Не пожелав отречься от Христа и принести жертвы языческим богам, он был обезглавлен вместе с шестью своими учениками, христианами, как и он по обвинению в атеизме.
В современном нам мире, в среде людей далёких от религии или просто равнодушных к ней можно услышать мнение, что вера и разум диаметрально противоположные понятия. Обретение веры кем-то из близких рассматривается такими людьми как утрата способности самостоятельно мыслить, результат умственной лени или душевного надлома. Если же возразить им, что ни христианство вообще, ни Церковь в частности не отрицают величия и значения человеческого разума, они говорят, что сейчас, да, возможно, но раньше… Таким людям, вероятно было бы интересно узнать историю жизни и обращения святого Юстина, философа, апологета и мученика, чья земная жизнь пришлась на середину II века после Рождества Христова.
Юстин, сын Приска, сына Вакха родился около 100 г. в семье римских колонистов, в городе Флавии Неаполе, построенном на месте разрушенного во время Иудейской войны древнего Самарийского города Сихем, недалеко от того места, где возле колодца Иакова Спаситель говорил самарянке о живой воде и поклонении Отцу в духе и истине.
Родители его были язычники. В молодые годы Юстин начал изучать философию, считавшуюся тогда царицей наук, и весьма преуспел в этом. Однако он принадлежал к числу тех, кто стремился не к игре ума, и не к славе, а к познанию истины, но ни одна из философских школ не могла дать ему стройной картины окружающего мира. Он был стоиком и последователем Аристотеля, изучал Платона и Пифагора, и, наконец, обратил внимание на пророков и учение Библии. Библия привела его к христианству. Его обращение произошло около 130 года в Эфесе. Его биографы упоминают, что основы веры он воспринял от одного из «мужей апостольских», т. е. тех, кто принял веру непосредственно от учеников Христа. Есть основания считать, что учителем Юстина был святой Поликарп Смирнский – ученик апостола Иоанна. Но обращение Юстина ни в коем случае не значило, что он оставил занятия философией. Поняв, что обрёл во Христе истину, он стал странствующим философом, несущим правду о Христе и христианстве.
В 131-132 гг. он пришёл в Рим, где основал философскую школу, для того, чтобы возвещать язычникам христианство. Три из его трудов дошли до нашего времени: две «Апологии» и «Диалог с Трифоном Иудеем».
Это было неблагоприятное для христиан время. Само понятие «христианин» в глазах власти означало «враг государства». Для того чтобы оказаться преследуемым, достаточно было признать себя христианином. Расследование не проводилось – христианство было окружено множеством нелепых слухов и предубеждений, которые никто не пытался ни подтвердить, ни опровергнуть. Первая «Апология» Юстина была первой попыткой объяснить языческому миру суть и смысл христианства, используя язык и принципы античной философии.
Язычество Юстин рассматривал как своего рода введение в христианство, а в Сократе, Платоне и Аристотеле видел провозвестников божественной истины, говоря: «Нас учили, что Христос есть первородный от Бога, и мы заявили ранее, что Он есть Слово (или разум), к Которому причастно все человечество. Те, кто жили разумно (со Словом), — христиане, даже те, кого называли атеистами. Таких можно встретить среди последователей греческой школы, Сократа, Гераклита и им подобных, среди варваров (негреков), к ним относится также и Авраам… и многие другие, чьи дела и имена мы не хотели бы сейчас перечислять, так как находим это утомительным».
Обращая внимание императора Антонина, римского сената и всего народа Рима, к которым обращена первая «Апология», на несправедливость гонений на христиан, Юстин говорит от имени христиан так: «Мы желаем вечной и чистой жизни, мы стремимся к пребыванию с Богом, Отцом и создателем всего мира, и спешим исповедать нашу веру, будучи убеждены и веруя, что такой награды могут достигнуть те, которые делами своими засвидетельствовали перед Богом верность в служении Ему и любовь к жизни у Него, недоступной для зла. Вот в кратких словах, то чего мы ожидаем, чему научились от Христа и что преподаем».
Вторая «Апология» написана около 160 г. в защиту трёх христиан арестованных и обезглавленных за веру. Объясняя, почему христиане предпочитают смерть отречению, Юстин пишет: «…христианские мученики идут на смерть потому, что почитают нечестием отречься от истины».
Истина, к пониманию которой он пришёл через разум и логику, оказалась и для него самого дороже жизни. Во второй «Апологии» святой говорит о том, что ожидает и для себя мученического конца и даже называет возможного доносчика – Кресцента, которого характеризует так: «… этот человек не стоит того, чтобы называть его философом (любителем мудрости), так как он всенародно обвиняет нас в том, чего не знает, — будто христиане безбожники и нечестивцы; и это делает он в угоду и удовольствию обольщенной толпы». Именно по навету Кресцента в 166 или 167 году в правление императора Марка Аврелия, когда префектом Рима был Рустик, Юстин, именуемый философом был арестован. Не пожелав отречься от Христа и принести жертвы языческим богам, он был обезглавлен вместе с шестью своими учениками, христианами, как и он по обвинению в атеизме.
О его мученичестве говорится в «Мученических актах» Симеона Метафраста, подлинность которых не вызывает сомнения. Несмотря на то, что большая часть его работ утрачена, те, что дошли до нас и сегодня сохраняют своё значение и ценность. Святой Юстин и его учение упоминаются в двух важнейших документах Второго Ватиканского собора догматической конституции о Церкви “Lumen gentium” и пастырской конституции о Церкви в современном мире “Gaudium et spes”.
Анна Кудрик