже хорошо знаком Камиллу, он прежде лечился здесь, и тогда ужасные бытовые условия, в которых находились больные, грязь, скверная пища, необученный, склонный к насилию персонал не произвели на него никакого особенного впечатления. Тогда он ещё не осознавал, что каждый из этих больных бедняков, грязных, скверно пахнущих, отвечающих грубостью не только на грубость, но и на заботу, несёт в себе образ страдающего Христа. Теперь он видел всё иначе – вокруг него страдал Бог, и он больше не мог оставаться в стороне.
Самой большой проблемой больниц эпохи Возрождения было отсутствие людей, которые могли бы обеспечить должный уход за больными. Заниматься этим грязным, изнурительным и неблагодарным трудом мало кто хотел добровольно, и городские власти привлекали к этой работе преступников. Труд здесь и в самом деле был каторжным. Проблема была настолько острой, что несколькими годами раньше старший современник Камилла де Леллиса – святой Филипп Нери стал организовывать группы добровольцев из числа своих последователей для ухода за больными. Но это была только одна из сторон милосердной деятельности этих людей, больницы же постоянно нуждались в рабочих руках.
Вчерашний пациент госпиталя при больнице святого Иакова стал помогать больничным служителям ухаживать за пациентами, одновременно вновь начав постулат в Ордене капуцинов. Филипп Нери стал его духовным отцом. Вскоре, благодаря самоотверженной заботе о больных, Камилл стал руководить всем персоналом госпиталя. Постепенно, вокруг него собралась группа братьев, ради Христа Распятого посвятивших себя служению больным. Это был совершенно новый тип больничных служителей. Если прежде считалось, что только тот, кто непосредственно лечит больного, должен иметь специальную подготовку, а ухаживать (мыть, кормить, перестилать бельё) в состоянии любой человек, то благодаря Камиллу и его сподвижникам стало очевидно, что забота о больном, продиктованная любовью к нему, хорошо продуманная и правильно организованная, так же важна, как вовремя сделанная операция, и так же способна облегчать страдания, и даже исцелять.
В течение последующих десяти лет Камиллу де Леллису удалось полностью изменить ситуацию сначала в больнице святого Иакова, а затем и в другой знаменитой римской больнице — больнице Святого Духа. С трепетной любовью он ухаживает за самыми тяжёлыми больными, не испытывая ни малейшей брезгливости. Он придумывает щадящие способы перестилания простыней лежачим больным (этими способами и сейчас пользуются профессиональные сиделки), кормления тех, кто не может есть сам, бережной обработки ран и обучает им других. Любовь к Христу, Которого он видит в каждом своём подопечном, делает его бесконечно терпеливым и необыкновенно трудоспособным – другие больничные служители не могут понять, когда же он спит и спит ли вообще. Он оказывается очень способным администратором, и ему удаётся добиться того, чтобы больные получали хорошую еду, чтобы палаты вовремя убирались и проветривались, а заразные больные помещались отдельно от других. В это же время Филипп Нери убеждает его учиться, и стать священником. Несмотря на то, что, казалось бы ни на что, кроме ухода за больными и организации работы больницы просто физически не должно хватать времени, он, тем не менее, получает богословское образование и в 1584 г. в церкви святого Иоанна на Латеранском холме его рукополагают во священника.
18 марта 1586 г. Папа Сикст V утверждает устав общества служителей больных. На чёрном монашеском одеянии члены общества носят нашитый на груди красный крест, как символ Драгоценной Крови Христа, даровавшей людям Искупление, который сегодня в сознании большинства людей ассоциируется с медициной и милосердным служением. В тот же год церковь святой Магдалины в Риме становится Материнским Домом нового общества. Папа Григорий XIV преобразует общество в монашеский Орден регулярных клириков. 8 декабря 1591 г. о. Камилл вместе с двадцатью пятью другими братьями приносит три монашеских обета, целомудрия, бедности и послушания, дополненные четвёртым – обетом служения больным.
Дома нового ордена появляются в Неаполе, Милане, Генуе, Флоренции, Болонье, Мантуе, Ферраре, Мессине, Палермо, Витербо, Кьети, Буккьянико, Боргонуово. И везде братья ухаживают за страдающими бедняками с той любовью, которую они переняли у своего настоятеля. Происходит самое настоящее чудо – каких-то десять лет назад невозможно было найти желающих заботиться о больных – теперь десятки и сотни молодых христиан хотят делать это не получая никакого земного вознаграждения, добровольно, потому что таким образом они служат Христу. Они не боятся ухаживать за заразными больными и не отказывают безнадёжным больным, облегчая их предсмертные муки, за что получают в народе прозвище «отцов благой смерти».
22 года, до 1607 г. о. Камилл де Леллис возглавлял созданный им Орден. В 1607 г. он сложил с себя обязанности настоятеля, чтобы полностью отдаться милосердному служению больным. 14 июля 1614 г. он умер в Риме и был погребён в церкви святой Магдалины. На его посмертной маске отчётливо видно выражение спокойной нежности, не исчезнувшее с лица святого даже после того, как душа оставила его тело.
Папа Бенедикт XIV беатифицировал его в 1742 г., а четырьмя годами позже объявил святым.
Сегодня, несмотря на то, что по сравнению с эпохой Возрождения медицина ушла далеко вперёд и иногда сама себе кажется всемогущей, по-прежнему, не менее чем на пятьдесят процентов успех лечения зависит от ухода за больным. По-прежнему не существует машины для переодевания и умывания больных, по-прежнему нужны любящие руки, которые, как и четыре века назад, с любовью и заботой обнимут и поддержат пациента. И сегодня более трёх тысяч братьев и сестёр семьи камилианцев в странах Европы, Азии, Америки и Африки каждый день готовы служить Христу в больных и страдающих, как это делал святой Камилл де Леллис.
Анна Кудрик