Жизнь этого святого, трудившегося ради того, чтобы среди братоубийственных войн, разорения, чумы и голода те, кому он служил, не утратили самого главного – веры, и в самом деле была медленным, ежедневным, никому не видимым мученичеством, завершившимся мученичеством очевидным для всех — смертью, принятой ради Христа.
Спустя 300 лет после мученической кончины иезуитского священника Андрея Боболи, в 1957 г. в энциклике «Invicti athletae Christi», посвящённой святому, Папа Пий XI, обращаясь к современникам, напишет: «Если мы, в самом деле, готовы день ото дня трудиться ради большего совершенства христианской жизни, в такой добродетели есть всегда частица мученичества». Жизнь этого святого, трудившегося ради того, чтобы среди братоубийственных войн, разорения, чумы и голода те, кому он служил, не утратили самого главного – веры, и в самом деле была медленным, ежедневным, никому не видимым мученичеством, завершившимся мученичеством очевидным для всех — смертью, принятой ради Христа. Этим путём он шёл долгие годы, с того самого момента, когда ещё подростком, воспитанником иезуитской школы, услышал голос Христа, сказавшего ему: «Следуй за Мной».
В июле 1611 г. двадцатилетний польский дворянин Андрей Боболя, только что закончивший курс в иезуитской школе в Вильно, обратился к провинциалу литовских иезуитов Павлу Бокше с просьбой о приёме в новициат. Получив положительный ответ, он написал: «Я, Андрей Боболя, из Малопольши, допущенный в последний день июля к первым испытаниям, готов исполнить всё, что от меня потребуется». Едва ли он мог предположить тогда, какое свидетельство веры ему предстоит дать, и какие испытания ожидают его в его земном странствии, но свой юношеский обет он исполнил до конца.
В новициате, помимо усердной учёбы, он ухаживал за больными в монастырском госпитале и проповедовал на городской площади перед случайными слушателями, не всегда настроенными доброжелательно к Католической Церкви вообще, и к иезуитскому новицию в частности. Во время этих проповедей часто возникали споры о вере, так как среди жителей Вильно были не только католики, но и православные, и протестанты. Исполняя это поручение, юноша научился находить аргументы в защиту своих убеждений, вести дискуссию, владеть собой, оставаясь спокойным в ходе самых ожесточённых дебатов, что было вначале нелегко, так как от природы он был очень эмоционален и не отличался сдержанностью. Приходилось ему, как и другим новициям, и ходить по городу с нищенской сумой, собирая милостыню для бедных, для чего требовалось не только смирение, но и немалая храбрость – на городских улицах было небезопасно. Уже тогда была очевидна его доброта и готовность служить ближним, но обладал он и другими качествами – был от природы гордым, нетерпеливым, своевольным и, зная об этих своих свойствах, неустанно трудился над тем, чтобы взращивая в своей душе добрые семена, преодолеть недостатки порывистой и излишне темпераментной натуры. Прошло два года, 31 июля 1613 г. новиций Боболя принёс первые монашеские обеты и приступил к занятиям сначала на философском факультете иезуитского коллегиума, а затем в Виленской иезуитской теологической академии, которую закончил в 1622 г.
Помимо обычных монашеских обетов целомудрия, послушания и добровольной бедности члены Общества Иисуса дают обет послушания Папе «в вопросах миссий». Этот обет, вопреки распространённому заблуждению, не означает обязанности слепо повиноваться Понтифику во всем, но подразумевает готовность принять от него любую апостольскую миссию. В 1622 г., в тот самый год, когда были канонизированы основатель Общества Иисуса Игнатий Лойола и его ближайший сподвижник, великий миссионер Франциск Ксаверий, Андрей Боболя был рукоположен во священника и принёс вечные обеты в Обществе Иисуса. Жизнь его стала полностью и бесповоротно подчинена миссионерским трудам там, куда его направлял орден.
С 1622 по 1624 г. он служит в Несвиже, где проповедует, а также окормляет заключённых местной тюрьмы. В 1625 г. его направляют в Вильно, где он служит в церкви св. Казимира, оставаясь там до 1630 г. В 1630 г. он возглавляет иезуитскую общину в Бобруйске. Когда в городе, разорённом войной, начинается эпидемия чумы, он самоотверженно ухаживает за больными, несмотря на опасность заражения. Отсюда через два года его переводят в коллегию иезуитов в Плоцк, а оттуда в 1632 г. в Варшаву. С 1637 по 1642 г. он занимает должность префекта по учёбе в коллегиуме в Ломже. Везде, где бы он ни оказался, он становится любим и уважаем благодаря уму, образованности и доброте.
Середина XVII века в Восточной Европе, время политической нестабильности, приграничных конфликтов, переходящих в жестокие войны и религиозного несогласия. Более пятисот лет прошло с тех пор, как произошло разделение Церкви, и здесь, между Польшей, Литвой и Россией, где рядом жили католики и православные, плоды этого разделения были особенно горьки. В числе тех, кто искал возможности вернуть Церкви утраченное единство, были и отцы-иезуиты. Когда в 1596 г. была подписана Брестская Уния, многим казалось, что путь найден, и желанное исцеление ран Церкви близко, но в действительности, поставленная цель не была достигнута. Правителям трёх государств – Польши, Литвы и России гораздо важнее было одержать верх в борьбе за спорные территории, чем содействовать достижению согласия между христианами. И как это часто бывает, они кощунственно пытались выдать своё стремление к власти за священную войну в защиту истинной веры. Врагами вооружённых войск стали не войска противника, а те, кто верил иначе, независимо от пола, возраста и сословной принадлежности.
Андрей Боболя видел, как одни христиане уничтожают других, как льётся кровь на той земле, где он столько лет учил свою паству любви и добру, видел, как насилие рождает насилие и исчезает вера и принял вызов, как настоящий воин Христа. Его оружие – любовь, его сила – крест. Он пускается в миссионерские странствования по Полесью, убеждая, проповедуя, спасая заблудшие души, возвращая потерянных овец в стадо. Он проходит многие километры, обходит всё Полесье, неустанно трудясь ради спасения веры. Многие души ему удаётся спасти, но не везде его встречают с радостью – иные ожесточённые войной и лишениями жители приграничных территорий насмехаются над ним, гонят, забрасывают камнями, но, в конце концов, отеческая любовь, горячая проповедь и пример евангельской жизни смягчают и их окаменевшие сердца. Миссионерство на территории, поражённой религиозными конфликтами, смертельно опасно, но на протяжении нескольких лет ему удаётся уцелеть, пока 16 мая 1657 г. возле деревни Янов Полесский его не настигают казаки, считающие, что они также воюют за истинность веры. Только истинность веры они отстаивают с саблями в руках. Лицом к лицу христиане, готовые убивать за веру, сталкиваются с христианином, готовым за веру умереть.
Убивая безоружного священника, казаки проявили ужасающую изобретательность. «Избив палками и кулаками, его привязали веревкою к лошади и протянули за ней по мучительной и залитой кровью дороге в Янов, чтобы предать последней муке… его били кнутами, к голове привязали венец, как у Иисуса Христа, нанесли ему тяжкие побои и ранили саблей, и он упал. Затем вырвали ему правый глаз, в разных местах сорвали полосками кожу, раны жестоко прижигали огнем и натирали шершавой соломой. Но и это еще был не конец: уши его, нос и губы отрезали, язык вырвали через дыру, что проделали ему в горле, вонзили острое шило ему в сердце. Около же третьего часа пополудни сей несломленный богатырь, явив воистину чудесный пример крепости, был, наконец, пронзен клинком и обрел пальму мученичества».
Его истерзанное тело привезли в Пинск, где, положив в гроб с прибитой к нему дощечкой, латинская надпись на которой гласила, что здесь лежит Андрей Боболя, член Общества Иисуса, убитый казаками, похоронили на кладбище при церкви святого Станислава. Прошло 45 лет. Шла Северная война, вновь ввергшая в бедствия народы Польши и Белоруссии. 16 апреля1702 г. ректор пинского коллегиума Мартин Годебский, вечером горячо молившийся о помощи Божией, увидел во сне священника, назвавшего себя Андреем Боболей, иезуитом, и обещавшего монастырю и всему городу своё заступничество, если его тело будет перенесено с кладбища в церковь. Могилу удалось найти только когда после долгих и безуспешных поисков святой вновь явился во сне уже другому монаху и указал, где искать её. Когда её нашли и вскрыли, то оказалось, что тело мученика, пролежавшее в деревянном гробу на сыром кладбище среди разлагающихся тел других погребённых, осталось нетленным. После же того, как Пинск не затронула чума, разразившаяся в 1710 г., началось массовое почитание Андрея Боболи.
В 1755 году папа Бенедикт XIV провозгласил его мучеником. Спустя почти сто лет, 30 октября 1853 г. Андрей Боболя был беатифицирован папой Пием IX.
Мученик за Христа при жизни, святой Андрей Боболя страдал за Него и после смерти. В 1920 г. войска большевиков вывезли мощи из Полоцка, куда они были перенесены в 1808 г. и отправлены в Москву, в музей Наркомата здравоохранения, где экспонировались, как образец «мумии». Долго шли переговоры между Святым Престолом и советским правительством о возвращении реликвии. Правительство большевиков соглашалось вернуть Церкви мощи под условием, что они не будут нигде выставляться для поклонения. Странно, но люди, декларировавшие абсолютное неверие в сверхъестественное, будто боялись мученика, над реликвиями которого надругались. Для Церкви такие условия были неприемлемыми. Только в 1924 г. Папскому комитету помощи голодающим в России удалось получить разрешение вывезти реликвию в Рим, откуда после канонизации, последовавшей 17 апреля 1938 г. она была передана польскому народу. Во время оккупации и Варшавского восстания нетленное тело Андрея Боболи несколько раз переносили из одной церкви в другую, чтобы сохранить её среди пожара войны. Сегодня мощи святого покровителя Польши и Белоруссии, уцелевшие среди множества испытаний, покоятся в Варшаве.
Анна Кудрик